Конспект открытого бинарного занятия для родителей в подготовительной группе по развитию речи: «Путешествие в царство Осени»
Авторы:
- Скворцова Надежда Никоноровна — воспитатель высшей категории
- Искимжи Екатерина Петровна- воспитатель высшей категории
- Зубкова Наталья Алексеевна- учитель- дефектолог высшей категории
город Москва ГБОУ Школа№1034 здание по адресу улица Братеевская дом10 корпус2
Образовательные задачи:
- Обогащать и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Осень».
- Развивать навыки словообразования.
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать диалогическую и связную речь.
- Развивать творческую активность и самостоятельность детей.
Коррекционные задачи:
- Развивать зрительное восприятие, целостность восприятия, умение составлять целое из частей.
- Развивать сохранные анализаторы: слуховое восприятие.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: Зал оформлен в осеннем стиле
- Разрезные сюжетные картинки на тему «Осень»
- Костюмы: зайца, лесовичка, осени; домик для зайца
- Осенние листья деревьев, вырезанные из цветной бумаги
- Корзина с угощениями для детей
- Аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского (Осень)
Ход занятия: Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в осеннее царство. Дорога будет не легкой. Вам придется преодолеть много препятствий, выполнить предложенные задания. Справитесь? (ответы детей) А к кому вы попадете, отгадайте?
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья.
Дети: Осень
Звучит музыка «Времена года», П.И. Чайковского
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Вопрос – ответ»
Воспитатель задает вопросы детям:
- Сколько времен года? (Четыре времени года)
- В каждом времени года по сколько месяцев? (В каждом времени года по три месяца)
- После, какого времени года наступает осень? (Осень наступает после лета)
- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как в народе называют первый осенний месяц и почему? (Первый осенний месяц – сентябрь, в народе называют «Запевалой осени» и «Златоцветом». Рассуждение детей)
Воспитатель предлагает прочитать стихотворение Е.Трутневой «Осень» (читает ребенок)
Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
6. Как в народе называют второй осенний месяц и почему? (Второй осенний месяц — октябрь в народе называют Листопад». Рассуждение детей)
Ребенок читает стихотворение И.Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
7. Как называют в народе третий осенний месяц и почему? (Третий осенний месяц — ноябрь, в народе называют «Чернотропом», «Серебряной осенью». Рассуждение детей).
Ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отправляемся дальше.
Встреча с Лесовичком.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто нас встречает?
Выходит Лесовичок (ребенок).
Воспитатель: Здравствуй, лесовичок! Мы с ребятами ищем царство Осени.
Лесовичок: Вот это царство! (показывает на муляжи осенних деревьев) А саму осень трудно найти. Дорога трудная, но интересная. Я вам помогу. Провожу к зайцу, он вам покажет дорогу. Вам надо назвать родственные (одинаковые) слова к моему любимому слову «лес»
Дети отвечают: лесок, лесочек, лесной, лесничий, лесовик, лесничий, лесная, лесник, лесничество, лесовоз, лесокомбинат, лесище.
Лесовичок предлагает выполнить еще одно задание: Угадайте и назовите, с каких деревьев упали листья? Правильный ответ поможет вам попасть к зайцу (На полу лежат вырезанные из бумаги листья – кленовые, березовые, осиновые, каштановые, дубовые, рябиновые).
Дети берут листья и кладут рядом с деревом с которого они упали. В конце игры обобщают: С рябины упали рябиновые листья, с осины – осиновые листья и т.д.
Дети выполняют задание, лесовичок хвалит их и показывает дорогу.
Дети подходят к домику зайца. Заяц плачет. Они здороваются с ним и спрашивают: Зайка, почему ты плачешь?
Заяц: Осень подарила мне красивые картинки, а лиса напроказила, мимо пробегала и порвала их на мелкие кусочки.
Воспитатель: Зайка, не плачь. Ребята вместе с родителями тебе помогут. Они соберут твои картинки.
Игра «Собери картинку».
Дети вместе с родителями за столами собирают целые картинки из частей. Затем проводится беседа с детьми.
Воспитатель задает вопросы: Что вы видите на картинке? Какое время года изображено? По каким признакам вы догадались, что это осень?
Зайка: Ребята, вы справились с заданием, и я предлагаю еще поиграть со мной.
Проводится физкультминутка (координация речи с движением. Гимнастика для глаз).
«Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке,
(Прыжки на одной ноге по кругу)
В лужице — смотри, смотри!
Он пускает пузыри!
(Лицом в круг, ритмичные приседания. Взгляд вперед)
Стали мокрыми кусты,
(Руки вверх, потряхивания кистями, взгляд вверх, глаза смотрят на кисти рук)
Стали мокрыми цветы,
(Наклон, руки к полу, потряхивания кистями, глаза смотрят на кисти рук, взгляд вниз)
Мокрый серый воробей сушит перышки скорей.
(Встали, руки перед собой, потряхивания кистями, двигаются вправо-влево. Глаза следят за движением кистей рук).
Зайка показывает дорогу, и все отправляются в путь.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто спешит к нам на встречу? Да это сама красавица — Осень (входит ребенок, переодетый в костюм осени)
Осень: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в своем осеннем царстве.
Воспитатель: Здравствуй, осень дорогая! Осень, какое же это красивое, волшебное время года! Мы приглашаем тебя поиграть с нами и хотим повторить для тебя все осенние приметы и слова (Игра в кругу с мячом, педагог бросает ребенку мяч, а он называя — возвращает мяч назад)
Дети называют приметы осени:
- Осенью становится холоднее.
- Солнце светит реже и не греет
- Осенью идут затяжные и холодные дожди.
- Листья меняют окраску — становятся желтыми, оранжевыми, красными и опадают (разноцветными).
- День становится короче, а ночь длиннее.
- Птицы улетают в теплые края.
- Животные готовятся к зиме, некоторые из них впадают в спячку.
- Люди одеваются теплее.
- Небо низкое, серое, пасмурное.
- Осень какая? (разноцветная, богатая, урожайная, щедрая, дождливая, яркая, хмурая, красивая, ранняя, золотая и т.д.)
Осень: Спасибо! Я не просто к вам пришла, а загадки принесла:
Я березу качну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу,
А меня не видать.
Кто я? Можешь угадать? (ветер)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез (туча)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю (осень)
Дети отгадывают загадки осени.
Осень: Да, эти загадки про меня. Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. На прощание принимайте мои угощения. Дарит детям корзину с осенними угощениями.
Воспитатель: Спасибо осень. Хорошо в твоем царстве, но нам пора возвращаться в свой детский сад.
Дети и воспитатель прощаются с осенью и под музыку уходят из зала.
|