Конспект НОД «Путешествие в осень»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень»
Задачи: закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осенью; развивать память, воображение, ориентировку в пространстве, песенные умения, двигательные навыки, пантомимическую и речевую выразительность, чувство ритма; формировать интерес к природным явлениям, совместным играм.
Материалы: корзина с муляжами овощей и фруктов, сплетенная паутина, игрушка-паучок, обручи, ложки.
Предварительная работа: беседы по теме «Осень», рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдения в природе, разучивание с детьми стихов.
Непосредственно — образовательная деятельность:
Осень: дети, отгадайте загадку:
Плащ золотистый она надевает, Теплое лето она провожает, Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы. (Осень).
Осень: Правильно, я предлагаю вам отправиться в «раннюю» осень, в бабье лето, где еще сохраняется тепло, еще почти все листья на деревьях зеленые, но некоторые листочки уже желтеют. (Дети натыкаются на воображаемую паутину) Это паутина, которую сплел паучок, чтобы согреться на солнышке бабьего лета. Я знаю одно стихотворение о паучке, которое называется «Паучок- ткач»:
- Сету паучок плетет, (дети пальцами изображают решетку) Словно ткач проворный (руками имитируют работу на ткацком станке) Нитку липкую по кругу (в воздухе пальцем очерчивают круг) Намотал задорно, (делают диагональные движения рукой)
А потом ее пустил, (ладони выставляют перед собой, пальцы растопыривают и сцепляют в «замок») Чтоб круги связались, И на липкой паутине
Мухи все остались.
Вывел нитку, натянул (указательным пальцем проводят горизонтальную линию)
И засел в засаде. (приседают, руку козырьком приставляют ко лбу)
Только мухи не летят – (отрицательно качают головой)
Паучку досадно! (машут с досадой рукой).
Осень: Еще ранней осенью в садах и на огородах собирают последний урожай (показывает детям корзину с овощами):
«Осенние заготовки»
Сколько вкусных овощей Заготовили для щей, Для закваски и солений, Для солянки и борщей.
Для приправы овощной, Пасты вкусной и густой, Кетчупа, аджики острой, Овощных салатов пестрых!
Будем овощи варить, Жарить, парить и тушить, Резать, теркой натирать И в духовке запекать.
На зиму мариновать, Маринадом заливать, Будем квасить и солить, И морозить и сушить.
Не страшна теперь зима, В гости к нам придет она.
Осень: Давайте, ребята, отпразднуем сбор урожая, поводим хоровод под песню «Урожайная»:
Мы корзиночки несем, Хором песенку поем Урожай собирай И на зиму запасай.
О-да собирай И на зиму запасай. Мы ребята молодцы, Собираем огурцы
И фасоль, и горох Урожай у нас не плох. О-да и горох Урожай у нас не плох.
Ты пузатый кабачок Отлежал себе бочок. Не ленись, не зевай, А в корзинку полезай.
О-да не зевай Да в корзинку полезай. Едем, едем мы домой На машине грузовой
Ворота отворяй, Едет с поля урожай. О-да отворяй Едет с поля урожай.
Осень: Из ранней осени мы с вами попадаем в «золотую» осень. Ребята, а почему середину осени называют золотой осенью? (Деревья и кусты одеты в яркий наряд — золотой, оранжевый, бордовый, красный. Но уже чаще идут дожди, становится холоднее). Давайте послушаем стихотворения про осень, которые вы приготовили:
1) Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета! (З. Федоровская)
2)Осень! Осыпается весь наш бедный сад Листья пожелтелые по ветру летят Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко- красные вянущих рябин. (А. Толстой)
3) Осень выставку открыла Как художница она Яркой краской все покрыла Все раскрашены сады
Этой смелой, желтой кистью, Как румянятся плоды, Как желты на солнце листья.
Осень: Что происходит с листьями деревьев и кустарников осенью? (Опадают). Как называется это явление? (Листопад). Представьте, что вы превратились в листочки:
- Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся).
-Воспитатель: Какое явление неживой природы осенью часто бывает? (Дождь) Давайте все вместе покажем, какой бывает дождь:
- Рассердилась туча злая, (дети стучат кулаком о кулак)
И закапал мелкий дождь (ритмично постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Капля падает за каплей (ритмично щелкают пальцами)
Сколько набежало слез! (собирают воображаемые слезы)
Дождь сильнее стал, и ветер (двигают ребром ладони вниз по диагонали)
Сделал вдруг его косым.
Вправо капли, влево капли, (движение ребрами ладоней диагонально в разные стороны)
Словно всех косой косил. (имитируют движение косой)
Ливень тучи посылает, (резко выставляют руку вперед)
И стеной вода течет. (двигают ладонями с сомкнутыми пальцами сверху вниз)
Где бы спрятаться от ливня? (пожимают плечами, смотрят по сторонам)
Зонтик нас раскрытый ждет. (поднимают руки вверх, изображают зонт)
Осень: А теперь мы отправляемся в «позднюю» осень. Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают в теплые края). Давайте поиграем в игру «Гуси- лебеди» (дети играют в игру).
- Животные тоже готовятся осенью к зиме. Как они готовятся? (делают запасы на зиму). Мы представим, что превратились в разных животных и будем делать запасы на зиму (проводится эстафета «Перенеси овощи в ложке»).
Осень: Ребята, наше путешествие подошло к концу и я хочу с вами попрощаться и сказать вам до новых встреч!
В.В. Медведева воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка»
г.Алдан, РС (Я)
|