Если вы не компьютер. Миф многозадачности.

Темп жизни сегодня настолько высок, что наша мечта делать несколько дел одновременно. Работать над проектом, просматривать почту, заглядывать в фейсбук, отвечая на комментарии, есть, слушать при этом радио, а некоторые умудряютя еще и разговаривать с кем-нибудь по телефону или вживую, что-то прибирать или готовить, крутить педали на тренажере или делать упражнения Кегеля.

К концу дня аж голова кругом от того сколько всего приходится удерживать одновременно, куда там опытному жонглеру или даже авиадиспетчеру.

У меня для вас как всегда есть плохие и хорошие новости. Начну с хорошей. Многозадачность возможна, хотя, честно говоря, даже сам термин был создан для компьютеров, а не для людей вовсе. Итак, вы можете изображать из себя Юлия Цезаря (понятия не имею, был ли император действительно многозадачлив или это миф), реально совмещая выполнение двух действий, только при соблюдении следующих условий:

  1. Одно из действий перешло для вас в разряд автоматических. То есть, для того, чтобы выполнять это действие, не требуется фокусировать на нем внимание или размышлять о нем. Например, есть, ходить, крутить педали велосипеда и печатать на компьютере вслепую...
  2. Одновременные действия вовлекают разные участки мозга. Например, вы можете вполне эффективно читать, слушая музыку (без слов), потому что распознавание и усвоение текста происходит не в той области коры, в которой "обрабатывается" инструментальная музыка. При этом ваша способность усваивать прочитанный материал значительно снижается, если вы слушаете песни со словами, поскольку обе задачи активируют языковые центры мозга.

В общем, плохая новость в том, что многозадачности в том смысле, в котором мы о ней мечтаем, нет. Даже если вам кажется, что она существует и есть удивительные люди, способные "жонглировать" несколькими задачами одновременно. Что же происходит на самом деле? Мы непрерывно переключаемся, как жонглер, который в каждый конкретный момент времени сосредоточен только на одном из шариков.

Ученые из Мичиганского Университета Мейер, Эванс и Рубинштейн определили, что процесс переключения с задачи на задачу состоит из двух взаимодополняющих этапов:

  1. Первый этап они назвали "сдвиг по цели". Собственно это момент принятия решения "Я хочу делать ЭТО вместо ТОГО".
  2. Второй – "Активация правил": "Я включаю набор правил для ЭТОГО и выключаю набор правил для ТОГО".

То есть, нет никакого "параллельного" решения нескольких задач, мы все время перескакиваем с одной задачи на другую, используя в качестве мостика эти два этапа. Момент переключения мы не осознаем, но он есть и занимает время. Совсем немного, иногда десятые доли секунды на каждое переключение, но они складываются в кругленькую сумму.

Вы не обязаны верить мне и тем, кто исследовал это явление на слово. Проделайте простенький опыт. Вам нужно всего лишь написать фразу "Я гений многозадачности". Без пробелов. Для каждой буквы нужно тут же в нижней строчке ставить порядковый номер

Я г е

1 2 3

И так далее. Буква, цифра, буква, цифра. Засеките, пожалуйста, сколько времени займет у вас это задание, а после этого просто напишите в верхней строчке фразу, а в нижней проставьте цифры. У меня "второй раунд" занял в два раза меньше времени. И еще и ошибок насажала. Очень раздражало каждый раз думать заново, какая там буква будет. С цифрами как-то полегче оказалось.

ягениймног и т.д.

12345678910 и т.д.

И дело не только во времени, "многозадачники"  в целом делают гораздо больше ошибок. Так водители, разговаривающие по телефону (Без рук! Разумеется только по специальному устройству!) теряют в скорости реакции и эффективности решения "задач" на дороге только за счет перегрузки извилин. Слишком много "окон" открыто на экране. По той же самой причине дети, делая уроки под телевизор, допускают гораздо больше ошибок в домашних заданиях.

Постоянные переключения с задачи на задачу повышают уровень стрессовых гормонов (нейрофизиолог Дан Левитан) и временно снижают IQ примерно на 10 единиц. Сканирование мозга, когда он пребывает в режиме многозадачности показывает что импульсы как бы проскакивают участки мозга предназначенные для обработки и хранения информации, создавая более беспорядочные нейронные связи и не "протаптывая" тропинку научения. Так что, многозадачность учит наш мозг плохому – эффекту неполного присутствия. Очень коварный эффект. Ладно кино толком не посмотришь, переключаясь с программы на программу, но так и жизнь пропускаешь... Шариков много, но ни один из них ты толком не можешь ухватить. Они все время в воздухе.



Просмотров: 545
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • Гардероб для мозга или какая жизнь вам к лицу?
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Там, где есть вина, нет места для ответственности
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • А у вас есть планка для партнера?
  • Ты видишь только то, что хочешь видеть - в общем, это ты проблемный!
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • А у Вас есть сито для неблизких "близких"?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Секс терапия: это для вас?
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь