Что останавливает жизнь. Страх

Продолжаю думать над тем, как человек останавливает собственные желания, интерес, любопытство, и как следствие – не может получать удовольствие от жизни. И можно ли что-то сделать, если положение дел не устраивает.

Для начала скажу, что остановка и регуляция своих импульсов – дело полезное. Иначе человек не сильно будет отличаться от животного. Другой вопрос – как регуляция происходит и чем руководствуется человек, останавливая себя. В идеальной картине мира родитель учит ребенка распознавать, исследовать свои ощущения, эмоции, желания, и с их помощью ориентироваться в окружающем мире.

Например, маленький ребенок плачет, а мама подходит и начинает перебирать причины дискомфорта. «Ты мокрый? Нет, сухой, значит не то. Кушать хочешь? Нет. Пить? Нет. Игрушка под диван закатилась? Да. Давай достанем игрушку». Реакция взрослого на плач была, дискомфорт замечен, приложены усилия для выяснения причин, причина найдена и устранена. Получен опыт, как обходится со своим дискомфортом. Постепенно ребенок перенимает поведение матери и уже сам может понять, чего не так, и что надо сделать, чтоб было иначе.

Или интересно ребенку исследовать все самые темные и недоступные углы в квартире. Конечно, родитель переживает, что малыш может удариться, упасть, порезаться и столкнуться с разными опасностями. Чтоб меньше тревожиться за ребенка можно максимально обезопасить пространство, спрятав ножи повыше, спички подальше, на острые углы сделать накладки. И следить за передвижениями, позволяя набивать мелкие шишки и оберегая от серьезных опасностей. И это требует дополнительных усилий, времени, терпения от взрослого. В таком случае ребенок исследует мир и на собственных ошибках делает выводы, куда можно лезть, а что чревато расшибленными коленками.


 

В реальности все сложнее. У родителя может не быть времени, чтоб долго и терпеливо находиться рядом, помогать справляться с трудностями. Или родитель вообще не в курсе, что это надо делать, потому что никто никогда не обращал на него внимания. Может быть сильная усталость и, как следствие, желание, чтоб ребенок просто не мешал. В общем, задачей становится не научить ребенка распознать, что с ним происходит, а сделать так, чтоб ребенок стал удобным для измотанного родителя. И один из способов – это напугать. Вариантов множество на все возраста.
  • Со злым лицом громко кричать. Можно сопровождать угрозами, что если не прекратишь, отдам в детдом, чужому дяде или оставлю в магазине.
  • Пригрозить наказанием, физической расправой, а то и осуществить угрозу.
  • Рассказать, как мир жесток и опасен, поэтому на крик «придет серенький волчек и утащит за бочек».
  • Еще вариант про жестокий мир. Если ребенок так будет себя вести, то никто не станет с ним общаться.
  • Или как опасно отходить далеко от мамы, потому что вокруг маньяки, которые только и ждут, как наброситься на одинокого ребенка.
  • Объяснить, что мама больная, от криков ей станет плохо и она умрет. А дальше снова про детдом.
  • Рассказать, что такое поведение ненормально, и сам ребенок ненормальный, раз так себя ведет.

Думаю, это лишь небольшая доля того, как можно испугом заставить ребенка замолчать и отбить желание исследовать мир. На практике к страху еще часто примешивается стыд и вина, но о них отдельно в следующий раз. Если регуляция страхом – это единственная или самая распространенная мера успокоить и защитить ребенка от опасностей, то во взрослой жизни такой человек всего опасается. Ему больше не нужен родитель или кто-то еще для остановки желаний, он сам прекрасно себя пугает, ищет и находит подтверждения тому, как мир опасен и лучше не высовываться.

Проявляться это может по-разному. Если справиться с испугом в детстве лучше всего помогало замирание, то может быть страшно выйти из дому, попросить повышение зарплаты, ответить на хамство, поехать в отпуск, отказать в просьбе и т.д. Если помогало бегство, то при малейшей опасности человек меняет работу, уходит от партнеров, бросает проекты и меняет место жительства. При испуге могло срабатывать и нападение. Тогда распространенная реакция на возможную опасность – это опережающая агрессия: крикнуть первым, напугать, пригрозить, разрушить.

Внешне такой человек может выглядеть напуганным, замершим: движения скованы, голос тихий, дыхание поверхностно, действия минимальны. Или как спринтер на старте в постоянной готовности убежать или напасть. Он сам пугается того, что с ним происходит. Пугается своих и чужих импульсов и желаний, потому что не представляет, что с этим делать. Нет опыта и умения сориентироваться в своих ощущениях, чувствах, считывать и анализировать сигналы из окружающего мира. И нет веры в то, что другие люди помогут с этим разобраться.


 

Обычно все три тактики встречаются у одного человека, хотя могут присутствовать в разных пропорциях. Боль и невыносимость ситуации в том, что жизнь в страхе мешает получать и испытывать удовольствие. Нет умения идти за своими желаниями, возбуждением, интересом, любопытством – страх перевешивает. Зато есть опыт стремиться к тому, что советуют авторитеты, СМИ, друзья, но удовольствия от достижений нет, потому что это чужое желание. А доступа к своему нет.

Чтоб выйти из замкнутого круга, придется встретиться с испугом. Пережить пугающие ситуации из прошлого или настоящего, превратить в новый опыт и создать новый способ справляться со страхом.

 

Пережить испуг помогают следующие действия:

  • Начать рассказывать о пугающем событии другому человеку, который будет слушать и поддерживать ваш рассказ, уточняя и проясняя, но не прерывая своими комментариями и советами.
  • Крик. Помогает выйти из оцепенения и восстановить дыхание.
  • Почувствовать опору во вне. Это могут быть предметы, человек.
  • Почувствовать свое тело, опору в себе. Пошевелить ногами, руками, попрыгать, поерзать на кресле.
  • Описать, что произошло, сориентироваться в ситуации, восстановить целостную картину, ассимилировать опыт.

Когда вернулась чувствительность, восстановилась картина событий и ощущение собственной силы сменило переживание бессилия, то испуг успешно прожит. Можно двигаться дальше.

А это значит разбираться со своими ощущениями, эмоциями, переживаниями. Учиться им доверять, на них ориентироваться. Перед тем как замереть, убежать или напасть, поисследовать, что беспокоит и почему? Какое желание, чувство за этим стоит? Что хочется получить, а чего не хочется? Где спрятаны любопытство, интерес, азарт? На этом этапе важны безопасная обстановка, медленный темп, уважение и внимательность к нюансам, неспешность и терпение. То, чего так не хватило маленькому ребенку, когда он только начинал исследовать этот мир.


 

Продолжение следует…



Просмотров: 503
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разве родитель может сделать плохо? Еще как!!
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Почему зависть может быть только черной
  • Чего больше всего боится каждый человек?
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Почему мы боимся и избегаем психологов. Кто же такой психолог и чем он может быть нам полезен.
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Если ребенок стал объектом травли
  • Как созависимый человек может осознать, что он созависимый?
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Волюнтативность желания и источник воли субъекта. Бессознательное или, может быть... Бог?
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Как не сделать из ребенка “своего родителя”
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Что сделать, чтоб случилось новогоднее чудо? (упражнение)
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда одной консультации может быть достаточно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь