Все мы родом из детства2 "Держи язык за зубами, чтобы не создавать проблем окружающим"

Начало этой истории  в детстве, как в общем то и многих других. Когда  конфликты в семье, либо негативное настроение родителей ребенок привязывал к себе и считал, что отец или мать  испытывают недовольство из-за него. 

Ему никто не объяснил, что взрослые могут испытывать разные чувства и эмоции  и причины могут быть совершенно разные ,а не только хорошее или плохое поведение ребенка.

Сегодня хочу обойтись без анализа , оценки, комментариев.  Этим занимаются сами клиенты в процессе разговора. Просто случаи из практики.

 

Запрос: .Перепады настроения, тревожность, недовольство собой, нет желания не для чего.

-Расскажите , что вас беспокоит?

-Яна: я по утрам себя хорошо чувствую, а потом появляется состояние тревожности, заниженный эмоциональный фон,мне очень тяжело оценить свои чувства.

Ваша тревожность с чем больше связана? За что вы тревожитесь?

-Яна - не знаю как это описать, это какая-то неуверенность. Состояние как не в своей тарелке, ощущение ,чо делаю все неправильно и бессмысленно

-А как надо делать правильно? И  относительно чего это правильно должно быть?

-Яна- ну, если мне это нравится?

-А что вам нравится? Вспомните последние моменты. От чего повышается настроение и появляется радость?

-Яна -   не могу вспомнить ,у меня часто возникает  ощущение, что я делаю только  через надо или должен.

-Правильно я понимаю, выходит это надо не вам?

-Яна: все время делаю это "надо" для кого-то, но не для себя . Поэтому не могу вспомнить чего же я на самом деле хочу. 

- Опишите это надо, что надо делать и для чего? Чтобы что? И кому это надо?

-Яна- например домашняя работа, она  меня напрягает, не радует, больше как обязанность.

-А кроме порядка в доме вы еще что делаете ?

-Яна-  я не могу вспомнить, меня все не устраивает . Мне не нравится не  дом, не работа, не люди.

-А чем вас не устраивает, например дом? И где вы тогда хотите жить?

-Яна- в квартире  и чтобы было все хорошо?

-А как вы поймете, что все уже хорошо, какие критерии этого "хорошо".

-Яна:  должна быть любимая работа, друзья, с которыми можно было приятно и открыто общаться. 

-Хорошо, а с какими людьми вы можете себе позволить себе общаться открыто?

-Яна - они должны вызывать у меня эмпатию, доверие и тогда я себя буду чувствовать  расслабленной и свободной, у нас должны быть  общие интересы, это люди близкие мне.

- А каких людей можно назвать близкими? Опишите их

-Яна- доброжелательные, общительные, веселые.

-Что вы будете чувствовать общаясь с ними?

-Яна: я испытывала бы- спокойствие, безопасность .

-Выходит все остальные  люди у вас вызывают опасность?

-В чем это опасность? Что они могут сделать вам?

-Яна: например начнут за спиной начинают обсуждать меня и мне это не приятно.

-После каких их слов становится неприятно?

-Яна: например говорить, что я не общительная и из нее слова не вытянешь.

-Правильно я понимаю, такие случаи уже были? Расскажите о них.

-Яна: да были,  один раз  меня спросили о ком-то и я ответила, потом оказалась виновата в том что не так сказала, значит их не устраивает то, о чем я говорю и лучше тогда вообще молчать. и я теперь предпочитаю теперь больше молчать чтобы эти ситуации не возникали.

-Правильно я понимаю, я боюсь разговаривать с людьми потому что не знаю,  что можно от них ожидать?

-Яна: да и у меня возникло ощущение, что людям доверять нельзя.

-Часто возникали подобные ситуации и какие это ситуации?

-Яна: ммм, когда я решила держать язык за зубами?  это было в классе 3-м. Ко мне подошла соседка и начала спрашивать как мы живем ( наша семья) . После этого случая  мама как-то обиделась на меня и стала меньше со мой разговаривать, сказав еще такую фразу" нельзя быть такой доверчивой и лучше держать язык за зубами.  Я тогда приняла  решение, что лучше вообще ничего не говорить,  чтобы не создавать проблем окружающим, так как не известно как это может обернуться против меня и люди вообще со мной перестанут общаться,  чтобы не возникало чувство вины, я теперь предпочитаю молчать.

-А каком общение может идти речь, если вы приняли решение молчать?

- Выходит  высказывать свою точку зрения это опастно, потому что Не известно как на это отреагируют другие люди? Значит вы виноваты во всем и несете ответственность за всех вокруг, за их эмоции, поведение, события из их жизни? Тогда ответьте на вопрос, пожалуйста: вы могли знать, что  рассказав про какие-то события из жизни других людей, это у них возникнет чувство неловкости за себя?

-Яна: нет

-Значит ли это, что, то чувство неловкости- это  ваше чувство? Ровно также как и  возможно чувство стыда, и любые других чувства, которые принято называть негативными? Идля чего они тогда деляться с вами этими подробностями?

-Яна: нет

-Чьи это чувства? Чья это ответственность? ваши или тех людей? 

-Яна: их.

-Вы согласны, с тем, что  не должны нести ответственность за других окружающих вас людей?

-Яна: да

-Правильно я понимаю страх общения родом из детства?

-Яна:да, а также и то, что мое мнение ничего не значит, и никого не волнуют также мои мысли и чувства, потому что они все живут правильно . а я неправильно.

Правильно я понимаю: я живу не собственными желаниями и мыслями? я так  как нужно другим.  

-Яна- да, по большому счету я никогда и не имела своего мнения всегда жила чужим умом. 

-А теперь скажите можно ли угодить сразу на пример 10 людям имеющим разную точку зрения? и почему та другая точка зрения лучше или должна совпадать с вашей, чем чужая точка зрения  по каким критериям она лучше, чем ваша   и лучше для кого?

-Яна: нет конечно угодить всем не возможно.

-Вы же делали какие то самостоятельные действия. хотя бы изредка. например принимали решение в чем то ?

-Яна- да, институт, замужество и рождение детей. и сделала вывод, что мои самостоятельные действия ни к чему хорошему не приводят, на каком моменте пропадает желание действовать?

В какой момент это происходит?

-Яна: когда я совершаю ошибку

-Теперь скажите пожалуйста, возможно ли получить  новый опыт не ошибаясь и не исправляя ошибок ?

-Яна: нет не возможно, мне мешает моя идеальность, принцип - или идеально либо вообще не делать? 

-И как далеко вы ушли с таким принципом, много ли удалось сделать шагов придерживаясь этого принципа? 

-Яна: нет быстрее наоборот, я боюсь, что-то делать

-И значит ли если у нас не получается это сразу, то о чем это говорит? И что нужно делать, чтобы двигаться дальше?

 -Яна- чтобы изменять ситуацию нужно изменять какие то шаги, я мечусь постоянно, никакой решимости,  даже в магазине ничего выбрать не могу и определиться, что мне нужно.  думаю подойдет не подойдет, тратить деньги или нет .правильно или не правильно.

-Ответьте пожалуйста как выглядеть это как то правильно? У вас есть на примете человек, который  делает все так? И кто этот человек?

-Яна я не знаю таких людей, но все мои действия меня не удовлетворяют,  я все время раздуваю из мухи слона и лучше ничего не делать и сидеть. 

- И к чему это обычно приводит сидеть и ничего не делать? правильно я понимаю мне нужно все и сразу? и желательно идеально?  ответьте на вопрос как должно выглядеть идеально или хорошо? у него есть цвет, запах, какие критерии этого идеального?

-Яна:  должно быть чувство удовлетворенности,  видимо этого просто нет. так как если бы я сделала по-другому нет никакой гарантии чтобы это другое меня устроило. может тогда просто дать себе право почаще ошибаться чтоб нащупать это правильно и идеально? а иначе  как я это пойму? 

-Правильно я понимаю, вы все время недовольны собой или я стараетесь соответствовать чьему-то мнению?  

-Яна: да. возможно я пытаюсь соответствовать чужому мнению.

-А возможно ли угодить всем и и действительно ли это вызовет чувство удовлетворения, при соблюдении одного условия ( это нравится кому-то. а не мне)?

-Яна:   если честно я не знаю.почему для меня так важно чужое мнение и почему чужое мнение  важно, а мое не важно.  И еще инициатива наказуема и поэтому лучше ничего не делать.

-Вам помогает убеждение- инициатива наказуема и ваша бездействие. к чему приводит бездействие?

-Яна :нет, не помогает

-Хорошо, у нас есть  2 модели поведения- в одном случае мы стоим на месте из-за страха совершать ошибки и другая модель- мы совершаем ошибки и тем самым получаем собственный опыт, так необходимый нам. Какая модель вам больше нравится?

-Яна: вторая

-Какое будущее у человека в каждой из этих моделей, что ждет человека в одном случае и что в другом? и какая модель принесет больше пользы вам?

-Яна - первая ни к чему не приводит и в любом случае будет недовольство, что ничего не делаю и в другом случае будет недовольство только из-за страха ошибиться, но она ведет к изменениям.

-Яна- я обычно в любой трудной ситуации прячу голову в песок, вместо того, чтобы решить эту ситуацию   что в конечном итоге приводит к тому что я убегаю, прячусь и ничего не делаю, я не умею разрешать эти ситуации, я просто не знаю как.

- Хорошо, а как можно научится разрешать ситуации, с помощью чего?

-Яна: опыта, я наверное просто не умею брать на себя ответственность.

-А, что для вас значит брать ответственность на себя?

-Яна - я не очень понимаю смысл этого, но наверное, если мы принимаем решение или делаем выбор, то готовы ли мы брать на себя ответственность за последствия этого выбора и находить в себе силы ,чтобы для решения  ситуации

Какие выводы можно сделать после нашего разговора?

-Яна:  я должна быть готова к любому развитию событий и не расстраиваться по этому поводу, научится либо решать проблемы, либо изменить отношение к этой ситуации, а значит совершить такие действия в результате которых у меня будет возникать чувство удовлетворения.А  людей, у которых все всегда гладко как по маслу в жизни не бывает, все совершают ошибки, нужно иметь свое мнение и уметь его отстаивать, нужно учится  прислушиваться к своему мнению. А также свершать самостоятельные действия, чтобы это мнение появилось. И появился опыт в решении определенных ситуаций.




Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • Комплименты мужчинам: стоит ли их говорить и как это делать правильно
  • Самопознание - что это для Вас?
  • СОЗАВИСИМОСТЬ. Что это такое и как туда не угодить
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Разговоры о прошлом в новых отношениях. Или как правильно «соврать», чтобы все было по-честному.
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Как спокойно относиться к желаниями и понять, что не все зависит от меня?
  • Психосоматика. Что это и как ее лечить?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • У меня обязательно все будет правильно. Или принцесса без сказки.
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь