|
Как перестать злиться на окружающих?Когда несколько лет назад я пришла к психологу с вопросом «Как перестать злиться и раздражаться на окружающих?», то не видела абсурдности такой постановки вопроса и не знала, что злиться и выражать свою злость – это несколько разные процессы, которые связаны и пересекаются, но это не одно и тоже. Тогда я была убеждена, что злиться – это ужас как плохо и неприлично. В процессе нашей работы я переосмыслила и осознала, что испытывать негативные эмоции – это в общем-то нормально, и дала себе право чувствовать и позитив, и негатив. Какое-то время радовалась и открыто выражала все, что на душе, пока не стала замечать неуместность некоторых своих проявлений. Оказалось, мало осознавать свои эмоции и выражать их, надо еще научиться управлять ими так, чтобы, с одной стороны, не держать в себе и не вытеснять негатив, а с другой — не вываливать все на окружающих, что часто мешает строить отношения с интересными и близкими людьми. Здесь началось самое интересное и сложное. Вот у меня есть право злиться на человека, и я реализую это право, посылая его на фиг. И у него есть право разозлиться и обидеться, что я послала его на фиг, и в ответном слове также послать меня на фиг. От этого я злюсь еще больше и посылаю его… Ну вы поняли :) Получается замкнутый круг, где каждый реализует свое право на выражение своей злости. Каждый имеет право выражать себя как угодно, и к этому праву прилагается право другого человека отказать терпеть такое обращение с собой. Идет ли это на пользу взаимоотношениям? Если задаться целью разорвать отношения и прекратить общение вообще – то да. А если хочется, например, найти взаимопонимание с близким человеком, укрепить дружеские или партнерские связи, приятно провести время вместе? Думается, тогда приходиться прилагать усилия обоим участникам общения: и тому, кто в данный момент чувствует негатив, и его партнеру. Особенно это касается значимых и близких отношений, где эмоции по отношению друг к другу сильно энергетически заряжены и действительно бывает сложно остаться в позиции наблюдателя и не выпасть в травматичные переживания, когда тебя задевают по самым больным местам. И все-таки можно приложить усилия и выразить свои чувства более экологично для другого, например, через «я-послания» — «я злюсь и обижаюсь, когда меня прерывают на полуслове» вместо «молчи, дура!». Можно приложить усилия и терпеливо выдержать некоторый поток негатива, не принимая все сказанное на свой счет, если видно, что партнер находится в сложной жизненной ситуации и сильно расстроен. Можно приложить усилия и взять паузу, слить избыток напряжения не на партнера, а через телесные ощущения (побегать, убраться дома, помыть посуду, прогуляться по улице и т.д.), а потом вернуться и спокойно прояснить ситуацию. Можно прокричаться друг на друга, потом прийти в себя, приложить усилия и сделать шаг навстречу, извиниться, например. Высший пилотаж — это попытаться понять, про что моя злость и связана ли она с этим человеком? Часто бывает, что не связана, а злюсь я на что-то свое, но увиденное в этом общении. Тогда смысла выражать злость этому человеку вообще нет. Все эти способы и тысячи других демонстрируют партнеру: ты мне не безразличен, наши отношения имеют для меня ценность, я готова прикладывать усилия, чтобы продолжать и развивать их. А еще они говорят: я осознаю, что со мной тоже бывает не просто общаться и выдерживать мои шероховатости, я благодарю тебя за твои терпение и стойкость. В конце концов, все мы не идеальны и прокачиваем свои слабые стороны в контакте друг с другом. Конечно, еще есть вариант искать людей, которые никогда не вызывают у меня негатива и кого никогда не раздражаю я, следовательно и усилия прилагать в таких отношениях не потребуется. Как минимум в этом аспекте. Но по мне, это – из области краткосрочного общения и долгосрочных иллюзий. PS. А что делаете вы, когда сталкиваетесь с раздражением, злостью, агрессией своими и чужими? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|