В.Вепринцев, А.Манойло, А.Петренко, Д.Фролов. Операции информационно-психологической войны

Информационная операция — комплекс согласованных и взаимосвязанных мероприятий по манипулированию информацией, осуществляемых по общему плану с целью достижения и удержан превосходства через воздействия на информационные процессы в системах противника.

Под информационной операцией также понимается использование сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимоувязанных по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов информационного воздействия (и иных форм силового воздействия на объект атаки, применение которых взаимоувязано с общим замыслом операции реализуемых в виде совокупности разовых акций информационной агрессии.

В октябре 1998 г. Министерство обороны США ввело в действие «Объединенную доктрину информационных операций» (Joint Pub 3-13 «Information Operations», DOD US, December 1998). В ней определение термина «информационная операция» было сформулировано следующим образом: «информационная операция — это действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку, передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем».

В руководящих документах НАТО, принятых в 1999 г., информационная операция определяется как «действия, предпринимаемые с целью оказания влияния на принятие решений в поддержку собственных политических и военных целей путем воздействия на информацию, информационные процессы и системы управления противника, при одновременной защите собственной информации и информационных систем».

Главными разновидностями информационных операций в зависимости от объекта атаки (человеческое сообщество или машинная система) являются информационно-психологические операции и кибератаки, которые составляют основу информационной войны в целом.

Психологическая операция (информационно-психологическая операция, англ. — Psychological Operations, PSYOP) — разновидность информационных операций. Психологические операции (ПсО) — главный элемент содержания психологической войны. Их проведение предполагает использование на практике сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов психологического воздействия. Психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы людей (на противника) с целью внедрения в их среду чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли. В психологических и информационных операциях речь идет об определенной структуре навязывания картины (модели) мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения.

Главная цель информационно-пропагандистских акций в процессе проведения психологических операций — это дестабилизация общественной жизни, разложение изнутри, подготавливающее почву для успешного осуществления политических, экономических и военных действий. Ввиду того, что объектом информационно-психологического воздействия  являются  люди,  главная  задача информационно-пропагандистских акций в процессе проведения ПсО заключается в том, чтобы повлиять на духовную сферу — общественное мнение и настроение, ценностные ориентации, взгляды, социально-психологический климат, посеять страх и неуверенность перед будущим, вызвать недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать атмосферу недовольства, тревоги, содействовать возникновению оппозиционных групп и стимуляции антиправительственной деятельности и т. п.

В частности, в соответствии с уставами и наставлениями вооруженных сил США под психологической операцией понимаются мероприятия по воздействию на определенные группы людей и отдельные лица с помощью СМИ, различного рода печатной, аудио- или видеопродукции, а также путем личного общения, чтобы вызвать у них такое настроение или поведение, которые способствовали бы достижению политических и военных целей. Главными объектами воздействия считаются лидеры политических и общественных организаций, религиозных общин, наиболее влиятельные представители деловых кругов, военной элиты и творческой интеллигенции. Мероприятия могут также охватывать личный состав вооруженных сил, рабочих, крестьян, техническую интеллигенцию и государственных служащих.

Общее в современном понимании психологического содержания, психологических механизмов, собственно психологической сущности ПсО, психологической войны, пропаганды — использование специфических средств и способов для оказания воздействия с целью манипулирования группами людей и отдельными лицами в интересах других личностей и групп людей, т. е. это процесс организации и осуществления специфического воздействия на людей для манипулирования ими.

Понятие «психологические операции», по взглядам американских военных специалистов, имеет широкое и узкое толкование.

В широком смысле под психологическая операция понимается спланированное использование средств, форм и методов распространения информации для оказания определенного воздействия на установки и поведение человека. Такие операции состоят из политических, военных и идеологических мероприятий, цель которых — изменение поведенческих и эмоциональных установок определенных групп людей и отдельных лиц по тем или иным вопросам в желательном направлении. Они проводятся в русле государственной политики, а их военная сторона координируется с деятельностью соответствующих правительственных учреждений. В более узком плане психологические операции применяются вооруженными силами для деморализации и дезориентации противника. В этом случае они рассматриваются как специфическое оружие, с помощью которого повышается эффективность боевых действий. Кроме того, ПсО способствуют консолидации, информационному обеспечению и укреплению морального духа населения и личного состава вооруженных сил союзных и дружественных государств. Проведение психологических операций может предшествовать началу ведения боевых действий с применением обычных сил и средств и в современном постиндустриальном обществе выступать по сути самостоятельной формой боевых действий.

Психологические операции могут проводиться в интересах высших эшелонов государственного и военного управления. Основными видами ПсО, предусмотренными в США для военного времени, являются контрпропаганда, деморализация личного состава противника и враждебно настроенного местного населения, склонение военнослужащих противника к сдаче в плен, дезинформация, поощрение деятельности на территории противника диссидентов, формирование у местного населения дружеского отношения к американским войскам.

Психологические операции проводятся как в сфере межгосударственной борьбы, включая вооруженные конфликты, так и в сфере политической борьбы и экономической конкуренции, в том числе внутри государства. При этом могут использоваться сходные (идентичные) формы, средства и методы информационно-психологического воздействия и опыт проведения ПсО в других сферах (рис. ).

психологические операции

Психологическая операция, как правило, содержит три этапа, где каждый последующий шаг опирается на предыдущий:

1. Разрушение противодействия, разрушение старой модели (картины) мира, что позволяет освободить нишу для проведения следующего этапа.

2. Введение новой информации в отношении старых моделей, зачастую противоположной старой.

3. Введение информации о новых объектах.

Подобная схема позволяет перейти от введения информации к введению нового типа поведения, опирающегося на новую информацию, что оказывается возможным из-за произведенного изменения в модели мира у потребителя этой информации.

Американские требования к планированию Психологической операции включают следующие элементы:

1. Анализ ситуации.

2. Концепцию операции.

3. Формулировку целей по отношению к конкретной аудитории.

4. Руководство по использованию тем, с особым вниманием к темам, которых следует избегать.

5. Четкие требования к подразделениям по ПсО и необходимой технике.

6. Координацию.

7. Логистику и финансирование.

8. Расписание операций.

Информационно-психологические операции в политической борьбе структурно могут быть представлены как состоящие из трех основных компонентов:

• информационно-рекламной и/или информационно-пропагандистской деятельности;

• демонстрационных действий;

• организационно-практической деятельности.

Информационно-пропагандистская (информационно-рекламная) деятельность осуществляется в виде кампаний, акций и отдельных мероприятий с использованием средств массовой коммуникации, а также прямых контактов с различными аудиториями с применением соответствующих приемов и эффектов воздействия на психику людей.

Демонстрационные действия представляют собой акции и мероприятия, основное отличие которых от реальных практических действий заключается в ориентации в первую очередь не на их результат, а на использование как средства психологического воздействия на людей. В качестве таких действий могут выступать:

• угроза применения каких-либо санкций и мер по отношению к конкретным лицам или организациям;

• проведение благотворительных акций в период предвыборной борьбы;

• выдвижение и принятие значимых социальных программ и др.

Признаками отличия демонстрационных действий от реальных практических дел выступают их приуроченность к социально значимым событиям (например, выборам), сопровождение эффектной рекламной кампанией, а также зачастую отсроченностью планируемых основных (конечных) результатов и социально значимых последствий на некий период.

Организационно-практическая деятельность реализуется в вид мероприятий и акций обеспечивающего характера, которые направлены на оказание психологического воздействия на определенны лиц и группы людей или создание условий, повышающих его эффективность и эффективность информационно-психологических операций в целом или отдельных информационно-пропагандистских акций. В структуре этой деятельности выделяются три основные группы организационно-практических действий:

1. Действия, направленные на организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение информационно-пропагандистских (информационно-рекламных) акций с использованием средств массовой коммуникации.

2. Действия, направленные на обеспечение демонстрационных действий, различных акций поддержки, митингов, демонстраций, собраний, встреч и т. п.

3. Действия по проведению различных переговоров, привлечению влиятельных сторонников, организации финансовой и иной поддержки, проведению выгодных решений в органах исполнительной и законодательной власти на различных уровнях и т. п. Основные организационные формы таких действий — политические игры и лоббирование.

Общие правила (принципы) информационно-пропагандистских акций в ПсО:

• осуществление информирования по всем возможным каналам, которые достигают объектов ПсО;

• использование в пропагандистских акциях любых аргументов и доводов, которые могут служить достижению целей проводимых психологической операцией;

• постоянное составление (формирование) и распространение сообщений с искаженной, ложной или специальным образом подобранной информацией, в том числе в виде слухов;

• дифференцированный подход к объектам пропагандистских акций по возрастному, национальному, профессиональному и другим признакам;

• изменение содержания пропагандистских материалов, способов и средств их подачи в зависимости от обстановки: от незаметного и скрытого манипулятивного воздействия, до прямых побудительных призывов к активным действиям;

• постоянный учет психологических особенностей и состояний людей для того, чтобы расширить аудиторию объектов пропагандистских акций путем использования специальных приемов манипулятивного воздействия;

• использование в пропагандистских акциях проводимых ПсО граждан и других лиц, постоянно проживающих в странах-мишенях воздействия или выходцев из них.

Особенности организации и проведения психологической операции:

• внезапность нанесения удара по противнику;

• скрытность стадии подготовки операции (в том числе возможность скрытного, практически не выявляемого разведкой противника маневрирования силами и средствами а также возможность их быстрого и скрытного сосредоточения вблизи границ и жизненно важных коммуникаций противника для внезапного нанесения удара);

• идеальные условия для маскировки и сокрытия истинны намерений, создаваемые использованием методов психологического и информационно-технического воздействия (средств информационно-психологической войны), возможность действовать под чужим флагом;

• отсутствие материальных следов агрессии, позволяющих установить истинного агрессора и привлечь его к международной ответственности;

• отсутствие необходимости физического вторжения на территорию противника и оккупации этой территории для до тижения своих целей;

• бездействие основного вооруженного потенциала государства, ставшего жертвой информационно-психологической агрессии фактическое бездействие или неэффективность традиционных военно-политических союзов, созданных для отражения попыток военного вторжения и коллективной обороны от традиционных средств вооруженного нападения;

• хорошие возможности для нанесения жертве агрессии (в условиях мирного сосуществования) ущерба, сравнимого с результатами военных действий на его территории, без специального объявления войны или каких-либо иных изменениях дипломатических отношений;

• серьезные трудности, испытываемые жертвой агрессии в обнаружении источника информационной (психологической) агрессии, ее квалификации и определении степени опасности и агрессивности выявленных атак (нападений) его информационные ресурсы и социальную сферу информационно-психологических отношений, а также истинных масштабов и целей агрессии, поскольку психологические операции проводятся тайно, с соблюдением мер конспирации и выявить факты проведения можно только в результате сложного процесса аналитической реконструкции (воссоздания замысла, структуры, установления целей, задач, сил и средств методов достижения целей и многого другого) такой операции по многочисленным внешним проявлениям и признакам, как правило, косвенным) этой деятельности агрессора, фиксируемым в физическом и информационно-психологическом пространстве. Такие трудности ставят жертву информационно-психологической агрессии в невыгодное положение, в первую очередь на начальных стадиях конфликта, когда требуются немедленные действия для предотвращения наносимого агрессором ущерба. Следует также отметить, что, в силу латентности протекания организационной и активной стадии информационно-психологической операции жертва агрессии может обнаружить, что на нее напали, только на завершающей стадии проведения такой операции, когда локализация ущерба уже вряд ли возможна;

• трудности, испытываемые жертвой агрессии при выборе системы мер реагирования на информационно-психологическую агрессию, предотвращения нанесения этим нападением ущерба государственным интересам и выборе адекватного ответа (ударом на удар). Это связано как с трудностями установления по немногочисленным, в основном косвенным, признакам и проявлениям истинных целей агрессивных действий, так и с отсутствием четкой общепринятой классификации (методики оценки) разновидностей информационно-психологической агрессии, позволяющей однозначно отнести те или иные действия, совершаемые агрессором в информационно-психологической сфере, к экспансии, агрессии или войне;

• отсутствие военно-политических блоков, союзов и коалиций, призванных обеспечивать коллективную безопасность от внешней агрессии в информационно-психологической сфере, что оставляет жертву информационно-психологической агрессии один на один с агрессором без какой-либо заранее подготовленной поддержки извне.

Источник: В.Б. Вепринцев, А.В. Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов. Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. — М., 2005.

Просмотров: 1891
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Е. Леонтьева, А. Зарицкая. Первый ребенок в тридцать — неожиданные чувства. Диалог двух психологов
  • А.В. Манойло. Модель информационно-психологической операции в международных конфликтах
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Вячеслав Гусаров. Информационно-психологические операции в Ираке: война пропаганд
  • Вячеслав Гусаров. Информационно-психологические операции ВС Украины в Республике Ирак
  • Кинопропаганда. Роль кинематографа в информационно-психологической войне
  • Виктор Логвинец. Эпоха информационно-психологических операций: Ливия
  • А.В. Манойло. Психологические операции в бизнесе: технологии индивидуального воздействия на участников переговоров
  • Георгий Почепцов. Информационно-коммуникативные процессы в современном обществе
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • А.В. Манойло. Психологические операции. Принципы управления конфликтами - А. Манойло
  • Георгий Почепцов. От фонового воздействия до партизанской информационной войны Умберто Эко
  • Ольга Старова. Средства массовой информации как источник агрессии. - Ольга Старова
  • Владимир Платонов. Стратегический обман: хроника психологической войны в Ливии
  • Сергей Березин. Внутренние информационные операции (на примере Свердловской области)
  • Александр Евсеев. Семантика военной пропаганды (на примере антитеррористической операции в Славянске)
  • Григорий Чаусовский. Плацебо-эффект. Психотехнология усиления положительной плацебо-составляющей фармакологического действия лекарственных средств
  • Георгий Почепцов. Информационные операции и Крым: причины и следствия. - Г. Почепцов
  • Максим Барбашин. Технологии информационного воздействия и социальной вакцинации
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Лара Шрагина. Проблема психологической природы воображения
  • И. Млодик. Любимые родительские воздействия
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Георгий Почепцов. Советский опыт управления массовым сознанием как предтеча российских информационных операций
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Георгий Почепцов. Невидимые информационные воздействия
  • Георгий Почепцов. Особенности пропагандистских механизмов с двух сторон российско-украинского конфликта
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь