|
А.В. Федоров. Другая война, или Запад есть Запад… Военная тема в западном кинематографе эпохи «холодной войны»Эпоха «холодной войны» существенно отразилась на кинематографе Запада и СССР, породив сотни фильмов с конфронтационными сюжетами [Федоров, 2015]. В основном это были шпионские ленты. Однако «холодная война» не могла не повлиять на кино и о «горячих войнах», включая вторую мировую. Вот почему и западные, и советские кинематографисты в общем-то довольно редко обращались к сюжетам, связанным с показом роли союзников (советских и западных — соответственно) в борьбе с нацизмом. Западные фильмы о сталинградской битве или советские о французских летчиках «Нормандии-Неман» были, скорее, исключением, чем правилом… Правилом было другое: в сотнях советских фильмов рассказывалось о войне на Восточном фронте и о партизанском движении на оккупированной нацистами территории СССР, а в сотнях западных — о Западном фронте и о подпольщиках на оккупированной территории Франции… Однако и в этом случае западный кинематограф эпохи «холодной войны» стремился показать зрителям, что война на Западном фронте существенно отличалась от войны на фронте Восточном. Почему? Да потому, что, согласно западной концепции «холодной войны», на Западном фронте шла война представителей цивилизованного Западного мира между собой, а на Восточном — война представителей цивилизованного Западного мира с варварами… Да из этого правила были исключения (один из ярких примеров — «Старое ружье» Робера Энрико). Но в целом соблюдался известный тезис: «Запад есть Запад…». Исходя из этого и сюжеты для западных фильмов эпохи «холодной войны» подбирались соответствующие, то есть нацистские персонажи изображались в ситуациях «максимального благоприятствования». К примеру, в «Лисе Парижа» (ФРГ-Франция, 1957) показан храбрый боевой офицер Вермахта. За кадром он героически сражался с варварами на Восточном фронте, а в кадре — в оккупированном Париже влюблялся в очаровательную француженку, связанную с движением сопротивления. Затем он оказывался втянутым в шпионскую игру и в финале разочаровывался в идеях нацизма… В «Кошке» (Франция, 1958) еще один интеллигентный нацистский офицер и снова в оккупированном Париже опять-таки влюблялся в очаровательную француженку, связанную с подпольем… А авторы «Зеленых дьяволов Монте Кассино» (ФРГ-Франция, 1957) в показе «хороших нацистов» как добрых партнеров пошли еще дальше, сконцентрировавшись на истории о том, как благородный немецкий офицер, накануне бомбардировки союзниками итальянского монастыря Монте Кассино (случившейся 15 февраля 1944 года), спасает хранившуюся там коллекцию шедевров живописи, переправляя её в Ватикан… И надо отдать должное создателям этой ленты: они сделали все, чтобы представить немецкие оккупационные войска в Италии с самой лучшей стороны: нацисты заранее эвакуируют местное население, чтобы создать укрепрайон, кормят голодных итальянских детей и т.п. Даже о «русских варварах» немецкие солдаты вспоминают вполне добродушно («В России мне одна бабенка пела «Калинку»)… Но наиболее ярко концепция «другой войны» проявилась, на мой взгляд, в детективе «Ночь генералов» (Великобритания-Франция, 1967). Здесь в июле 1944 года французский инспектор полиции (Ф. Нуаре) в оккупированном Париже в почти дружеской беседе сообщает нацистскому майору Грау (О. Шариф) о заговоре немецких генералов против Гитлера и о готовящемся на него покушении… Но майора это, оказывается, совсем не волнует. Ему нужно во что бы то ни стало вывести на чистую воду одного из нацистских генералов, подозреваемых в убийстве польской проститутки, которое произошло два года назад — в оккупированной Варшаве 1942 года…
Итого в сухом остатке: «хороший нацист» легко находит общий язык с «хорошим французским полицейским», чтобы найти высокопоставленного убийцу проституток. А фоном этого почти дружеского сотрудничества становится заговор других «хороших нацистов» против Гитлера… Таким образом, западный кинематограф эпохи «холодной войны» создавал устойчивый стереотип о «хороших немцах», которые по воле плохого Гитлера были вынуждены воевать не только с русскими варварами, но и, увы, с хорошими французами, американцами и англичанами… Структура стереотипов «другой войны» в западном игровом кино Исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1939 по 1945 годы. Германия, Франция, Италия, Польша, СССР, другие страны. Приемы изображения действительности: квазиреалистичное. Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи (американские и английские солдаты, антинацистские подпольщики, «хорошие немецкие офицеры, солдаты, медсестры») — носители идей гуманизма, а порой и пацифизма; отрицательные персонажи («плохие немецкие офицеры и солдаты») — носители антигуманных нацистских, милитаристских идей. Персонажей, как правило, не разделяет социальный и материальный статус. Как правило, только отдельные нацисты (вроде генерала Танца из «Ночи генералов») показаны жестокими врагами, с властной мимикой и жестикуляцией, неприятными голосовыми тембрами. «Хорошие нацисты», напротив, наделены в западных фильмах о «другой войне» обаятельной внешностью, умом, хорошими манерами, интеллигентностью и обворожительными голосовыми тембрами. Существенное изменение в жизни персонажей: «плохие нацисты» собираются воплотить в жизнь свои антигуманные цели. возникшая проблема: жизнь положительных персонажей (в том числе и «хороших нацистов») оказывается под угрозой. поиски решения проблемы: борьба (разными видами и способами) положительных персонажей с отрицательными. решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей (или их самоубийство). Можно ли утверждать, что стереотипы «другой войны» в западном кино навсегда ушли в прошлое? Увы, на мой взгляд, ответ может быть только отрицательным. Запад есть Запад… И в лентах XXI века западный экран в целом продолжает использовать все те же стереотипы. А что касается образа России, то и теперь на западном экране она в большинстве случаев предстает варварской страной с непостижимыми для западного менталитета законами, обычаями и персонажами… *статья написана в рамках исследования, выполненного за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014). Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов». Фильмография Лис Парижа / Der Fuchs von Paris. ФРГ-Франция, 1957. Режиссер Пауль Май. Актеры: Мартин Хельд, Марианна Кох, Харди Крюгер, Мишель Оклер и др. Зеленые дьяволы Монте Кассино / Die grünen Teufel von Monte Cassino. ФРГ-Франция, 1958. Режиссер: Харольд Райналь. Актеры: Йахим Фуксбергер, Эмма Карлова, Анти Герг и др. Кошка / La Chatte. Франция, 1958. Режиссер Анри Декуэн. Сценаристы: Анри Декуэн, Жак Реми. Актеры: Франсуаза Арнуль, Бернхард Викки, Андре Версини и др. Ночь генералов / The Night of the Generals. Великобритания-Франция, 1967. Режиссер Анатоль Литвак. Сценаристы: Жозеф Кессель, Джеймс Хэдли Чейз (автор романа Ханс Хельмут Кирст). Актеры: Питер О'Тул, Омар Шариф, Том Кортни, Дональд Плезенс, Джоанна Петти, Филипп Нуаре и др. Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|