Как лечить стыд: инструкция для психотерапевтов

     Лечение стыда очень сложный и кропотливый процесс. В чем состоят сложности? Во-первых: клиенты плохо распознают свой стыд. Во-вторых: клиенты склоны прятать свои стыдящиеся части. В-третьих: лечение стыда очень медленный процесс. Но, несмотря на трудности, стыд – излечимое состояние.
 
Психотерапевт Роналд Поттер-Эфрон выделяет пять стадий работы со стыдом.
 
1. Необходимо создать безопасную обстановку, чтобы клиент мог раскрыть свой стыд 
Ничего полезного не произойдет пока между клиентом и терапевтом не установятся доверительные отношения. Как правило на первых этапах терапии клиент предъявляет не самые стыдные для него темы.
 
2. Принять этого человека с его стыдом
Когда клиент делится постыдной информацией, терапевт должен удержаться от желания отговорить его стыдиться. Для терапевта важно умение принимать клиента в его стыде, как бы говоря: "Да я вижу твой стыд и то, чего ты стыдишься, но я с тобой и тебя не брошу".
 
3. Исследовать источники стыда
Цель этого этапа – помочь клиенту понять, что его стыд порожден установками других людей, а не реальной ситуацией.
 
4. Поощрять клиента усомниться в его представлениях о себе, проверять обоснованность стыдящих посланий
Предыдущие стадии важны для того, чтобы клиент обратился к образу самого себя. Какой он на самом деле? Надеемся, что клиент сам начнет его исследовать. Задача терапевта поддерживать эту тенденцию и подвергать сомнению обоснованность посланий, которые клиент получал от других людей. Например, Как мать узнала, что вы так ужасны? Я не вижу ничего порочного в вас. А вы?
 
5. Поддержать изменения в представлении о себе, которые формируют здоровую гордость
Клиент перестает воспринимать себя как непоправимо дефективную личность. Появляется идея, что он «достаточно хорош» - это ведет к формированию реалистичной гордости. Это процесс медленный. Поэтому иногда клиент будет заваливаться обратно в стыд. Задача терапевта поддерживать здоровую часть личности.
 
 
Пример работы со стыдом  Роналда Поттер-Эфрона из его работы «Стыд, вина и алкоголизм»
 
«Линда - сорокалетняя дочь отца-алкоголика и "сумасшедшей" и склонной к физическому насилию матери. Ребенком ее регулярно били и унижали. Она стала настолько глубоко стыдиться, что чувствует себя беспомощной в изменении своей нынешней жизни с химически зависимым мужем. После шести месяцев терапии она прогрессировала до точки, в которой смогла присоединиться к терапевтической группе.
Одно вводное упражнение, которое я использовал, называется "Маска". В этом упражнении клиентов сначала просят нарисовать свои маски - образы, которые они хотят, чтобы видели другие. А затем -персону, находящуюся под маской. Как только Линда нарисовала эту персону, она очень возбудилась и внезапно покинула комнату, убежав в туалет с приступом тошноты. Ей хватило смелости вернуться, но она отклонила мое приглашение поделиться тем, что произошло, с группой.
 
Стадия первая: безопасность и раскрытие
Линда находилась в новом окружении, в котором чувствовала себя слишком уязвимой,- чтобы раскрыть свой стыд. Она нуждалась в подтверждении, что я не буду пытаться заставлять ее говорить об этом сейчас. Я сделал это невербально, но затем предложил ей остаться после сессии, потому что я не хотел, чтобы она уходила такой напуганной и устыженной.
Наедине Линда показала мне, что случилось: "реальная" персона под ее маской спонтанно развилась в рогатую сатанинскую фигуру. Линда смотрела на себя, как на дьявола - образ, характерный для многих стыдящихся индивидов.
 
Стадия вторая: принятие
Линда была шокирована, поскольку не ожидала, что ее стыд выйдет на поверхность так быстро и с такой силой. Также она узнала этот внутренний образ; он ощущался как совершенно правильный и знакомый, хотя она не знала, почему. Она должна была объяснить мне специально, почему чувствовала себя подобной Сатане, испорченной и бесчеловечной. Моей ролью в течение этой фазы было поощрять ее откровенность, не допуская, чтобы она стала настолько презирать себя, чтобы я мог потерять контакт с ней. Я должен был сдерживать сильное желание уменьшить наш дискомфорт, бросившись ей на помощь до того, как мы реально встретимся с ее стыдом.
 
Стадия третья: исследование
Я вслух поинтересовался, кто бы мог сказать Линде, что она - дьявол, кто приделал рога к ее голове? К моему удивлению, Линда немедленно вспомнила то, что вытесняла тридцать лет; на протяжении нескольких лет до и после пубертата ее мать, избивая, многократно называла ее дьявольским отродьем. He имея возможности сопротивляться, она инкорпорировала эту уверенность в сердцевину своей идентичности, вытеснив ее источник. Она не могла сомневаться в этом, потому что данное послание было недоступно для нее на сознательном уровне.
 
Стадия четвертая: вопросы и сомнения
К счастью, Линда достаточно долго работала над понятием о себе, чтобы она могла начать сомневаться в этом образе сама. Часть ее была разгневана и до сих пор не полностью принимала то, что она ужасна. Ободряемая мной, она позволила мне перечеркнуть дьявольские рога на ее голове, посмотрела на оставшийся образ нормальной женщины и облегченно разрыдалась. Она осознала, что "проглотила" чужое определение себя, и что она может теперь отвергнуть этот образ и заменить его позитивным.
 
Стадия пятая: утверждение
Затем я попросил Линду нарисовать новую персону, которую она видит. На ее рисунке была сильная, умная и заботливая женщина, прямо и гордо смотрящая на зрителя. Мы поговорили о том, что она нашла эту новую персону не только сейчас, но и несколько сессий назад в терапии, и о том, как эта новая женщина уже изменила свою жизнь с мужем и семьей».
 
Важно: Стадии могут проходится как в течении длительного времени, так и в течении одной сессии. На первых стадиях задача установить контакт и развить доверие. Если терапевт форсирует события, клиент сопротивляется. Он будет чувствовать, что терапевт его не понимает и не может оценить глубину его боли. Исследовать установки клиента можно так долго, как на это хватит терпения терапевта. Встреча и формирование здорового «Я» клиента невозможны пока клиент не примет терапевта как значимую фигуру в своей жизни. Совет Поттера-Эфрона: «Чем глубже стыд, тем больше клиент должен доверять терапевту».


Просмотров: 733
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Замереть, чтобы исчезнуть. Когда стыд отбирает жизнь (часть 1)
  • Стыд. Этапы внутренней работы со стыдом.
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • Хороший клиент, плохой клиент...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Стыдно быть не идеальной. Откуда этот стыд и как себе помочь.
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • «Терапевт – Клиент»: равенство или неравенство?
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • "Рыбак рыбака...", или "проблема терапевта" как ресурс психотерапии: случай из практики
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • "Я хочу, чтобы ты позаботился обо мне". Ловушка для недолюбленной женщины.
  • "Ничего там хорошего не будет!" Или как помочь себе выйти из зоны комфорта
  • Все мы родом из детства2 "Держи язык за зубами, чтобы не создавать проблем окружающим"
  • Оральная стадия "взрослых" отношений
  • "Совершенный психотерапевт". Кто желает себя проверить?
  • "У меня нет времени на себя совсем"
  • "ПРОСЫПАЙСЯ!" или "Как услышать СЕБЯ?"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • ЖЕНЩИНА, - СОСРЕДОТОЧЕННАЯ НА ЦЕЛИ: "ВИЖУ ЦЕЛЬ - НЕ ВИЖУ ПРЕПЯТСТВИЙ"
  • Одинокие женщины и их дети "для себя"
  • Нарциссический клиент. В поисках идентичности.
  • "НАШ ЧЕЛОВЕК" или КАК НАЙТИ ПОДХОДЯЩЕГО ТЕРАПЕВТА)
  • Стыдно показать, что стыдно. Амплифицированный стыд: как вернуться в жизнь (часть 2)
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь