ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

В статье рассматриваются принципы работы с ассоциативными картами. Систематизируются способы использования ассоциативных карт. Анализируется эффективность применения данных проективных методов. Ключевые слова: ассоциативные карты, проекция, психотерапия, клиент. 

Ассоциативные карты как весьма эффективный инструмент практической психологии с успехом используются разными специалистами, независимо от выбранного ими направления психотерапии. Этот относительно новый инновационный метод приобретает все больший интерес и огромную популярность, как среди практических специалистов, так и среди той категории населения, которая стремится к самопознанию, саморазвитию, испытывая желание заглянуть внутрь себя, узнать нечто новое и неизвестное.

Выбранная клиентом карта, как правило, резонирует с наиболее важным в момент сеанса актуальным переживанием, событием, неудовлетворенной потребностью, травматическим воспоминанием, скрытым комплексом и пр. [1, 6]. В случае успешного преодоления психологических защит возникает инсайт (озарение, чувство прозрения), приводящий к ошеломляющим результатам, помогающим найти ответ на вопрос или проблему. Нейтрализация психологических защит возникает потому, что, описывая картинки, клиент перестает защищаться. К видам психологических защит, в наибольшей степени актуализирующихся в процессе работы с картами, относятся проекция, вытеснение и идентификация. Проекция обнаруживает в карте то, что отзывается в клиенте, что он, не желая видеть и признавать в себе, проецирует на окружающих (например, свои мотивы, ценности, потребности, диспозиции, конфликты пр.). С помощью вытеснения нелицеприятная часть личности помещается в бессознательное. Идентификация себя с героем создаваемых рассказов, историй и сказок способствует переносу на его образ собственных диспозиций, стремлений желаний и др. [3, 5]. 

Можно выделить следующие принципы использования ассоциативных карт:

1. Метафоричность и имажинативность. Карта – это дверь во внутреннее пространство человека, обеспечивающая быстрый контакт с бессознательным. Метафора, подобно ключу в сказке про Буратино, с легкостью отрывает эти двери. Метафоры, образы и ассоциации позволяют с легкостью соприкоснуться с вытесненным материалом. И, поскольку бессознательное проявляется метафорой, карты воспринимаются этой структурой психики как некие метафоры.

2. Символизм. Каждый клиент видит в символе определенный, значимый только для него смысл, возникающий в результате интеграции сознательного (мысли, представления, идеи, воспоминания и пр.) и бессознательного материала. Мотивы, ценности, потребности, диспозиции и конфликты могут проявляться в символическом варианте. В процессе интерпретации карт происходит трансформация языка, используемого в повседневной жизни, в особый символический язык-продукт символической логики.

3. Универсальность. Ассоциативные карты как инструмент арт-терапии, используются психологами различных психотерапевтических школ в работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, любой социальной страты, любой национальности и любого вероисповедания. Более того, карты облегчают работу с широким кругом людей, имеющих недостаточный уровень образования, низкий уровень интеллекта, сложности вербализации (например, при алекситимии).

4. Однозначность и точность. Подразумевает правильное, корректное и точное формулирование вопросов. Приведем пример неоднозначности. Клиент жалуется на влияние на него отрицательной энергетики. Неоднозначный вопрос психотерапевта будет звучать так: «Испытываете ли вы на себе психическое воздействие?». Утвердительный ответ клиента не даст практически никакой информации, поскольку интерпретировать его можно по-разному. Клиент может подразумевать под воздействием как события и окружающих его людей, так и «энергетический вампиризм». Вопрос неточен, некорректен и неоднозначен, а, следовательно, малоэффективен.

5. Доступность обращения к клиенту. Обращенная к клиенту речь должна быть ему ясна, понятна и должна совпадать с его речевой практикой. Так, например, обращаясь к клиенту с просьбой выбрать в качестве ресурса карту, ассоциирующуюся с его хобби, следует использовать в просьбе именно слово «хобби», а не его синоним- «аффективно насыщенную социально- положительную доминанту».

6. Алгоритмизированность. Последовательность предъявления карт и сопровождающих их вопросов, которые строятся с учетом необходимости использования нижеследующего алгоритма психогенеза проблемы: диагностируется первая группа симптомов на основании начальных жалоб, предъявленных клиентом, его родственниками или на основании непосредственного наблюдения за его поведением; выявляются симптомы и синдромы, сочетающиеся с уже установленными; анализ карт и ответов на вопросы в контексте оценки этиологических факторов, типа реагирования на проблему (эндогенного, экзогенного, психогенного) и уровня расстройства или психического нарушения.

7. Проверяемость и адекватность. Реализация этих принципов требует уточнения конгруентности обсуждаемых понятий и исключения неэкологичной интерпретации ответов. С

этой целью клиенту задаются вопросы типа: «Что вы понимаете под словом (например), саморазрушение?», «Приведите синонимы этого слова», «Как вы конкретизируете собственные переживания, связанные с этой картой?».

8. Беспристрастность. Не существует «правильной» и «неправильной» интерпретации карт, так же как не бывает правильного и неправильного способа вытаскивать карты. Специалист не должен навязывать клиенту своей интерпретации и собственного мнения о наличии того или иного симптома.

9. Ассоциативность актуализирует проблему посредством возникающих ассоциаций, помогающих заново пережить некоторые главы истории своей жизни. Мы выделяем два способа ассоциирования: прямое(косвенное) ассоциирование. Способами ассоциации слов, (содержащихся, например, в наборе «ОH» [7]), с рассматриваемой проблемой может быть прямая ассоциация. Например, при изучении проблемы алкоголизма клиенту достается слово «саморазрушение» и связь воспринимается как буквальная и прямая. В случае косвенной ассоциации при рассмотрении этой же проблемы клиент вытягивает, например, слово «унижать» и видит в нем главную причину злоупотребления алкоголем –постоянные конфликты с женой, желающей его унизить.

Дихотомичная ассоциация (синоним/антоним). Например, клиент с вышеописанной проблемой извлекает из набора «ОH» карту «с огнем в камине» и говорит, что не видит никакой связи изображения на карте со своей проблемой. 

Задаем вопрос: «а Вы на этой карте скорее где? (покажите пальцем)». Ответ клиента «Я – в огне».

Предлагаем, не задумываясь и в быстром темпе перечислить 4-5 слов-синонимов, ассоциирующихся со словом «огонь» и выбрать одно – наиболее «горячее» из них (синонимичная ассоциация). Клиент выбирает «горение». «…Для меня это – горение. Я сгораю в этом огне». Если и далее клиент затрудняется в установлении связи изображения с проблемой, просим перечислить антонимы. Так, например, в данном случае, наиболее впечатлившим клиента словом явилось предложенное им полярное огню понятие «наводнение», которое он связал со множеством наводнивших его дополнительных проблем, появившихся в результате частых и неконтролируемых алкоголизаций.

10. Комплексность воздействия. Несмотря на то, что возможными мишенями терапии могут стать духовный, когнитивный, эмотивный, телесный и поведенческий уровни, следует помнить, что главной задачей терапевта являются первоочередное воздействие на эмотивный и телесный уровень, поскольку именно в них чаще всего и «оседает» отрицательный заряд. Полезна с этой точки зрения следующая концепция. Ответом на воздействие травмирующего характера является использование хранящейся в бессознательном защитной копинг – стратегии, которая когда-то помогла справиться с негативными переживаниями. Непроработанные отрицательные эмоции, чувства, страхи и пр. вызывают телесное напряжение, пренебрежительное отношение к которому трансформирует его в телесный психосоматический симптом. Работа с рационализацией проблемы и с иррациональными мыслями, безусловно, необходима, но далеко не она – гарант эффективности терапии. Практика показывает необходимость работы в первую очередь с эмоциями, чувствами и телом.

Например, в результате рациональной психотерапии, проведенной с помощью метафорических карт, женщине, обратившейся за помощью по поводу алкоголизма мужа, удалось простить его (на когнитивном уровне). Однако, во время второго сеанса она отмечала, что каждый раз, когда она видит своего мужа, тело клиентки буквально «само отпрыгивает от него в противоположную сторону», подтверждая известное выражение о том, что тело не обманет.

11. Безопасность. Ассоциативные карты, дают возможность в режиме безопасности спроецировать на них свое внутреннее состояние, отключившись на время от тревожного  материала. Любая карта может быть по-разному интерпретирована, а благодаря многочисленности карт и вариативности их комбинаций клиент находит именно ту картинку, которая помогает спроецировать актуальное состояние. Принцип безопасности заключается, во-первых в том, что карту в процессе работы можно перевернуть, убрать, отодвинуть, переместить на выбранное клиентом безопасное расстояние, во-вторых, рассказ о картах сопровождается ощущением того, что человек говорит не про себя, а про карты, и, в третьих, клиент сам выбирает степень самораскрытия и глубину погружения в бессознательное.

12. Экологичность. Мы используем в терапевтической работе два основных принципа:

1) не хотеть больше того, что хочет клиент (исключить доминирование, авторитарность, психологическое давление), и

2) не навязывать клиенту того выбора, от которого он отказывается.

13. Конфронтационность. Выбранная клиентом карта позволяет быстро проникнуть в глубины бессознательного. При этом человек не осознает, что предпочитаемое им изображение «говорит» о проблеме намного больше того, что он хочет сообщить. Конфронтационные вопросы помогают не только рассказать о том, что происходит на картинке, выяснить причину проблемы, но и «столкнуть» клиента с теми мыслями, ощущениями, чувствами и переживаниями, которых он избегает. Возникающие в момент конфронтации спонтанные и неожиданные образы воссоздают обстоятельства травмы, инцидента и пр.

14. Медиативность. Карта является посредником между спрашивающим специалистом и отвечающим клиентом.

15. Экспрессивность. Возможность с помощью метафорических ассоциативных карт выражать актуальное состояние, эмоции и чувства.

16. Информативность. Карты обеспечивают доступ к множеству посланий, хранящихся в бессознательном.

17. Креативность. Ассоциативные карты являются триггером запуска креативного центра, в котором с помощью фантазий и нетривиальных ассоциаций происходят внезапные инсайты.

18. Эффективность. Ассоциативные карты выводят на поверхность глубинные конфликты, комплексы, переживания, помогают их осознать, отрефлексировать, облегчая саморазвитие и самопознание.


К основным способам использования метафорических ассоциативных карт можно отнести:

1. Открытый: (карты, представляемые клиенту кверху изображениями, снижают тревогу) способ является наиболее предпочтительным и безопасным для клиентов. Карты хаотично

раскладываются на столе (или на полу). Вглядываясь в изображения, клиент выбирает наиболее впечатлившие его картинки.

2. Закрытый: карты раскладываются «рубашкой» вверх. Клиент выбирает любую из них. Предварительно (по желанию) он может задать себе вопрос, связанный с проблемой или с ее решением. Разворачивая карту картинкой к себе (контакт с бессознательным) он пытается найти ответ на свой вопрос. В другом варианте клиент берет карту (ни о чем не думая), и, увидев изображение, самостоятельно интерпретирует ее (например, рассказывает сказку).

3. Комбинированный: сначала предлагается сделать выбор карты в открытую (осознанное отношение к своей проблеме), затем извлечь несколько картинок вслепую. Возможен закрытый выбор изображения и открытый выбор слова. 

4. Работа с картами-словами и картами-изображениями (фотографиями, рисунками). Учет представленного обзора способов и принципов использования метафорических ассоциативных карт не только облегчит работу специалиста, но и послужит гарантией ее эффективности.

Список литературы:

1. Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности. Автореферат диссертации на соиск.уч. степени доктора психол.наук. Новосибирск. Изд-во НГПУ. 1996. 38 с.

2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности // СМАЛЬТА, 2014. № 4. С. 71-77.

3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Новосибирск, 2015. 228 с.

4. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Перевозкина Ю.М. Использование ассоциативных карт в нарративной психотерапии работоголизма // Сибирский педагогический журнал. № 4. 2014. С. 166-172.

5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира /монография/. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009. 230 с.

Автор: Дмитриева Наталья Витальевна, Буравцова Наталия Владимировна.



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Необычный случай из практики применения Метафорических Ассоциативных Карт в терапии.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе психолога
  • МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Метафорические карты, сказка или быль.
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • Карты любви
  • Кредитные карты и кредитная зависимость
  • Хороший клиент, плохой клиент...
  • Что выбирает клиент?
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Новый клиент: как успокоиться.
  • О противоречивости клиент-терапевтических желаний
  • Нарциссический клиент. В поисках идентичности.
  • Кризис психологов, или «когда клиент всегда прав»
  • Клиент психолога — кто он?
  • Безнадежный клиент
  • Трудный клиент
  • Враждебно настроенный клиент
  • За что клиент платит психотерапевту
  • «Клиент, страдающий от одиночества»
  • «Терапевт – Клиент»: равенство или неравенство?
  • Правда ли клиент беспомощное существо?!
  • КЛИЕНТ И ПСИХОЛОГ КАК ОТРАЖЕНИЯ ДРУГ ДРУГА
  • Как психолог и клиент находят друг друга
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Психотерапевт поможет найти ответ или правильно задаст вопрос?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь