|
История российского коллективного сознания в новогодних открытках (советские люди)Для тех, кто забыл про эпоху развитого социализма и о том, что когда-то существовала особая человеческая формация с названием советские люди, то есть мы с вами. Даже если советское и выветрилось из сознания, но в бессознательном оно живо. Главный народный сатирик и летописец советской жизни, Михаил Жванецкий напоминает:
Это только мы, это только у нас: лампочку в парадной хрясь и любишь, как ротный старшина, как бездомный кот, горящий изнутри…
Снега жалко тихого в лесу, шапочки меховой и личика под ним румяного, глазастого, переходящего в ножки нежные, скрытые под джинсовым панцирем… Жалко. Да… За всю жизнь, за все годы, за все жизни моего деда, прадеда, отца, отчима, второго отчима и меня – ни одного толкового правительства… Ну рожи прошлые мы же все помним! Ну, еще раз напряжемся: рожи, те, что у киоска с утра, те и там, наверху. Как эти не могут двух слов связать, так и те. Эти – глаза маленькие, лицо большое, идей нет, и те – глаза маленькие, лицо большое, идей нет… Эти думают, чего бы с утра, и те… И чего дальше?... Что-то есть типа мелочи в кармане: сырки в шоколаде за восемнадцать копеек, пол-литра за три шестьдесят две, фруктовое эскимо за восемнадцать копеек… И только древние старики помнят по-крупному: глубокое и постоянное изменение нашей жизни к худшему. То есть непрерывное улучшение, приводящее к ухудшению жизни на основе строительства коммунизма, развитого социализма и недоразвитой демократии с нашим лицом. Давай вспоминать дальше, чтоб оправдать неистовое стремление к этой жизни… И так тонко складывается ситуация, что при гражданской войне мы опять будем бить друг друга: то есть беспайковый – беспайкового, низкооплачиваемый – бесквартирного, больной – больного… И опять дело кончится масонами, завмагами. армянами и мировой усталостью…Такие мы козлы, не умеющие жить ни при диктатуре, ни при демократии. – Не готовы наши люди, – говорят вожди. – Не готовы! Жить еще не готовы. Помирать не хотят, а жить не готовы… Вернемся к новогодним открыткам – то есть, к мифологической реальности. Мы (они, видимо, тоже) без войны никуда. И сейчас не можем и раньше не могли. Не успела закончиться одна война, сразу началась другая. С 1946 года - холодная, но на фоне противостояния обе стороны понимают, что войны со снарядами, пулями и бомбами быть не должно. Для внешнего окружения и для населения страны создается позитивный образ миролюбивой державы. Мы не волки серые, мы голуби. Такими хотим себя видеть.
Что было, то было. 1950-е годы! Время индустриального прорыва, освоения целинных земель, новостроек, ЛЭП-ов на таёжной просеке и творческого горения. На открытках изображаются новые города – в морозной дымке раннего утра или же в свете ночных огней, с непременными заводскими трубами, с подъездными путями и обжитыми пространствами. Мы сделали это! 50-е и 60-е годы плановая советская экономика и наука, которой мы когда-то гордились. Новогодние мотивы соединились с главными темами страны и получили отражение в открытках. Дед Мороз идет в ногу с прогрессом.
Как заметил известный коллекционер открыток Евгений Иванов,
Любимой деталью открыток того времени стала ракета в небе – символ начавшейся космической эры.
12 апреля 1961 год. Юрий Гагарин. Не сложно догадаться, какими открытками граждане Советского Союза поздравляли друг друга с новым, 1962 годом. Наряду с ударным социалистическим строительством своим чередом шла личная жизнь советских граждан. Подглянем в родительскую спальню. Поздравление с Новым годом от жены любовнице. В 1962-м ходить «налево» было не просто аморально, но и опасно в плане карьеры. За секс вне семьи выгоняли с должности и из партии. Автор поздравления, видимо, не хочет уничтожать неверного супруга и поздравление любовницы выглядит как предупреждение.
Последние трудовые романтические порывы строителей коммунизма. 1974 год: всесоюзная ударная стройка БАМ. Байкало-Амурская Магистраль – гордо и зовущее, особенно для молодежи:
И снова космос, 1975 год, стыковка «Союз – Апполон» и рукопожатие советских и американских космонавтов на орбите. Знакомство с новогодними открытками приоткрывает главную советскую тайну: Мы живем в стране с суровым климатом, любим зиму и почитаем зимний мороз.
Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию зимних морозов. Поэтому в святки было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьей как души умерших предков. Еда для Деда Мороза оставлялась на окне или на крыльце.
Отношение РПЦ к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным, но терпимым. Советские люди не жаловали церковь и с готовностью принимали языческую персонификацию сил природы (зимы и мороза), а церковные иерархи лукавили и вынужденно мирились с существованием дохристианского божества.
По настоящему светской сделкой с силами природы и зимним морозом была наша тотальная всенародная любовь к зимним видам спорта. Открытки, скорее всего, просто отразили эти реалии нашей жизни и спортивные увлечения, сублимировавшие героико-патриотический дух жителей северной империи в мирное русло с бесстрашием перед морозом. В войнах с Наполеоном и Гитлером он всегда был на нашей стороне.
На центральном спортивном стадионе города зимой заливали катки, а во дворах были хоккейные коробки и свои ледовые дружины. В 1970-х годах наши спортсмены занимали первые места практически во всех видах зимнего спорта – особенный прорыв был в фигурном катании, которое отныне ассоциировалось со Снегурочкой, Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
Во многих семьях были лыжи на каждого члена семьи и экипировка, лыжные спортивные секции и соревнования, лыжня звала и мы активно отзывались. Постепенно выправлялась социальная сфера и появились «хрущевки» - идеальное жилье для среднего советского человека. Проходную комнату называют на старо-режимный манер залом, зато туалет уже был не на улице и мыться можно было не коллективно, а в персональной ванне. С ростом благосостояния появились панельные дома и квартиры с улучшенной планировкой. Поздравления с новосельем и массовые переезды в благоустроенные квартиры.
1970-е – начало 1980-х годы. Героическая тематика уходит на задний план и советские люди думают о квартирах, сервантах, хрусталях. Стремление к уюту, комфортабельности, устроенному быту оказалось ведущей концепцией десятилетия и если «шестидесятники» насмехались над вещизмом, то «семидесятники» с удовольствием сдались в рабство вещам, а власть признала за народом право на комфортную жизнь.
В деревнях еще нет мороженного, но для городских детей оно становится привычным лакомством. На работе по числу детей выдают сладкие детские наборы к празднику. У взрослых на Новый год есть свой стандартный набор. Дефицит и очереди в продуктовых магазинах на отражаются на новогодние застолья. Антиалкогольная компания еще не объявлена и Советское шампанское законный новогодний бренд.
Меню советского Нового года:
Еда Оливье Сервелат финский, буженина Холодец Рыба заливная Рыба красная Картошка с тушенкой Шпроты Икра из заказа Маринованные и солёные огурцы и помидоры из домашних заготовок Курица (утка у продвинутых гурманов) Напитки Шампанское «Советское» 5.50 руб. Водка «Столичная» 3.62 руб. Вино полусладкое Газировка «Буратино» Фрукты Мандарины Яблоки Сладости Торт покупной или «Наполеон» собственного изготовления Конфеты «Мишка на Севере» Мы все еще активно читающая страна. Книжный дефицит и голод лишь стимулирует к поиску хорошей литературы.
Яркое событие в эпоху политического и социального застоя - главный спортивный год 1980-й. Культовая фигура времени – очаровательный и добрый Олимпийский Медвежонок. Его изображали по поводу и без повода – летящим на космической ракете, несущим «мирный» глобус народам земного шара. На рубеже 1970-х и 1980-х годов популярным сделался дельтапланеризм – это казалось романтическим, эстетским и – элитарным. По радио звучала лирическая песня Валерия Леонтьева «Мой дельтаплан», а в журналах писалось о том, как и где тренируются немногочисленные счастливцы.
К середине 1980-х открыточные сюжеты свелись к бесконечно повторяемым Снегурочкам, зайчикам, шарам и снежинкам. Социально-строительно-космическая тематика ушла – стране как бы стало нечем годиться. Не рисовать же перестроечный бардак и кооперативные рынки? Поэтому традиционно Москва и Куранты.
И о самом страшном!
Социально-экономический и политический кризис вместе с новогодними открытками отправил население страны в сказочную архаику. К работе над открытками подключились известные иллюстраторы детских сказок и мультипликаторы. Андрей Андрианов, Владимир Зарубин, Виктор Чижиков - автор известного во всем мире олимпийского Мишки возродили и подарили стране новый коллективный миф. Общий тираж открыток В. Зарубина вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Эти открытки копировали на витринах магазинов и в стенгазетах. Изображённые на открытках персонажи —зимнее божество Дед Мороз, Снегурочка, зайчики, белочки, медвежата, ежата, снеговики излучали обаяние и доброжелательность. На обыденном внешнем плане открытки выражали праздничную милоту с детьми и животными, но вернувшаяся старая тема из досоветской России, актуализировала коллективное бессознательное. Дети, наряженные животными, дети с Дедом Морозом и лесные обитатели олицетворяли архетип божественного младенца, обладающий мощным возрождающим эффектом, призванный вдохнуть жизнь в сознание советских людей эпохи застоя.
Открытки, наряду с радио и телевизором выполняли важную государственную функцию по объединению людей на глубинном архетипическом уровне. «Фонарь для идиотов», как неуважительно назвал телевизор У. Черчилль, появился почти в каждом доме. Открытки приветствуют телевидение при том, что через пару десятков лет оно полностью вытеснит бумажные носители как более эффективное средство государственной пропаганды.
В новогоднем конкурсе мишек, белочек, ежиков и зайчиков с большим отрывом победил не русский медведь, как это можно было ожидать, а заяц. На многие годы он стал нашим официальным коллективным тотемом. Озорной, неуловимый, всегда улыбающийся и призванный соединить с детской радостью, верой в сказки и наивностью. Таков образ Внутреннего ребенка в коллективном бессознательном строителей невиданного сказочного коммунизма. В сам коммунизм и даже в развитой социализм уже мало кто верил. Нужна сказка с архетипическими образами. И они есть у нас.
Заяц тиражом 20 миллионов.
В 80-е были популярны не только вытрезвители, но и серия открыток со сказочными сюжетами в стиле палех и хохломы. Ярко, смело в темных тонах и немного страшновато от облика синей Снегурочки и бешеного задора Деда Мороза, которых уносят в межвременье три коня. Старорусское великолепие прикрывало убогость перестроечных лет и отсутствие убедительной альтернативы советской идеологии.
Отсылка к народному промыслу на открытках прятала возникший водораздел между новыми русскими и лучшим советскими людьми, которые занимались наукой, искусством и пели песни Юрия Визбора:
Смена одежды происходила резко и хохлома ассоциировалась может с малиновыми пиджаками, может с кровью. Новогодние открытки уносили из реальности и сшивали прореху между временами. На только между царским и советским, но и внутри советских времен. Не только между советскими временами, но и между двумя типами советских людей. Дед Мороз на открытках рассекает в тройке без сопровождения ФСО. Его действительно все любят искренней любовью, и никто не покушается на его жизнь.
90-е и тем более в нулевые годы новых сюжетов для новогодних открыток не родилось. Переживший перестройку народ начал привыкать к открыткам с диснеевскими героями. Вернулась в моду рождественская библейская тематика: ясли с новорожденным Иисусом, Девой Марией и Иосифом. Современные новогодние открытки уже не загружены идеологией, поскольку не осталось ни идеологии, ни коллективного мифа, ни гордости страной. Лишь коммерция, личные интересы и цинизм. Как, например, эта корпоративная реклама РЖД показывает населению страны свою силу в виде новогоднего члена.
Весь пропагандистский креатив переехал в говорящую открытку. Бумажные открытки c подобным Дедом Морозом на фоне замка для ублажения верноподданнических настроений скорее редкость. После 14-го года появляются "патриотические" открытки с демонстрацией силы и готовностью к новой войне, но это скорее произведения маргиналов.
Бумажные открытки уходят из нашей жизни и это немного грустно. Чтобы получить поздравление нам достаточно зайти на почту в своем компьютере. Мы не открываем почтовый ящик, чтобы достать из него почтовую карточку с пожеланием успехов и счастья в Новом году. Если ввести в поисковике «новогодняя открытка», то в выдаче на первой странице можно увидеть ссылки на историю открытки и прочитать, что открытки исчезали уже дважды - после октябрьского переворота и после Великой Отечественной Войны. Приметой нашего времени являются «новогодние открытки своими руками» - самые популярные сегодня и самые экологически чистые. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|