"Рыбак рыбака...", или "проблема терапевта" как ресурс психотерапии: случай из практики

Данная виньетка описывает случай очной включенной супервизии, которая имела место во время одной из супервизионных групп в рамках долговременной профессиональной программы подготовки гештальт-терапевтов. Терапевт Ж., молодая девушка 32 лет, работала с клиентом З., ее ровесницей. Сформулированная З. заявка имела отношение к ее жалобам на социальную фобию, которая доставляла ей довольно много неудобств.

З. испытывала жуткую тревогу, почти панику всякий раз, когда оказывалась в компании более чем одного человека. Ей казалось, что окружающие постоянно наблюдают за ней и при этом оценивают ее очень негативно, причем негативная оценка имела отношение почти ко всем сферам жизни З. – от внешности до интеллекта.

С самого начала сессии Ж. выглядела довольно растерянно, задавала множество вопросов и вела себя так, как будто ответы на них ее особенно не интересовали. После сообщения клиента о том, что она никогда не имела права на свои желания, терапевт покачала головой и замолчала. После паузы в течение нескольких минут Ж. попросила клиента о возможности паузы в сессии с тем, чтобы получить супервизию.

В супервизии Ж. выглядела подавленной и сказала, что не имеет возможности продолжать терапию. На мой вопрос о причинах такого ее состояния ответила, что история клиента попадает в точности в зону психологических сложностей ее самой: Ж. так же, как и ее клиент, каждый раз, когда оказывалась среди незнакомых ей людей, испытывала значительный, почти невыносимый, стыд, при этом ей хотелось «провалиться сквозь землю».

Взгляды окружающих интерпретировались ею не иначе, как осуждение или насмешки. Жгучее чувство стыда она испытывала и сейчас, поскольку рассматривала текущую сессию как профессиональный провал и несостоятельность. На мой вопрос о том, имеет ли она право на свои ошибки и желания в отношениях с окружающими, Ж., разумеется, ответила отрицательно.

Я выразил свое удивление тем, что некоторая схожесть З. и Ж. лишала права последнюю на сохранение терапевтической позиции. Я спросил терапевта, видит ли она какие-либо терапевтические ресурсы в этом сходстве. Ж. ответила, что может лишь попытаться разместить свои замечания о сходстве психологических проблем с З. в контакте с ней, хотя и не видит в этом особой перспективы. Я спросил Ж., видит ли она возможность позволить себе переживать свои чувства, о которых говорила сейчас, в присутствии клиента и продолжать с ним разговор, давая возможность и З. переживать происходящее.

Кажется, эта идея немного вдохновила Ж. и она с опаской спросила: «А так можно?» Получив соответствующее «разрешение на собственное несовершенство», Ж. вернулась в сессию.

Поделившись своими переживаниями относительно схожести беспокоящих обеих участниц терапевтического процесса психологических особенностей, Ж. предложила З. рассказать о своих чувствах, с этим связанных. Терапевт и клиент вскоре переместились в зону своих переживаний, связанных с возникающими в контакте с другими людьми чувствами, фантазиями и т.д. Такая ситуация оказалась благодарной почвой для обсуждения своих желаний, возникающих в некоторых наиболее важных социальных ситуациях. Более того, клиент была поддержана сообщением о схожей феноменологической картине у ее терапевта.

Таким образом, процесс переживания был восстановлен, причем не только у терапевта, но и у клиента. Стыд перестал проявляться токсическим образом и мог быть размещен в терапевтическом контакте. Появившиеся желания, лежащие в основе стыда – принятия, признания и заботы – могли теперь существовать не в «аутичном» режиме, а в процессе переживания в контакте с другим человеком.

Более того, получив такого рода взаимную поддержку, терапевт и клиент смогли даже организовать пространство для экспериментирования в группе, в котором осознанные желания могли найти способ удовлетворения.


Просмотров: 710
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Ты должна оставить ее! Ты ничем ей не можешь помочь!» Имеет ли терапевт право не продолжать психотерапию. Случай из практики
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Упражнение для выявления глубинных психологических проблем клиента
  • «Терапевт – Клиент»: равенство или неравенство?
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Хотите быть здоровыми? Исполняйте свои желания.
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта.
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из ответа на вопрос "Что сейчас происходит?"
  • Есть ли у тебя свои желания. Самооценка.
  • Почему вам страшно признать свои желания? Желание=опасность?
  • "НАШ ЧЕЛОВЕК" или КАК НАЙТИ ПОДХОДЯЩЕГО ТЕРАПЕВТА)
  • "Ты имеешь право Быть Живой!" История вынужденного цинизма- случай из практики.
  • Техника работы с бессознательным. Как понять свои истинные желания и проблемы.
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Профессиональный джаз (О профессиональном становлении гештальт-терапевта и не только его)
  • Когда-то я имела привычку терпеть
  • Права клиента в терапии
  • Психологический портрет клиента "Домохозяйка в кризисе среднего возраста"
  • Психологические аспекты и вторичная выгода "худеющего" клиента.
  • Портрет клиента "Семейная пара в кризисе"
  • Психологический портрет клиента "Трудоголик"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь