|
История российского коллективного сознания в новогодних открытках (от 1941-го до снегурочки)О том, что такое Новогодняя открытка вроде и не стоит задумываться. Зашел в любой супермаркет выбрал на вертушке ту, что чем-то откликается, подписал и подарил. Но Новогодняя открытка это не просто картинка в несколько копеек или рублей, это часть нашего коллективного мифа. Если смотреть на то, что изображают на Новогодних открытках год за годом, то становится понятнее и кто ты, и чьих будешь, и даже то, что уготовано судьбой. В данном случае нашей коллективной судьбой, которую психологи связывают с коллективным сознанием и бессознательным. В первой части через сюжеты Новогодних открыток рассмотрены времена перелома эпох от царской России до 1941 года. Мы сегодняшние это уже не те русский и российские, что были до 17-го года. Мы наследники не императорской и имперской России с ее новыми сословиями. Семьдесят советских лет и последняя большая война изменили наше сознание и бессознательное до неузнаваемости. Аристократия выродилась до элиты, современный купеческий кодекс перевернулся с ног на голову – «ври и продавай», мужик без земли уже давно не крестьянин, а бомжи нисколько не похожи на прежних святых юродивых. Мы наследники новой советской эпохи. Кто знает, как глубоко в архаику мы готовы вернуться сегодня? В советские времена наших родителей и прародителей? Или сможем пойти еще дальше, чтобы соединиться с прародителями прародителей, чтобы там искать смыслы существования и в том числе праздничное новогоднее настроение?
Сложнейшие вопросы, но продолжим наше путешествие вместе с новогодней открыткой. Начнем с Великой Отечественной Войны, как нас учили в школе, или со Второй Мировой как ее называли и называют другие народы.
Новую жизнь и особую агитационную роль советская новогодняя открытка обрела во время Великой Отечественной войны (сохраним здесь советское наименование). Открытка стала олицетворением героического мифа и патриотической символики. Наиболее популярными были открытки с надписями: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» и «Новогодний привет с фронта!». Фронтовики получали новогодний привет из дома, а с фронта приходили образы героизма и победы над фашистским захватчиком.
1941 -1943 годы
Вся тематика новогодних открыток была связана с войной. Деда Мороза и Снегурочку естественным образом мобилизовали в Красную Армию. Дед Мороз с автоматом или метлой бил фашистов, а Снегурочка перевязывала раненых.
Открытки были самым удобным средством связи фронта и тыла. В отличие от письма, ее в целях цензуры не нужно было вскрывать, а потом снова заклеивать. Само слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо».
Немецко-фашистские захватчики изображались в карикатурном жанре. Сатира использовалась как оружие победы для вдохновения бойцов и тружеников тыла.
В Новый 1945 год война шла к развязке, была близка победа и открытки стали заметно оптимистичнее.
Непосредственно после войны память о погибших оставалась живой и отзывалась болью. Парад победы не праздновали, День Победы был, но праздника такого не было. Красная площадь ассоциировалась с траурным местом, откуда ушли на фронт батальоны защитников Родины и многие из них не вернулись домой. Новогодние открытки также не выпускали. Это был просчет идеологов или просто было не до пропаганды. По рукам ходили только «базарные» карточки низкого качества и переснятые с оригиналов.
Советская власть решила двигаться по течению и начала массовое производство поздравительных открыток лишь через 5 лет после войны. К 1953 году были задействованы главные производственные площадки («Изогиз», «Министерство связи СССР», «Советский художник») и к производству открыток подключили лучших художников. Дефицит был, но только не с новогодними открытками, выполнявшими госзаказ на оптимизм и благополучие советского человека.
Тиражи росли и вместе с ними восстанавливались старые сюжеты. Советские иллюстраторы находили вдохновение в сюжетах прежнего времена. Нужно было лишь правильно их переосмыслить и перекрасить. На открытках вновь появились куранты, Спасская башня московского кремля и знаковые месте двух советских столиц.
Первые годы 50-х Новый Год стал для художников и населения страны домашним и светским праздником, если не считать иконы усатого, которого нужно было привязать к победе народа в прошедшей войне.
На возрожденных открытках этого времени появились зимнее божество в лице советского Деда Мороза и внучка Снегурочка.
История снегурочки. Откуда пришла эта девочка? Конечно, первое, что вспоминается это одноименная русская народная сказка, из которой мы узнаем, что Снегурочка это «дитя» немощных стариков, не способных к деторождению и находящихся на грани жизни и смерти. И сама Снегурочка, вылепленная старческими руками из снега не совсем человек.
И возвращается с тех пор к нам и нашим детям каждый Новый год Снегурушка — внучка войны, голода, сиротства — наше советское наследие все зовет и зовет своего Дедушку Мороза. Милая, добрая и не вполне живая.
Продолжение следует...
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|