Доверять ребенку

Автор: Ольга Нечаева

Один из порочных кругов нашего сознания и общества - это страх-контроль-недоверие. По кругу, мертвая петля. Жизнь уроков надавала поколений этак на тысячу, очень сложно по-иному.

Совершенно нет доверия, что ребенок вырастет и с ним все хорошо. Что он будет держать голову, поползет, сядет, пойдет, привыкнет к горшку, научится говорить "спасибо", чистить зубы, читать, играть на скрипке, просить шапку, начнет убираться в комнате, собирать портфель, помнить об обещаниях, поступит в институт, выйдет замуж за хорошего человека, сможет не угробить собственного ребенка...

Раз мы не доверяем - мы боимся. Мы боимся, что он будет запущенный, неразвитый, остающий, грязный, неуспешный, глупый, несобранный, тупой, и не умеющий разбираться в людях. Нет, на самом деле именно так никто не чувствует, в этом и фишка страха, о нем нельзя говорить, иначе он перестает быть страхом, а становится глупостью. Поэтому мы ничего такого не говорим, а боимся и переживаем, ну надо же привить-воспитать-приучить-заставить, а то... Что то, непонятно, поэтому страшно.

Чтобы справиться со страхом, мы контролируем. Учим ползать (!), водим за ручки, нанимаем массажистов, чтобы сел, развивашки-логопеды-терапевты-психологи, кружки-секции-преподаватели-репетиторы, и тотальный контроль: ты собрал портфель? Уберись в комнате. Тебе нужен спорт. Без языка никуда. Сделай уроки. Вымой руки. Ложись спать. Надень шапку, тебе холодно.

Дети от этого всего впадают в совершенно нормальный человеческий ступор, переходящий в пассивную агрессию: прокрастинацию, забывчивость, рассеянность, лень. Нельзя не впасть, когда тебя гонят кнутом и пряником к светлым целям других людей.

Мы смотрим на них, таких ленивых, несобранных, рассеянных - и разве можно им доверять? Мы, чертыхаясь, собираем их портфели, проверяем дневники, лазим в телефоны, напоминаем по сто раз на дню...
И круг замкнулся.

Ближе к подростковому возрасту мы открываем для себя новый виток страха: он не повзрослеет. Он так и останется забывчивым, рассеянным, ленивым. Поэтому, дабы встряхнуть эту ленивую тушку мы выходим на тропу войны и говорим: "ты сел на шею. Я больше помогать тебе не буду. Справляйся, как хочешь (но чтобы по математике в четверти была четверка)." То есть мы сначала отбили у него всякое желание и возможность любить и понимать математику, заменили собой, а теперь решаем его наказать за это отьемом помощи, пусть мол, выплывает. Надо же "приучить" к самостоятельности.

А он, может, вообще не хотел туда плыть.
Он, может, уже и не знает, куда он хочет плыть, ведь на его робкое "динозавры" мы посмеялись и отправили заниматься французским и таэквондо.

Все с ног на голову.
Это мне очень напоминает, как у нас принимают роды.
Сначала максимальным контролем и вмешательством максимально испортить и замедлить процесс, а потом героически спасать мать и дитя.

Недоверие, контроль и отказ в помощи не создают самостоятельных людей. Они создают одиноких людей.

Плавный переход ребенка к самостоятельности происходит не за счет отказа в помощи, а за счет снятия контроля и роста доверия.

Меня, помнится, недавно спросили, мол почему я улыбаюсь, что в комнате у дочери у меня бардак. Потому что я доверяю. Не ей - она все-таки 7 летний ребенок, хотя ей во многом уже можно доверять. Я доверяю законам природы, логике роста, развития. Тем же самым законам, благодаря которым я была уверена, что она рано или поздно начнет писать в горшок, научится есть ложкой, читать и жарить яичницу. А я буду рядом, чтобы помогать столько, сколько она будет просить.

Ведь в конце концов мне хотелось бы, чтобы вырос человек, который доверял себе, мог контролировать себя и умел просить помощи. А не наоборот.

PS: данный пост не содержит призыва рожать в поле, не заниматься музыкой и отпускать 3 летку гулять одного - ну для тех, кто пожелает это в тексте найти.



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему тяжело просить о помощи?
  • Как просить мужчину о помощи?
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что надо помнить, чтобы конструктивно критиковать
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Хотите, чтобы ребенок вырос умным? Говорите с ним!
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Почему становится так противно, когда просят о помощи
  • Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом?
  • Почему мы боимся и избегаем психологов. Кто же такой психолог и чем он может быть нам полезен.
  • У меня маленькая грудь - поэтому мужчины не обращают на меня внимания.
  • Я тебе не верю или как научиться доверять?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Как победить тревогу при помощи маленькой бумажки и одного движения руки
  • Резать себя чтобы справиться..
  • Чтобы семейную жизнь не разбили роды...
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • 10 вещей о маме, которые все-таки надо говорить ребенку
  • Говори прямо - если хочешь, чтобы тебя понимали.
  • Как говорить так, чтобы другие хотели вас слушать. Советы психолингвиста
  • “Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
  • Как понять, чего ожидает партнер по общению и как говорить, чтобы вас услышали
  • Жизненный сценарий в действии, или Что необходимо говорить сыну, чтобы он стал мужчиной
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Незамеченная боль. Плата за то, чтобы быть рядом.
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь