Конспект занятия «ЗИМНИЙ ЛЕС. УРОКИ ЛЕСОВИЧКА»
Конспект занятия «Зимний лес. Уроки Лесовичка» (средний дошкольный возраст)
Проблема: Заболели деревья в зимнем лесу.
Игровая мотивация: отправиться в гости к Лесовику, чтобы выяснить причину заболевания деревьев.
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
1) Развивать поисковую деятельность детей:
• способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
• умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- 2)Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
- 3)Закреплять навыки счета до 5.
- 4)Развивать внимание и память.
- 5)Развивать творческое воображение, логическое мышление.
6) Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
- 7)Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы.
- 8)Развивать художественный вкус.
- 9)Совершенствовать стиль партнерских отношений.
1. Ход занятия
Воспитатель: «Сегодня, ребята, я пришла в детский сад очень рано. Вы все хорошо помните березку, которая растет у нас на участке? И знаете, что я увидела у нее на ветках? Вот этот странный конверт, на нем написан адрес: «Детский сад «Мишутка», детям средней группы «А». Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите прочтем его вместе?»
Дети: Да! Хотим!
Воспитатель: (читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Лесовичок.
Помните, мы встречались в осеннем лесу?
Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось.
Я жду вас в гости, чтобы показать вам много интересного и чудесного,
Что есть в моем лесу»
Воспитатель: Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Дети: Да! Примем!
2. Диалоговая беседа
Воспитатель: Тогда давайте для начала вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?
- •Почему наступает зима?
- •Почему зимой идет снег?
Воспитатель выслушивает ответы детей, при необходимости напоминает им, что зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег.
Воспитатель: Дети назовите мне приметы зимы.
Дети: Формулируют приметы зимы:
- •Дни короткие, рано темнеет;
- •На улице холодно, стоят морозы, выпадает снег;
- •Прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;
• У некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.
3. Постановка проблемы: «Как добраться до домика Лесовика?» Обсуждение проблемы.
Воспитатель: Ребята на улице Зима. Холодно. Мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки. Лесовичок живет очень далеко, в лесу. Какой самый быстрый способ передвижения зимой, вы знаете?
Дети: На лыжах!
(Вспомнить правила безопасного катания на лыжах: необходимо проложить безопасный маршрут на местности, указав при этом на возможные опасности на пути).
Воспитатель: Какие опасности поджидают в лесу?
Дети: Можно заблудиться, сбиться с дороги, провалиться в сугроб, встретиться с диким зверем и т.д.
Воспитатель: Как нужно передвигаться по лесу?
Дети: Если дорога идет через лес, то стараться не уходить с дороги, не потерять ее.
4. Поэтапное решение проблемы
Воспитатель: Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки? Какие предметы одежды нам понадобятся? (среди называемых детьми предметов зимней одежды воспитатель выделяет варежки).
- Поговорим подробнее о варежках. Вот здесь, на доске, у меня прикреплены самые разные рукавички. И на столе тоже разложены рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на столе вы найдете пару к выбранной рукавичке. (Дети должны найти среди разложенных на столе рукавичек парные к прикрепленным на доске).
После этого происходит разделение детей на 3 команды.
Воспитатель: А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдут те дети, у которых варежка с синим узором. Ваша команда будет называться синей. Стол с красным кругом предназначен для детей, у которых варежки с красным узором. Вы образуете красную команду. Аналогично формируется желтая команда.
Воспитатель: Мы готовы в путь к Лесовичку в гости! Чтобы не сбиться с пути, не заблудиться, мы должны строго следовать маршруту. Для этого нам надо выполнить задания для наших команд. Лесовичок оставил для нас 3 фрагмента одной большой карты. На них нарисованы деревья. Каждое дерево имеет свой порядковый номер от 1 до 5.нужно проложить маршрут от дерева 1 до дерева 5, следуя от дерева к дереву по порядку номеров. Затем один из вас рассказывает мимо каких деревьев проходит маршрут. В том случае, если маршрут проложен точно и все деревья названы правильно, карта каждой команды становится частью большой карты, на которой мы скоро увидим домик Лесовичка.
Итак, каждой команде предлагается карта формата А2, выполненная на листе тонкого картона. Начало маршрута отмечено кружком, цвет которого соответствует названию команды. Каждое дерево имеет какой-нибудь отличительный признак. Например, на дубе остался желудь, на рябине - красные ягоды, березку мы легко узнаем по белому стволу, на клене - семена-носики, на ольхе - шишки.
Дети четко называют те признаки, по которым они определили деревья. За правильно и быстро выполненное задание команды получают фишки.
Воспитатель: Проложены все маршруты. Составим все карты вместе и в центре размещается избушка Лесовичка и большая елка!
Воспитатель: Вот мы и добрались до избушки Лесовичка. Но его самого что-то не видно. Наверное, ходит где-то по лесу, смотрит за порядком.
Давайте устроим привал, немного отдохнем, поиграем. (Дети усаживаются на скамеечке около избушки Лесовика, ждут его. Звучит музыкальная композиция из альбома П.И. Чайковского «Времена года»).
Игра - физкультминутка «Мы с тобой снежок лепили».
Словесная игра «Укрась слово» (слова определения к словам: снег, зима, снежинка).
5. Работа по словотворчеству: придумывание загадок о зимних явлениях (метель, гололед, вьюга, мороз, лед).
Лесовик: (приходит на лесную опушку)
- Я рад, что вы так быстро добрались до моего леса и нашли нужные тропинки. Не правда ли, лес сильно изменился? Жизнь растений в нем замерзла. Зимой они прекращают рост и спят, укрытые теплым снежным одеялом. А вы знаете, что деревья тоже могут пострадать от холода, как люди и животные? Без снежного наряда деревья наверняка погибли бы от холода. И вот в моем лесу случилась такая беде. Много деревьев заболело, потому что кто-то разгреб снег у стволов деревьев. Деревьям стало холодно и они заболели. Ребята, давайте поможем деревьям, укутаем их ствола снегом.
Дети выполняют просьбу Лесовика (укутывают деревья снегом, подгребают снег).
Лесовик: (благодарит детей)
- Поэтому я прошу вас ходить по лесу осторожно и ни в коем случае не разгребать снег у стволов деревьев и не стряхивать его с веток.
6. Постановка новой проблемы
|