Повышение уровня сознания

В основе развития высокого уровня сознания лежит осознание субъективности своей реальности. Все мы воспринимаем мир опосредственно - через свои органы чувств. Это значит, что мы видим не то, что есть, а то что мы можем и научились видеть и оценивать через призму своих потребностей и состояний. Все что мы видим – это образы, построенные нашим сознанием на основе данных органов чувств и тех установок, которым мы обучились в процессе социализации, воспитания и обучения.
Осознать субъективность своей реальности своей реальности значит:
  1. Признать себя субъектам восприятия, активно влияющим на результаты восприятия, творчески создающим его;
  2. Признать, что все мы можем одновременно ошибаться – можем не видеть того, что есть и видеть то, чего нет;
  3. Признать свою предвзятость, поскольку воспринимая мир опосредственно, каждый из нас находится в своей «подводной лодке» – изолированно от других, получая лишь малую часть окружающей информации.
Признание факта субъективности своего восприятия и своей реальности – это принципиальный шаг в повышении уровня сознания человека. Принимая это мы гораздо легче можем допустить что что-то воспринимаем неверно, в чем-то ошибаемся, а способность признавать свои ошибки и учится открывает перед человеком возможности повышения уровня сознания.
Высокий уровень сознания определяется:
  1. Осознанием себя в качестве субъекта, источника активности
  2. Умением быть честным с собой, не обманывать себя
  3. Умением прогнозировать, схватывать принцип
  4. Умением мыслить логически, непредвзято, свободно от схем и предрассудков
  5. Умением управлять своими психическими функциями: восприятием, вниманием, волей, рефлексией, смыслообразованием
  6. Способностью к поступкам (выбору в условиях конфликта ценностей)
  7. Способностью выходить из зоны комфорта
  8. Способность к постоянному и существенному самосовершенствованию
  9. Способностью различать описание и оценку, факт и мнение, субъективные реальности
  10. Способностью помогать другим в развитии
  11. Умением и стремлением решать существующее проблемы («проблемы-причины»)        в контексте стремления к гармонии и к новым возможностям.
  12. Стремлением создавать новое
  13. Отсутствие эгоцентризма, зависимости от желаний и непрерывного поиска удовольствий
Так или иначе сквозной линией в развитии сознания выступает освобождение человека от эгоцентризма. Смысл этой позиции в том, чтобы стяжая чужое внимание и навязывая свое – выжить. У ребенка нет своего могущества он не способен выжить без опеки взрослых, этим его эгоцентризм оправдан, объясним и адекватен.
Ситуация полностью меняется, когда у человека уже достаточно возможностей для того, чтобы проявлять самостоятельность. В это время необходимо отказаться от эгоцентризма. В противном случае человек продолжает относится к миру так, словно он должен вращаться вокруг него, удовлетворяя спонтанно возникшие потребности и оправдывая ожидания. Не преодолев эгоцентризм человек вынужден обслуживать его, выстраивая множество психических защит. Чем их больше, тем менее адекватней восприятие.
Первым пунктом повышением уровня сознания человека в целом будет развитие рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в том, что происходит. Для развития рефлексии, особое внимание нужно отдавать каналам обратной связи. Наибольшое значение имеет обратная связь от близких людей, компетентных коллег, а также технические формы обратной связи (диктофон, видеокамера).
Сама собой рефлексия не включается. Она является формой активности субъекта поэтому ее возможно развивать только волевым образом, пытаясь осознать то, что происходит с собой и другими, с миром вокруг, в попытках увидеть себя глазами других людей и с помощью самодистанцирования, рассматривая себя мысленно со стороны.
В общении с другими людьми мы, как правило, обращаем внимание лишь на малую часть информации, которую по факту сами транслируем. Эту другую информацию мы передаем многозначностью используемых слов, жестами, интонациями и т.д.  Чем больше аспектов взаимодействия попадает в вашего наблюдения, тем выше уровень вашего сознания. Этим мы обеспечиваем возможность реагировать адекватно, а не как придется. Люди, с которыми мы общаемся зачастую обращают внимание на совсем другие, чем мы, фрагменты информации. И если мы сами не осознаем, что именно транслируем, то даже не поймаем момент в котором нас не понимают.
Для этого нужно расширять свой объем внимания в отношении собственных действий. Для этого нужно задавать себе вопросы:
  • Что я сейчас на самом деле говорю?
  • Что я сейчас на самом деле делаю?
  • Что я сейчас на самом деле хочу?
  • Что я сейчас на самом деле жду?
  • Что я сейчас на самом деле чувствую?
Развитие высокого уровня сознания подразумевает работу на всех основных уровнях:
  1. Воли, восприятия и внимания, высших ценностей (сильные убеждения и ценности);
  2. Общей картины мира и мыслительных навыков (позитум-мышление («positum» с латыни «данный» «то, что есть»));
  3. Чувств и мотивов (умение управлять эмоциями и мотивами);
  4. Культура тела (здоровье и необходимая физическая активность);
  5. Поведения и коммуникации (конфликтнезависимость)
Статья появилась благодаря работам Вадима Левкина, Дэниела Гоулмана и Носсрата Пезешкиана.
Дмитрий Дудалов


Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • Как трудно увидеть то, что на самом деле происходит вокруг меня…
  • ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ЗНАЧИТ ЗАПРОС «У МЕНЯ ПРОБЛЕМЫ С ЖЕНСТВЕННОСТЬЮ»?
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • Прощение, что это такое на самом деле?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • ЛЮБОВЬ ИЛИ ДЕНЬГИ. ЧТО ДЕЛАЕТ НАС СЧАСТЛИВЫМИ НА САМОМ ДЕЛЕ?
  • Что такое любовь к себе на самом деле?
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни (часть 2)
  • Что на самом деле несут в себе родительские послания?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • Что на самом деле скрывается за завистью и восхищением
  • Терапевтическая сказка о девушке, которая думала, что хотела Одного, а на самом деле хотела себя😍😍
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • «Психосоматика» - это не то, что вы сейчас подумали! О масках «психосоматики», норме и патологии
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Ты видишь только то, что хочешь видеть - в общем, это ты проблемный!
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.
  • «Приятные люди»: 8 признаков того, что вы не живете своей жизнью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь