Мир мне не подчиняется или как остановить агрессию

Американский эксперт в области агрессии и её проявлений Джон Бернс в результате многолетних исследований утверждает, что агрессирование – это самозаводящийся механизм, который протекает как процесс эскалации.

Нарастание состояния агрессии автор разделил на 9 этапов. Для каждого этапа характерны определенные признаки и, следовательно, можно вовремя распознать враждебность и предотвратить дальнейшее её развитие до нападения.

Широко распространено мнение, что агрессия запускается со стороны, что кто-то или что-то может повлиять на появление и проявление этого состояния.

Но Джон Бернс доказывает, что агрессирование является следствием выбора самого человека, который сам его запускает и раскручивает по нарастающей.

Человек обучается агрессированию, наблюдая модели поведения в семье, в кругу общения, через СМИ. В современном обществе популярность проявления агрессии объясняется тем, что такое поведение позволяет быстро получать желаемый результат. Кроме того, российские «культурные» нормы поддерживают её: «дай сдачи!» — учат малыша еще в детском саду. Процветают и бытовые формы насилия: родители наказывают детей, мужья бьют жен, актуальна поговорка: «Не бима – не любима» и т.д.

Суть агрессии можно сформулировать фразой: «Моя правда сильнее/ больше/ важнее ваших правд!» и чем выше уровень агрессии, тем больше уверенность агрессора в правомочии на противоправные действия. Ведь агрессирование является формой индуцированного безумия со стремлением избежать ответственности за свои действия (состояние аффекта).

Первый уровень агрессии можно почувствовать или увидеть на уровне физического тела: происходит ЗАТВЕРДЕВАНИЕ. Мышцы скованы, напряжены. В поведении человека появляется напряженность, он дистанцируется, снижается его уровень эмпатии к собеседнику. Внутри он ощущает сопротивление к той информации, которую собеседник ему сообщает. Растет уверенность в том, что «моя информация вернее/лучше вашей».

Если вы заметили проявление первой стадии агрессии, задайте собеседнику пару вопросов:«Какую опасность ты чувствуешь в моих словах, моем предложении?», «Что ты думаешь о сказанном мной?»

Второй уровень агрессии проявляется как упорство и выражается в форме дебатов, спора. Человек фиксирует свое внимание на своей собственной точке зрения. Он подбирает аргументы только с целью доказать превосходство своей точки зрения и опровергнуть доводы оппонента. Слушает собеседника особым, «фильтрующим», способом, основная задача — использовать речь противника против него самого.

Полезность и важность информации собеседника не учитывает. Пребывая в ощущении своей правоты, агрессор буквально «растаптывает» информацию оппонента.

Этому способствует снижение мозговой активности за счет резкого количества адреналина в крови. Адреналин пережимает сосуды головного мозга, и человек прямо «на глазах» тупеет.

Справиться с агрессором на этой стадии можно путем обращения его внимания на то, что в информации оппонента есть ценные и важные для него лично факты, либо можно использовать отказ от спора. Не надо вступать с ним в пререкания, спор, иначе он будет продолжать доказывать свою правоту, и уровень агрессии будет повышаться и перейдет на следующий этап.

Третья стадия – действия вместо слов. Человек, находящийся на этом этапе развития агрессии, начинает действовать «без спроса». Входит в кабинет без стука, садится без приглашения. Может оттолкнуть оппонента с дороги, хлопнуть дверью. Третья стадия агрессирования может выражаться в словах: «уйди, уйди». Молчаливые действия усиливают «имидж правоты», спираль закручивается, агрессия возрастает на следующий уровень.

Избежать проявления агрессии можно только путем ухода от контакта либо привлечения властных представителей (вызвать охранника в кабинет), либо людей, имеющих вес, авторитет, значение в глазах агрессора (позвать брата, отца).

Четвертая стадия – разрушение имиджа оппонента. Используются слова и поведение, которые разрушают авторитет «врага» для его близкого круга общения (семьи, коллег, друзей). В адрес собеседника отпускаются саркастические, едкие или ироничные замечания. Школьники так часто «доводят» учителей – ставя их в унизительное, беспомощное положение перед другими учениками.

На этой стадии агрессор явно выражает своё неуважение к оппоненту, перестает видеть в нем личность. При этом ярко выражено желание избежать ответственности, которое выражается обычно в словах: «я пошутил, вы меня неправильно поняли».

Справиться с агрессором можно, поставив его в позицию ответственности за сказанные слова, или с помощью выставления границ: «Можно уточнить, ты зачем мне весь этот негатив говоришь?»
Если предотвратить эскалацию не удается, агрессор переходит на следующий этап.

Пятая стадия агрессии – форсированная «потеря лица». Задача агрессора — разрушить авторитет человека не только для близкого круга лиц, но и публично.
В адрес оппонента летят слова оскорбления и унижения, перечисление ошибок, промахов и неудач в прошлом.

Способ справиться с агрессором: показать ему, что собеседник является личностью, уважаемым человеком.
И переключить его внимание на вопрос: насколько он уверен в своей правоте, в своей точке зрения? Даже небольшое сомнение, вкрадшееся в сознание агрессора, может «сменить гнев на милость».
Можно напомнить, что его действия подпадают под влияние Уголовного кодекса.

Шестая стадия агрессии – ультиматум. Агрессор кипит праведным негодованием и переходит к прямым угрозам. Имеет смысл сказать про полномочия уголовного кодекса и предложить вызвать полицию.

Седьмой этап – стадия ограниченных деструктивных ударов (обидчик бьет по периферии): дать по заду, подзатыльник, надавать по рукам. Цель: вызвать боль в оппоненте, дать почувствовать силу агрессора.
Характерно:

  1. Потеря вербального контроля: человек путается в словах, теряет «дар речи» или «несёт ахинею».
  2. Избыток адреналина вызывает централизацию кровообращения – кровь отливает от периферии к центру (сердцу, лицу). Руки начинают неметь, что проявляется в том, что агрессор начинает сжимать кулаки.
  3.  Появляется «туннельное зрение» — агрессор видит только жертву. Периферическое зрение не работает (он не заметит, если кто-то ударит сзади).
  4.  Потеря слуха. Человек в этой фазе развития агрессии не просто не способен слышать оппонента (жертву), он вообще НЕ СЛЫШИТ, даже звука выстрела.

Методы избегания агрессии:
Экранирование. Между оппонентом и агрессором должны быть крупные предметы (большой стол, диван).
Выход из поля видимости. Можно уйти совсем или встать сбоку.
Вызов полиции. В этой ситуации возможны мелкие телесные повреждения.

Восьмой этап – атака на выигрыш. Агрессор начинает бить жертву на поражение: в лицо, в живот, в пах. Будет бить до тех пор, пока жертва либо не потеряет сознание, либо не умрет.
Степень идиотизма достигает 99%, как у Ивана Грозного, который убил собственного сына.
При этом агрессор, забивая жертву до смерти, бережет себя: уворачивается от ударов, старается бить ногами или предметами, чтобы не повредить руки и т.д.

Можно использовать меры самообороны: газовый баллончик, электрошокер, дубинку, принудительную госпитализацию.

Девятый этап — пропасть. Убивает противника в ущерб собственной целостности, не обращая внимания на себя, по принципу: «я загнусь, но и ты, сволочь, сдохнешь». Полное сумасшествие.

Чем выше уровень агрессии – тем меньше агрессор способен видеть в жертве человека, личность.

На девятой стадии человека перед агрессором нет – он видит «мразь, которую необходимо уничтожить любой ценой», даже ценой собственной жизни, свободы, здоровья.
Выход только один: стрелять на поражение.

  • Чтобы справиться с собственной агрессией, важно научиться тормозить автоматическую реакцию в момент возникновения напряжения, на первой стадии враждебности. Помните, что только в вашей власти не раскручивать маховик до точки невозврата.
  • Если же Вы столкнулись с враждебностью по отношению к Вам – принимайте срочные меры в соответствии со степенью агрессии: уходите, спасайтесь бегством, вызывайте полицию.
  • Если же вы стали свидетелем проявления агрессии, не стойте напротив агрессора – отойдите в сторону, задавайте вопросы, которые помогут нападающему усомниться в своей правоте и увидеть в жертве человека. Если потребуется прямое вмешательство – то можно на 7 стадии агрессии подойти к нападающему сзади или со стороны и ударить для оглушения. Не нужно ждать перехода к насильственным действиям агрессора — вызывайте помощь.


Просмотров: 388
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не обижай меня или как защититься от агрессии?
  • Особенности проявления агрессии у созависимых
  • Я злюсь или Функции агрессии
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Как избавиться от Агрессии?
  • Психотерапия Агрессии.
  • 7 плюсов агрессии
  • Об истоках агрессии
  • О подавленной агрессии
  •  «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,                                           (размышления о самооценке)
  • Светлое в темном. О пользе агрессии.
  • Представление об агрессии в гештальт-терапии
  • Типичные заблуждения женщин, подвергающихся агрессии (домашнему насилию)
  • За что можно бить женщину
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Рабочий стресс. На что можно повлиять?
  • А что, так можно было?
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 1.
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 2.
  • Как девушке можно справиться со страхом перед мужчинами.
  • Собой можно только Быть!
  • Несколько аргументов о том, что вы абсолютно нормальный человек, если ходите к психологу
  • Стадии развития. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Можно ли воспитывать ребёнка, не наказывая его?
  • Что можно считать кризисом среднего возраста?
  • Три причины тяжелых отношений. Что можно сделать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь