В последнее время появилось множество спекуляций на тему когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевеоральной) терапии.
Прежде всего, КБТ - это не волшебная палочка-выручалочка, а довольно новое (возникшее около 20-ти лет назад) интегративное психотерапевтическое направление. - Таким образом, КБТ не отрицает столетнего опыта психотерапии, а, напротив - соединяет в себе всё то, получившее клиническое подтверждение, что в разных направлениях удалось создать за это время.
КБТ не отрицает значительного влияния бессознательных процессов психики на человеческую личность!
Современная теория бессознательных психических процессов основывается на достижениях когнитивной психологии и нейронауки. Сознательные когнитивные процессы считаются основным источником данных, основой для понимания конкретного индивидуального содержания бессознательных процессов и выявления убеждений каждого клиента. Не предполагается, что человек полностью отдан на откуп своему бессознательному. Именно сознательные усилия для изменения ситуации рассматриваются как необходимое условие терапевтического успеха.
КБТ не является терапией выбора для всех абсолютно проблем!
Собственно, идеалом психотерапии в будущем должно стать понимание терапевтом любого направления того, с какими типами психических проблем его терапевтический метод является самым подходящим и какому типу клиентов он может наиболее эффективно помочь.
Одним из главных убеждений КБТ есть убеждение в необходимости критического анализа психотерапевтических теорий и оценки их эффективности. - Переход к психотерапии, создаваемой на основе доказательных данных.
КБТ характеризуется следующими особенностями:
1. Относительной краткосрочностью
Как правило длится несколько месяцев, и только в исключительных случаях дольше, чем один год (расстройство личности, коморбидности, ПТСР, осложняющие терапию жизненные обстоятельства)
2. КБТ структурирована и в основном директивная.
Это применяется для эффективного использования терапевтического времени. Директивность подразумевает ориентированность на конкретную проблему и достижение поставленных целей. Терапевт изначально берёт на себя роль эксперта, но в ходе терапии постепенно передаёт свои знания и ответственность за себя клиенту, приводя его к концу терапии к состоянию адаптивной и автономной личности.
3. Терапевтические отношения построены на взаимном сотрудничестве.
Терапевт в них приносит свои знания и опыт. Является открытым, чутким и принимающим. Клиент - активность в решении своих проблем, готовность пробовать новые способы мышления и поведения даже при врепенном повышении эмоционального дискомфорта.
4. КБТ основана на теории происхождения и поддержания психологических расстройств (теории научения и когнитивной психологии).
5. КБТ направлена только на решение существующих проблем.
Хотя знание обстоятельств, при которых возникла проблема и процесса её развития является частью изучения и анализа проблемы, большая часть времени в терапии используется для решения насущных проблем и преодолевания внешних и внутренних факторов, котороые способствуют поддержанию проблемы
6. КБТ является образовательной терапией и её конечной целью является независимость клиента.