Новый год дает ощущение новых возможностей. Многие задумываются о результатах, которые хотят получить. Давайте посмотрим, какие 3 техники помогут в достижении новых целей.
1. Mind map
Самый простой способ разобраться с целями и задачами - нарисовать их в ассоциативной карте. Эта схема помогает идеям и желаниям превратиться в цели.
Как создать ассоциативную карту:
В майнд карте цель представлена в виде центрального образа, который дополняют детали - ассоциации, желаемые результаты или уточнения. Она отображает всю картину целиком и позволяет структурировать желания в цели.
В центре карты помещают общую идею. Например, «Мой 2019 год - цели и успехи». Далее дополняют основную идею желаниями и целями:
- работа
- семья
- здоровье
- хобби и увлечение
- и тд
У каждой большой цели добавляют желаемый результат:
- работа: найти новую / получить повышение / увеличить бонусы
- семья: отдых на море / купить новую квартиру / завести второго ребенка
- здоровье: спорт и тренировки, витамины, обследование
- и тд.
Далее каждая маленькая цель обрастает действиями, уточнениями и пожеланиями, появляются факторы-ограничители и возможные решения.
Пример:
В чем польза:
- удобно выделить главную мысль
- сохраняется фокус
- простота восприятия
- ассоциации приводят к неожиданным решениям
- легко что-то добавить или убрать
Подробно про ассоциативные карты можно почитать в книгах английского психолога Тони Бьюзена, автора книг «Супермышление», «Работай головой» и «Научите себя думать».Хорошая книга по теме структурирования информации и создания схем - «Визуализируй это! Как испольхоать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы» Дэвида Сиббета.
2. Матрица Эйзенхауэра
Cпособ в тайм-менеджменте, который помогает отделить важные и срочные дала от неважных и несрочных и сэкономить время. Названа в честь 34-го президента США Дуайта Девида Эйзенхауэра. Эта система помогала ему выполнять множество дел и оптимизировать рабочий график.
Как отделить важное от ненужного:
Смысл матрицы - распределить дела по степени важности и срочности выполнения. Она содержит 4 квадранта: важно / не важно и срочно / не срочно. Каждой задаче соотетсвует свой квадрант.
Квадрант А: важно и срочно - должно быть минимальное количество дел. Если их много, значит существуют проблемы с организованностью и расстановкой приоритетов.
Что сюда может попасть:
- дела, которые невозможно не выполнить: поход с острой болью к зубному, выплата кредита, проект с четким дедлайном.
- дела, которые сильно влияют на общую цель: поиск вакансии, подготовка к собеседованию, покупка путевки для отпуска.
Квадрант В: важно, но не срочно - самые приоритетные и перспективные дела, наши повседневные задачи. Те, кто умеют располагать большинство дел в этом квадранте достигают больших успехов в карьере и жизни. Основное преимущество - нет срочности, значит можно подумать и выбрать лучшее решение.
Что сюда может попасть:
- текущие дела: отбор вакансий, рассылка резюме, составление сопроводительных писем.
- планирование и анализ, подведение итогов.
- график учебы или спортивных тренировок
Квадрант С: срочно, но не важно - чаще всего здесь находятся дела, которые скорее отвлекают, чем приближают к намеченной цели. Главное - не перепутать их со срочными и важными делами из квадранта А.
Что сюда может попасть:
- собрания или встречи, которые не влияют на результат, но требуют вашего присутствия.
- неожиданное событие, которое требует внимания: забрать детей, у которых отменили занятия, починить экран у телефона, поменять лампочку в коридоре.
Квадрант D: не важно и не срочно - самые бесполезные задачи. Их приятно выполнять, но они никак не приближают к цели. Делать в самую последнюю очередь или можно не делать совсем.
Что сюда может попасть:
- пожиратели времени: лента в фейсбуке, разговор за чашкой чая с коллегой или с подругой, сообщения в чате.
Пример:
Этот прием помогает структурировать дела по степени выполнения и получить свободное время.
3. SMARТ
Техника постановки и достижения целей, позволяет спланировать действия, необходимые для желаемого результата. В чем польза метода? Список абстрактных желаний превращается в цели и понятный план действий.
SMART - это аббревиатура пяти базовых понятий:
S - Specific - цель должна быть конкретной. То есть мы конкретизируем свое желание, отвечая на вопрос что именно я хочу?
Пример: Вместо «найти новую работу» получаем «выбрать вакансии руководителя отдела продаж в ИТ компании, выслать резюме и пройти собеседование». Вместо «похудеть» получаем «начать бегать и перестать есть булочки после 18:00».
M - Measurable - цель должна быть измерима. Нужна понятная цифра, которая измеряет результат.
Пример: Вместо «найти работу» получаем «отправить 1500 резюме, получить 15 приглашений на собеседование и 2 офера». Вместо «хочу похудеть» получаем «бегать 2 раза в неделю и перестать есть булочки после 18:00».
Заметили, что каждый новый критерий SMART делает цель понятнее?
A - Achievable - цель должна быть достижима. То есть это такая цель, которую вполне можно воплотить, приложив немного усилий. Она находится в разумных пределах ваших знаний, сил и умений.
Пример: Вместо «найти работу» получаем «написать сопроводительное письмо для каждой вакансии». Но не ставим цель «получить место коммерческого директора», если навыков хватает только на руководителя отдела продаж. Вместо «хочу похудеть» получаем «бегать 2 раза в неделю или плавать 2 раза в неделю». Но не ставим цель «сбросить 15 кг за неделю».
R - Relevant - цель должна быть актуальной. То есть эта та цель, которую вы действительно хотите достичь. Ее можно проверить вопросом «Что изменится в моей жизни, если я этого добьюсь». Ответ подскажет вам, действительно ли эта цель важна для вас сейчас или лучше заняться чем-то другим.
Пример: Вместо «найти работу» формулируем «получить повышение в должности и увеличение з/пл». Вместо «хочу похудеть» получим «записаться на тренировку по боксу / танцам».
T - Time-bound - цель должна быть ограничена сроком. То есть, на выполнение каждой цели отводится определенное время. Как только сроки начинают увеличиваться, надо разбираться с чем это связано.
Пример: Вместо «найти работу» получаем «в течение 60 дней найти вакансии, выслать резюме, пройти собеседование и получить офер». Вместо «хочу похудеть» получим «заниматься спортом каждую неделю в течение 6 мес».
Задание:
Сформулируйте свою цель используя каждый критерий техники SMART.
Пример
Было - «хочу найти работу»
Стало:
S - конкретная - Найти 1500 вакансий на позицию Директор по продажам ИТ компании с з/пл от 200 000 руб
M - измеримая - Отправить 1 500 резюме и написать сопроводительное письмо для каждой вакансии
A - достижимая - Получить 15 приглашений на собеседование и 2 офера.
R - актуальная - Для того, чтобы сменить сферу деятельности и увеличить доход, потому что надо купить новую квартиру
T - время - В течение 60 дней.
Новогодние каникулы - отличное время, чтобы поставить новые цели. Выберите удобный для себя способ и получите хороший результат!
Записаться на бесплатную экспресс консультацию и разобрать свои цели.
Telegram