Метафорические ассоциативные карты в работе психолога
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Когда-то несколько лет назад, в период исканий, я посещала множество психологических тренингов, на одном из них я окунулась в работу с метафорическими картами. Эта работа произвела на меня очень сильное впечатление. Работа была с колодой «Persona». Довольно простая техника, как я сейчас понимаю, какая я и какой я желаю стать. Сколько же раз на протяжении нескольких лет я обращалась к тем картам и какая большая была проделана работа по пути к той, какой я желаю стать. Эта была работа, растянувшаяся на года.
Сейчас я обратилась к картам с другой стороны, как практикующий психолог, изучаю тонкости работы с этим инструментом, практикую и каждый раз учусь и вдохновляюсь еще больше уже видя открытия своих клиентов.
Что же такое метафорические ассоциативные карты? Это набор изображений, иллюстраций или даже репродукций картин, на которых мы можем видеть людей, их отношения, ежедневные и редкие, иногда совсем неожиданные ситуации, пейзажи, животных, предметы, абстракции. В каких-то колодах помимо изображений присутствуют и надписи. При этом, метафорические карты внешне напоминают открытки, могут быть разного формата. Задача использования той или иной колоды напрямую зависит от актуальной для клиента проблемы.
Проективная методика работы заключается в том, что в одной и той же иллюстрации разные люди видят совершенно разные ситуации и явления, обнаруживают порой диаметрально противоположные смыслы.
Метафорические проективные карты появились как самостоятельный жанр в 1975 г. Именно в этот год Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения, была создана первая колода карт. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, а также считал, что произведения художников не должны быть «искусством для искусства», предметом пассивного созерцания людьми. Искусство должно стать доступным для любого человека, т. е. попасть ему в руки. Первая колода карт получила название «ОН». В профессиональных кругах их называют сокращенно «О-карты», поскольку всякий, кто ощутил на себе мощь ее воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения.
Достоинства работы с метафорическими картами:
Бережная работа, клиент рассказывает и идёт туда, куда готов идти. Как лубоко погружаться в данный момент решает так же клиент.
Не существует «правильной» и «неправильной» интерпретации карт.
Создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента.
Возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики.
Развитие творческих способностей.
Нет правильного и неправильного способа вытаскивать карты, зависит от предпочтения клиента, психолога, но при выборе в закрытую происходит больший контакт с бессознательным.
Гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации.
Привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и чаще всего вызывают приятные эмоции.
В случае успешного преодоления психологических защит возникает инсайт (озарение, чувство прозрения), приводящий к ошеломляющим результатам, помогающим найти ответ на вопрос или проблему.
Нейтрализация психологических защит возникает потому, что, описывая картинки, клиент перестает защищаться, ведь он описывает картинку, а не себя.
Основное и главное: специалист не должен навязывать клиенту своей интерпретации и мнения о наличии того или иного симптома. В целом, использование метафорических карт позволяет осуществить работу на эмотивном и когнитивном уровнях осознавания клиентом проблемы, в свою очередь, изменения, отмечаемые на этих уровнях, способствуют пониманию клиентом сущности проблемы на поведенческом и телесном уровнях.
Работа с метафорическими картами может осуществляться в широком спектре психологических трудностей. Возможна работа с проблемами личностного плана, в частности, заниженная самооценка, неуверенность в себе, внутриличностные конфликты, построение жизненных планов и т. д., эмоциональные затруднения, например, тревожность, агрессивность и т. д., сложности во взаимоотношениях с другими людьми, в частности, застенчивость, повышенная конфликтность, семейные проблемы и т. д., попадание в сложные жизненные ситуации, например, переживание утраты, появление последствий чрезвычайных ситуаций и т. д., девиантное поведение, в частности, зависимое, суицидальное.
Литература:
Ахатова А. Е., Сабирова Р. Ш. Использование метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента в работе психолога//X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»/
Горобченко А., Евменчик М. Уникальные колоды метафорических ассоциативных карт // Адукатар. № 1 (19). 2011. С. 34–36.
Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Принципы и способы использования ассоциативных карт в психологии и психотерапии // Смальта. 2015. № 1. С. 19–22.
Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М., Левина Л. В., Буравцова Н. Методологические основы и принципы работы с ассоциативными картами // Развитие человека в современном мире материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 242–251.
Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М., Левина Л. В., Буравцова Н. В. Основные этапы работы с ассоциативными картами // Развитие человека в современном мире материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 261–270.
Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. М.: Генезис, 2015. 160 с.
Мартынова М. А. Метафорические карты и возможности их применения в работе практического психолога [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 65-78.
Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги. М.: Генезис, 2015. 168 с.
Ушакова Т. Метафорические карты «Роботы»: Работа с детьми, подростками и родителями. М.: Генезис, 2016. 48 с.
Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности. Автореферат диссертации на соиск.уч. степени доктора психол.наук. Новосибирск. Изд-во НГПУ. 1996. 38 с.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.