|
История российского коллективного сознания в новогодних открытках (I)В Россию обычай поздравлять друг друга с Рождеством красочными картинками пришел из Англии. Именно там в 1840-х годах начали выпускать первые промышленные открытки, доступные широким слоям населения. Русские купцы закупали английские, немецкие и французские рождественские открытки. Причем выбирали лишь те, где не было поздравлений на «иноземном» языке. Надпись затем пропечатывали в типографии – уже на русском. Первые российские рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Как писало одно из издательств издательств того времени:
К началу XX века в России был налажен выпуск иллюстрированных поздравлений c привлечением к работе В. Васнецова, И. Билибина, И. Репина, К. Маковского, А. Бенуа. Тогда же появились сюжеты, адаптированные ко вкусу отечественного потребителя: пейзажи зимней природы, заснеженные купола церквей, бытовые сценки, очень близкие по духу к народному лубку. На дореволюционных открытках в основном изображали пасторальные, любовные, домашние, куртуазные, прагматичные сюжеты и маленьких детей разных сословий. После буржуазно-демократической революции 1905-1907 было сформировано временное правительство и жизнь оставалась относительно стабильной. На открытках как и сегодня размещали животных символов года, а 1913-й год был как и наступающий 2018-й годом свиньи. Отношение к свинье в России и на Западе заметно отличалось. В западном представлении свинья, а также боров и кабан - символы плодородия, процветания и материального благополучия. А вот на российских дореволюционных открытках свинья чаще всего ассоциировалась с чувственностью, разнузданностью, жадностью, нечистоплотностью, алчностью, прожорливостью. Вряд ли за последние сто лет культурный код нашего бессознательного изменился. Наша очередная попытка стать более европейцами провалилась и не исключено, что архаика, проявлявшаяся 100 лет назад будет сопутствовать нам и сегодня. Но вернемся к истории. На дворе Первая Мировая война 1914-1918 гг. Немецкие слоны не принесут счастье России и надежды на хороший Новый год лопнут как мыльные пузыри. Пропаганда патриотизма не повлияла на крестьян, которые сидя в окопах непонятной для них войны думали не о героических победах во славу государства российского, а про оставленные в деревне наделы земли. Большевистский переворот 17-года покончил с Российской империей, монархией и господами. Была прервана традиция посылать новогодние и рождественские открытки. В 1923 году был издан циркуляр, где речь шла о том, что бытовая обстановка рождественского праздника со святочными рассказами и елками со свечами, якобы, вредно влияет на воспитание детей. Развернулась кампания по дискредитации новогодних праздников. Под страхом уголовного преследования оказалась не только елка и новогодние игрушки, но и любимые народом новогодние открытки как атрибуты буржуазного образа жизни. Более 10-и лет РСФСР и СССР обходились без поздравительных новогодних открыток и без буржуазного праздника. Лишь в 1935 году декретом Совнаркома было возвращено празднование Нового года, разработаны новогодний ритуал и символика для формирования нового коллективного сознания. Возродилось и печатание новогодних почтовых карточек. Кремль тот же, то же поздравление, изменилась государственная символика и появились "товарищи", которыми мы когда-то стали и в большинстве своем остаемся и поныне: До 1939 года новогодние открытки выпускались небольшими тиражами, но уже на многие последующие десятилетия был задан стандарт изображения кремлевских звезд и курантов. Этим подчеркивалось, что Новый год приходит не со звоном церковного колокола, а под бой часов на Спасской башне Московского Кремля. Идеологически выверенные советские сюжеты сохранили ощущение праздника, но ангелов на нарядной елке, краснощеких Дедов Морозов и снежинок в стиле модерн заменили физкультурники, пионеры и радостные советские люди. Архаичное божество в полной мере будет снова востребовано лишь в годы войны. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|