|
Мир мне не подчиняется или как остановить агрессиюАмериканский эксперт в области агрессии и её проявлений Джон Бернс в результате многолетних исследований утверждает, что агрессирование – это самозаводящийся механизм, который протекает как процесс эскалации. Нарастание состояния агрессии автор разделил на 9 этапов. Для каждого этапа характерны определенные признаки и, следовательно, можно вовремя распознать враждебность и предотвратить дальнейшее её развитие до нападения. Широко распространено мнение, что агрессия запускается со стороны, что кто-то или что-то может повлиять на появление и проявление этого состояния. Но Джон Бернс доказывает, что агрессирование является следствием выбора самого человека, который сам его запускает и раскручивает по нарастающей. Человек обучается агрессированию, наблюдая модели поведения в семье, в кругу общения, через СМИ. В современном обществе популярность проявления агрессии объясняется тем, что такое поведение позволяет быстро получать желаемый результат. Кроме того, российские «культурные» нормы поддерживают её: «дай сдачи!» — учат малыша еще в детском саду. Процветают и бытовые формы насилия: родители наказывают детей, мужья бьют жен, актуальна поговорка: «Не бима – не любима» и т.д. Суть агрессии можно сформулировать фразой: «Моя правда сильнее/ больше/ важнее ваших правд!» и чем выше уровень агрессии, тем больше уверенность агрессора в правомочии на противоправные действия. Ведь агрессирование является формой индуцированного безумия со стремлением избежать ответственности за свои действия (состояние аффекта). Первый уровень агрессии можно почувствовать или увидеть на уровне физического тела: происходит ЗАТВЕРДЕВАНИЕ. Мышцы скованы, напряжены. В поведении человека появляется напряженность, он дистанцируется, снижается его уровень эмпатии к собеседнику. Внутри он ощущает сопротивление к той информации, которую собеседник ему сообщает. Растет уверенность в том, что «моя информация вернее/лучше вашей». Если вы заметили проявление первой стадии агрессии, задайте собеседнику пару вопросов:«Какую опасность ты чувствуешь в моих словах, моем предложении?», «Что ты думаешь о сказанном мной?» Второй уровень агрессии проявляется как упорство и выражается в форме дебатов, спора. Человек фиксирует свое внимание на своей собственной точке зрения. Он подбирает аргументы только с целью доказать превосходство своей точки зрения и опровергнуть доводы оппонента. Слушает собеседника особым, «фильтрующим», способом, основная задача — использовать речь противника против него самого. Полезность и важность информации собеседника не учитывает. Пребывая в ощущении своей правоты, агрессор буквально «растаптывает» информацию оппонента. Этому способствует снижение мозговой активности за счет резкого количества адреналина в крови. Адреналин пережимает сосуды головного мозга, и человек прямо «на глазах» тупеет. Справиться с агрессором на этой стадии можно путем обращения его внимания на то, что в информации оппонента есть ценные и важные для него лично факты, либо можно использовать отказ от спора. Не надо вступать с ним в пререкания, спор, иначе он будет продолжать доказывать свою правоту, и уровень агрессии будет повышаться и перейдет на следующий этап. Третья стадия – действия вместо слов. Человек, находящийся на этом этапе развития агрессии, начинает действовать «без спроса». Входит в кабинет без стука, садится без приглашения. Может оттолкнуть оппонента с дороги, хлопнуть дверью. Третья стадия агрессирования может выражаться в словах: «уйди, уйди». Молчаливые действия усиливают «имидж правоты», спираль закручивается, агрессия возрастает на следующий уровень. Избежать проявления агрессии можно только путем ухода от контакта либо привлечения властных представителей (вызвать охранника в кабинет), либо людей, имеющих вес, авторитет, значение в глазах агрессора (позвать брата, отца). Четвертая стадия – разрушение имиджа оппонента. Используются слова и поведение, которые разрушают авторитет «врага» для его близкого круга общения (семьи, коллег, друзей). В адрес собеседника отпускаются саркастические, едкие или ироничные замечания. Школьники так часто «доводят» учителей – ставя их в унизительное, беспомощное положение перед другими учениками. На этой стадии агрессор явно выражает своё неуважение к оппоненту, перестает видеть в нем личность. При этом ярко выражено желание избежать ответственности, которое выражается обычно в словах: «я пошутил, вы меня неправильно поняли».
Справиться с агрессором можно, поставив его в позицию ответственности за сказанные слова, или с помощью выставления границ: «Можно уточнить, ты зачем мне весь этот негатив говоришь?»
Пятая стадия агрессии – форсированная «потеря лица». Задача агрессора — разрушить авторитет человека не только для близкого круга лиц, но и публично.
Способ справиться с агрессором: показать ему, что собеседник является личностью, уважаемым человеком. Шестая стадия агрессии – ультиматум. Агрессор кипит праведным негодованием и переходит к прямым угрозам. Имеет смысл сказать про полномочия уголовного кодекса и предложить вызвать полицию.
Седьмой этап – стадия ограниченных деструктивных ударов (обидчик бьет по периферии): дать по заду, подзатыльник, надавать по рукам. Цель: вызвать боль в оппоненте, дать почувствовать силу агрессора.
Методы избегания агрессии:
Восьмой этап – атака на выигрыш. Агрессор начинает бить жертву на поражение: в лицо, в живот, в пах. Будет бить до тех пор, пока жертва либо не потеряет сознание, либо не умрет. Можно использовать меры самообороны: газовый баллончик, электрошокер, дубинку, принудительную госпитализацию. Девятый этап — пропасть. Убивает противника в ущерб собственной целостности, не обращая внимания на себя, по принципу: «я загнусь, но и ты, сволочь, сдохнешь». Полное сумасшествие. Чем выше уровень агрессии – тем меньше агрессор способен видеть в жертве человека, личность.
На девятой стадии человека перед агрессором нет – он видит «мразь, которую необходимо уничтожить любой ценой», даже ценой собственной жизни, свободы, здоровья.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|