Феромоны и групповая нервная система

Во второй половине ХХ и вначале ХХІ веков в современной науке в целом и в психологии в частности постепенно происходят революционные открытия, значение которых, как это часто бывает, оценивают не многие. 

В своей статье мы хотим с позиций философии природы рассмотреть, оценить и частично предвосхитить те изменения, которые происходят и ещё должны произойти в современной психологии после открытия в начале 1960-х годов немецким биохимиком А.Бутенандтом феромонов. 

———————————————————————————————————————

Феромоны  — вещества, которые выделяются различными живыми существами для  химической коммуникации между особями одного вида. Как правило, феромоны продуцируются специализированными железами. Феромоны — это летучие хемосигналы, которые управляют нейроэндокринными поведенческими реакциями, процессами развития, а также многими другими процессами, связанными с социальным поведением и размножением. Феромоны модифицируют поведение, физиологическое и эмоциональное состояние или метаболизм других особей того же вида.

———————————————————————————————————————

По нашему мнению, открытие феромонов — достаточное основание для того, чтобы создать гипотезу о существовании групповой нервной системы и группового психического.

Первоначально мысль о единой групповой нервной системе и групповом психическом кажется абсурдной, ведь нервные ткани отдельных особей напрямую не контактируют между собой, а психические феномены, как нам до сих пор кажется на основании своего субъективного опыта, возникают только "внутри" одной особи. Но открытие нового вида коммуникации между живыми существами, а именно химической коммуникации, в которой центральную роль играют феромоны, по нашему мнению, должно кардинально изменить уже существующую мировоззренческую "картинку". И вот почему. 

Феромоны – это вещества, которые подобны гормонам. Вот только гормоны выделяются железами внешней секреции, а феромоны – внешней. Задачи гормонов и феромонов похожи, и те и другие регулируют процессы взаимодействия, соединяют различные элементы систем в одно целое, но гормоны действуют внутри и соединяют отдельные органы и системы в единый организм, а феромоны действуют снаружи и объединяют отдельные особи в единый социальный организм, в групповой субъект: стаю (стадо), боевую группу, толпу и т.п. 

Итак, если говорить образно, то феромоны — это "физиологический клей", который соединяет нервные системы отдельных существ, особей стаи (стада) или членов человеческого сообщества, в единую систему и понуждает их действовать как одно целое, как коллективный субъект. 

Как ведет себя такой коллективный субъект, в данном случае стадо овец хорошо видно на данном видео. 

 

Хотим отметить, что овцы, как достаточно высокоразвитые животные, согласовывают свое поведение не только с помощью феромонов. Есть и другие уровни коммуникации, которые объединяют их нервные системы в одно целое, например, коммуникация с помощью зеркальных нейронов. О других уровнях объединения нервных систем в одно целое мы поговорим позже, а пока вернемся к химической коммуникации с помощью феромонов.  

Силу воздействия феромонов сложно переоценить. Часть феромонов, которые условно объединяют в группу релизеров,  побуждают особь к каким-либо немедленным действиям. Но воздействие т.н. праймеров ещё масштабнее, они формируют определённое поведение особи и даже влияют на их развитие.  Например, у пчелы-матки есть специальный феромон, который подавляет половое развитие других пчёл-самок, и превращает их таким образом в обычных рабочих пчёл. Представьте себе, что подобный феромон может выделять какой-то определенный тип женщин. Такая женщина-матка будет в состоянии подавлять репродуктивную функцию у окружающих. Может именно этим объясняется превращение некоторых дочерей в прислугу для своей стареющей матери? Но это пока что только предположения. 

Хотим обратить внимание, что воздействие феромонов-праймеров очень похоже на воздействие гормонов, что дополнительно укрепляет наше представление о том, то гормоны и феромоны - это вещества, которые внутри и снаружи обеспечивают единый двусторонний физиологический процесс взаимодействия и общей жизнедеятельности как органов одной особи внутри так и отдельных особей снаружи. При этом отдельные особи в момент химической коммуникации можно и нужно рассматривать как относительно автономные органы единого группового организма - стаи (стада).

В пользу представления об общей основе и задаче феромонов и гормонов свидетельствует также одно из существующих определений понятия "гормоны":

______________________________________________________________________

Гормоны - это сигнальные химические вещества, вырабатываемые клетками тела и влияющие на клетки других частей тела.

______________________________________________________________________

Кстати, именно это определение позволяет причислять к гормонам и гормоны растений. Напомним, что растения синтезируют не только гормоны, но и феромоны. Таким образом, будет вполне логично предположить, что физиологическая пара гормоны-феромоны возникла на самых ранних стадиях эволюции и, очевидно, первоначально не имела специализированных органов для их синтеза.   

Но давайте заглянем еще глубже. Согласно современным эволюционным представлениям, когда-то произошло объединение колонии одноклеточных в единый многоклеточный организм. Возможно тогда контрагентом объединения клеток в одно целое было вещество, которое, условно говоря, является общим "предком" для гормонов и феромонов. Его "потомки" гормоны и феромоны появились только после того, как отдельные клетки "срослись" в единый организмом. Внутри "остались" гормоны", а снаружи "феромоны".

Задача феромонов - объединять отдельные организмы в совокупный групповой организм, в колонию относительно автономных организмов. Очевидно, что тогда феромоны действовали напрямую, так как нервной системы еще не было. Каким то образом феромоны влияли на гормоны и наоборот. Когда же возникли первые самые примитивные нервные системы, они стали использовать и гормоны и феромоны, как внутренние и внешние медиаторы. 

Естественно, что для первых нервных систем, когда отдельных органов восприятия ещё не существовало, непосредственная химическая коммуникация с помощью феромонов была единственной формой взаимодействия с внешним миром. Частью это внешнего мира были отдельные особи своей стаи (стада) и их нервные системы. 

Феромоны, как летучие хемосигналы, сообщали одной нервной системе о состоянии других нервных систем и тем самым синхронизировали их состояние и активность. Возникала синергия нервных систем особей одной стаи (стада) и они объединялись в одно сетевое целое, в сетевую групповую нервную систему.

В групповой нервной системе каждая отдельная нервная система может рассматриваться как отдельный орган восприятия внешнего мира. Если что-то происходит с одной особью, это сразу же непосредственно чувствуют другие. Это повышает общую эффективность реакций всех других нервных систем. Так на время химической коммуникации возникает групповое психическое. 

Дальнейшее развитие нервных систем привело к возникновению других форм коммуникации, но химическая коммуникация все равно сохранилась и, более того, осталась в каком то смысле базовой для всех существ, вплоть высших животных и, наконец, самого человека.

Когда эволюция привела к возникновению инстинктов на основе рефлексов, химическая коммуникация и возникающие, по нашему мнению, на её основе феномены групповой нервной системы и группового психического стали основными, системообразующими элементами стадного инстинкта.

В процессе эволюции сформировался и отдельный специализированный орган, который отвечает у высших животных и человека за химическую коммуникацию. Это т.н. вомероназальный (якобсонов) орган

Ест ещё одни момент, который мы бы хотели коротко рассмотреть именно в этой статье. Внимательный натурфилософский анализ феномена химической коммуникации дает основания считать её самой первой и самой древней  сигнальной системой.  

В современной, особенно отечественной науке за понятиями "первая сигнальная система" и "вторая сигнальная система" закрепились определенные представления, сформулированные ещё И.П. Павловым. В них пока что нет места  для представлений и химической  коммуникации с помощью феромонов. И это вполне понятно, потому что она была открыта почти через 30 лет после смерти великого русского физиолога. Нам кажется, что нужно "найти место" для химической коммуникации в системе представлений о первой и второй сигнальной системе. 

Учитывая, что скорее всего, самые простые формы химической коммуникации возникли ещё до возникновения нервной системы, а понятия "первая сигнальная система" создавались именно изучения физиологии нервной системы животных, мы предлагаем называть химической коммуникацию "нулевой сигнальной системой". При этом важно подчеркнуть, что она впоследствии, после возникновения нервной системы, стала самым первым и самым архаичным уровнем "первой сигнальной системы".  

Итак, как нам кажется, обобщающие философские размышления о значении открытия феромонов и той роли, которую они играют в физиологии живых существ, можно сделать следующие выводы: 

1. Живое вещество постоянно находится в диалектически противоречивом процессе объединения и разделения.

2. Этот процесс приводит, с одной стороны, к возникновению в сообщества, а с другой стороны к сохранению определенной автономности элементов такого сообщества. 

3. Химическая коммуникация является самой древней формой взаимодействия живых существ в целом и указанных сообществ в частности. 

4. Химическая коммуникация обеспечивает единство сообществ живых существ. 

5. У феромонов и гормонов на стадии формирования клеточных колоний мог быть общий "предок". 

6. Гормоны и феромоны составляют физиологическую пару, выполняя похожи и взаимосвязанные задачи внутри и вне отдельного организма. 

7. Феромоны продолжают выполнять задачу, которую выполнял их "предок" и объединяет живые организмы одного вида в подобие клеточных колоний (стада,  стаи, косяки и т.п.). 

8. После появления нервных систем химическая коммуникация стала для них первым и основным каналом получения информации о внешнем мире в целом и об особях своей группы представителей своей стаи в частности.

9. Эволюция нервных систем и организмом привела к возникновению особых органов, которые синтезировали и воспринимали феромоны. В свою очередь, феромоны превратились в основной медиатор внешней химической коммуникации.     

10. В процессе химической коммуникации отдельные нервные системы объединяются в единую сеть, в единую групповую нервную систему, что повышает их эффективность и приводит к возникновению феномена группового психического. 

11. Стаю (стадо) можно рассматривать как подобие самого древнего коллективного субъекта, а именно колонии одноклеточных, но на более высоком витке эволюции.

12. Из-за устойчивого автономного существования отдельных особей, стадо никогда не объединится в единый организм, иными словами, не "срастется", но тем не менее, в жизнедеятельности и поведении обладает признаками общего коллективного субъекта. 

13. Химическая коммуникация должна рассматриваться как "нулевая сигнальная система", которая после появления нервной системы стала самым архаичным уровнем "первой сигнальной системы".  

Надеемся, что наши натурфилософские размышления подтолкнуть читателей к самостоятельному критическому осмыслению вопросов, которые мы затронули. Рады будем услышать замечания и размышления по поводу. 

В будущем мы планируем рассмотреть значение открытия зеркальных нейронов, которые, по нашему мнению, также обеспечивают объединение нервных систем в одно групповое целое, но уже на другом уровне. 

P.S. Материал данной статьи во многом перекликается со статьей "Муж и жена - одна сатана", в которой рассматривается физиологическая связь между супругами вообще и химическая коммуникация между ними как её компонент, в частности.   



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игрушка-раскладушка "Развитие нервной системы младенца"
  • "Древо жизни как основа нервной системы"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Золотая середина" и "между" - одно и то же?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Психология капиталистической Системы - новая книга В.Лебедько "Живые Души"
  • Некоторые правила коммуникации и упражнение "что говорить"
  • Нарушения коммуникации или "почему мы любим добрых людей?"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".
  • "Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих химической зависимостью"
  • Мастер-класс по изготовлению настольной игры "PEXISO" (память, коммуникации, сплочение)
  • "Хроники школьного психолога" Упражнения на коммуникации
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Чакральная" Модель Системы Потребностей
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • "Симптом- сигнальная "лампочка" организма"
  • Пол Бо - Медитация "Откат Системы"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь