Проект «Первые шаги к здоровью или Я буду здоровым!»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №12 Лесозаводского городского округа»
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Руководитель проекта: Банина Е.Р. воспитатель 1 категории г. Лесозаводск 2017 год
Скачать: Проект «Первые шаги к здоровью или Я буду здоровым!» (материалы к проекту)
Проект «Неделя здоровья»
Актуальность проекта:
Самой актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей не только с врождёнными заболеваниями, но и с приобретёнными в процессе жизни дефектами здоровья.
В связи с этим нами был разработан проект «Первые шаги к здоровью или
Я буду здоровым!», девизом, которого является «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня!»
Цель проекта: Формировать представление у дошкольников о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье.
Задачи проекта:
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
Учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
Формировать навыки ухода за телом, создавать условия для закаливания, выработать стойкую привычку к самомассажу;
Рассказать детям о витаминах и полезных продуктах;
Знакомить детей с возможными травмирующими ситуациями. Учить некоторым правилам оказания первой медицинской помощи в случае травм (ушиб, порез, ссадина, вызов скорой помощи)
Тип проекта: познавательно — творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации: с 15. 02. 17 по 26. 02. 17.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Ожидаемые результаты:
- Знать несложные приёмы самооздоровления
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт)
- Повышение речевой активности, активизация словаря
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев
- Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
- Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка
Этапы реализации проекта:
1-й этап – подготовительный (15. 02. 17 – 17. 02. 17)
Его цели:
- изучить методическую, научно — популярную и художественную литературу по теме
- подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности
- составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики
- привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
- Как сохранить своё здоровье в условиях Заполярья? 2-й этап – Основной (15. 02. 17 – 26. 02. 17)
Работа с детьми по дням недели:
Понедельник – «Сохрани своё здоровье сам» 15. 02. 2017 г.
Цель: Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму:
Задачи: бережно и заботливо к нему относиться, формировать у детей представление о здоровом образе жизни, научить детей любить себя и свой организм, закрепить знания о полезных и вредных привычках, формировать негативное отношение к вредным привычкам, воспитывать желание помогать себе сохранить здоровье, прививать любовь к физическим упражнениям.
- Режимный момент “В гостях у доктора Айболита”.
- познавательное занятие «Где прячется здоровье?»
- заучивание пословиц и поговорок о здоровье;
- рассматривание иллюстраций: «Почему заболели ребята»
- Беседа: «Что я знаю о здоровье?»
- Дид. игра «Полезно-вредно», «Что нам нужно для здоровья» (с мячом)
Цель: закрепить знания о предметах личной гигиены, спортивных снарядах, развивать внимание.
- Витаминизация «Чиполино» (зеленый лук и чеснок)
- Сюжетно — ролевая игра «Больница» — дать детям представление о деятельности разных врачей (лор, терапевт, хирург, формировать эмоционально- познавательное общение детей друг с другом и со взрослыми, воспитывать интерес к медицинским профессиям, желание заботиться о своём здоровье.
- Чтение художественной литературы Шорыгина Т. «Зарядка и простуда»
Вторник — «Я и мое тело» 16. 02. 2017 г.
Цель: Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание.
Задачи: Познакомить с главными органами человеческого организма (сердце, желудок, лёгкие, печень), расширять знания детей об организме человека, научить любить себя и свой организм, вызвать желание заботиться о своём организме, о своём здоровье, беречь своё здоровье.
- Беседа «Мое тело»
- Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека».
- Эксперементирование «Определи плоскостопие»
- Рассматривание портретов людей разной внешности.
- Загадывание загадок про части тела.
- Д/и «Зеркало», «Фоторобот», «Опиши стопу»
- Сюжетно ролевая игра «Больница»
- Наблюдение на прогулке «Чем отличаемся мы от детей младших групп?»
- Лепка «Моя семья».
- Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»
Среда – «День Витаминки» 17. 02. 2017г.
Цель: Помочь детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
- Экскурсия на кухню — наблюдение за работой повара, закрепить словарь по темам: «продукты», «овощи», «фрукты»
- Познавательное занятие «Режим питания»
- Упражнение «Знакомство с продуктами питания»
- Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты»
- СЦЕНКА: "Реклама овощей". Вторая половина дня:
- Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
- Д/и «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат», «Фруктовое канапе»
- Разукрашивание картинок с овощами и фруктами
Четверг – «Как мы победили болезнетворных микробов» 18. 02. 2017 г.
Цель: формирование у детей ценностного отношения к здоровью.
Задачи: Дать представления о микроорганизмах (растут, размножаются, питаются, дышат), их пользе, вреде; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями; воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, применять информацию для решения поставленных задач).
- беседа с медсестрой детского сада о болезнетворных микробах;
- Беседы: «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?», «Отчего прокисает молоко?», «Враги микробов», «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»;
- Экспериментирование: «Заквашиваем молоко» (полезные микробы), «Выращиваем плесень» (вредные микробы), «Осторожно снег!»;
- Изготовление книжек–малышек «Сказки про микробов»;
- Изготовление чесночниц;
- Выращивание лука для отпугивания микробов – вирусов;
- Сочинение сказок про микробов;
- составление рассказов детьми на темы: «Мне микроб не страшен», «Что такое здоровый образ жизни», «Правильное питание»; инсценировка стихотворения «Спор овощей»;
- рассказывание о пользе лука воспитанникам ДОУ
- совместная деятельность «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»;
- совместная познавательная деятельность «Как увидеть микробов»;
- совместная деятельность по экспериментированию «Как очистить воду»
- чтение педагогом (энциклопедий, рассказов, сказок, стихотворений по теме проекта);
- чтение детьми потешек, коротких стихотворений, пословиц.
- целевая прогулка по улице (с целью сравнения загрязнения снега);
- экскурсия в поликлинику и аптеку;
- с/р игры: «Поликлиника», «Кафе», «Отдых семьей»;
- труд в природе «Выращивание лука»;
- ручной труд «Изготовление защитных средств от микробов «чесночниц»;
- хозяйственно-бытовой труд «Чистая группа – залог здоровья»
- дидактические игры ( «Пирамида здоровья», «Аскорбинка и ее друзья», «Валеология» (уход за органами чувств), «Правильное питание», «Мы — спортсмены», «Вредные советы»
- использование музыки для релаксации в совместной деятельности;
- слушание песен по теме «ЗОЖ»
- чтение художественной литературы Остер Г. «Петька – микроб»
Пятница – «Чистота – залог здоровья» 19. 02. 2017 г.
Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур, поддерживать чистоту тела, продуктов, помещений.
- Лаборатория: «Чистим зубы – избавляемся от микробов» — закрепить правила ухода за зубами, правильной чистке и уходе за зубной щёткой
- Чтение худ. литературы Яснов М. "Я мою руки".
- Просмотр мультфильмов;
- Советы Мойдодыра – знание правил гигиены;
- Изготовление книжек–малышек.
Суббота «Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим». 20. 02. 2017 г.
Цель: Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека; закрепить понятие о значимости режима дня; воспитать желания придерживаться правил по его выполнению, развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
- Беседа «Наши верные друзья – режим дня»
- Беседа: «Зачем мы спим?» Цель: рассказать о влиянии правильного распорядка дня на здоровье; формировать привычку к определенному режиму.
- Чтение художественной литературы: «Деловой человек» Л. Рыжова, «Наоборот» Е. Карганова, Грозовский М «Распорядок дня», Шорыгина Т. «Зачем соблюдать режим»,
- Беседа: «Красивая осанка» Цель: побуждать детей выполнять физические упражнения осознанно, понимая их значимость
- Рисование: «Мой режим дня дома»
- Д/И «Когда это бывает», «Точное время», «Мой день», «Мой режим дня».
- Выполнение упражнений по схемам
- Составление фотоальбома «Моя спортивная семья»
- П.И: «Не спи, не зевай», «День — ночь», «Живые часы».
Среда «С физкультурой дружить – здоровым быть!» 24. 02. 2017 г.
Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Задачи: Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
- Анкетирование родителей «Растём здоровыми»
- Беседа с детьми «Что такое здоровье»
- Беседа – рассуждение «Я – спортсмен». Физиологические опыты (обращать внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение), упражнения в определении пульса в разных состояниях (за 10 с.);
- Загадки о спорте.
- Работа в спортивном уголке: рассматривание альбома «Виды спорта».
- Д/и «Продолжи фразу», «Кому что нужно?», «Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)».
- Рассматривание альбома «Спортсмены России».
- П/и «Не урони палку», «Делай вот так», «Кто быстрее?»
- Игра-соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду» для закрепления умение быстро, аккуратно раздеваться, раскладывать одежду в определенные места;
- Малые зимние олимпийские игры» Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Рисование «Мы со спортом крепко дружим!»
- Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования (с привлечением родителей).
Четверг «Полезные продукты» 25. 02. 2017 г.
Цель: сформировать у детей представления о разнообразии питания и важности
соблюдения пищевого режима, дать представление о витаминах и о продуктах, в которых они содержатся.
- Беседа «Мое здоровье и витамины», «Кисломолочные и бифидосодержащие продукты»;
- Экскурсия на кухню;
- Изготовление альбома «Витаминная азбука»;
- Приготовление фруктового салата;
- Изготовление кулинарной книги «Коллекция полезных рецептов» (дома с родителями);
- Дидактические игры: «Аскорбинка и ее друзья», «Что едят в сыром (вареном) виде?», «Валеология или здоровый малыш»;
- Рассматривание энциклопедии русских блюд;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье.
- Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
- Чтение художественной литературы Авдеенко К. «Помидор»
Пятница «Если хочешь быть здоров — закаляйся!» 26. 02. 2017 г.
Цель: Познакомить детей с правилами закаливания, его пользе для организма; знать правила оказания первой помощи при различных травмах, правила поведения во время болезни
- Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
- Самомассаж от простуды, гимнастика «маленьких волшебников»
- Проведение закаливающих процедур с детьми — «О том, как мы закаляемся в группе»
- Игра «Окажем первую помощь»
- Развлечение «Волшебное путешествие в страну здоровья»
- Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»
Работа с родителями:
- Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.
- Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз»
- Консультации: «Закаляемся правильно», «Безобидные сладости»
- Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»
- Изготовление газеты родителями «Будь здоров», информационных буклетов: «Гимнастика маленьких волшебников». Массаж волшебных ушек», «Игровой массаж для закаливания дыхания «Поиграем с носиком» (самомассаж носа.)
3-й этап – заключительный.
Итогом всей нашей работы станет:
- Фоторепортаж «Неделя здоровья»
Выводы:
- Погружение детей в тему недели даст им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что до них хочет донести педагог
- Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно — образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.
Литература для детей:
- Авдеенко К. «Помидор», «О здоровье»
- Анпилов А. «Зубки заболели»
- Барто А. "Прогулка", "Грипп", "Прививка"
- Благинина Е. "Прогулка"
- Витковская М. "О том, как мальчуган здоровье закалял"
- Грозовский М «Распорядок дня»
- Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»
- Зайцев Г. «Дружи с водой».
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра»
- Кан Е. "Наша зарядка"
- Карганова Е. «Наоборот»
- Крылов А. "Как лечили петуха"
- Кудашева Р. "Петушок"
- Кузнецов А. "Кто умеет?"
- Лубянко Н. «Гимнастика»
- Маршак С. "Дремота и зевота", «Вот какой рассеянный…», «Я выросла», «Помощница»
- Маяковский В. "Что такое хорошо и что такое плохо"
- Михалков С. "Про девочку, которая плохо кушала", "Прививка", "Про мимозу", "Не спать", "Прогулка", «У меня опять 36, 5», «Чудесные таблетки», «Овощи», «Грипп».
- Найдёнова Н. "Наши полотенца"
- Остер Г. «Петька – микроб»
- Пословицы и поговорки о здоровье
- Рыжова Л. «Деловой человек»
- Сизова Н.О."Валеология"
- Силенок Е. «Мойдодыр»
- Синицина Ю. «С человеком беда»
- Степанов В. «Что показывают стрелки?»
- стихи Еремеевых М. и С. «С чего начинается утро», «Для чего нужна зарядка». «Руки мой перед едой», «Водные процедуры», «Все делай вовремя дружок», «Одевайся по погоде».
- Суслов В. "Про Юру и физкультуру"
- Токмакова И. "Мне грустно – я лежу больной"
- Успенский Э. "Дети, которые плохо едят в детском саду"
- Фразеологический словарь для детей
- Чуковский К.И. "Айболит", "Мойдодыр"
- Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. "Правила поведения для воспитанных детей"
- Шорыгина Т. «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим», «Веселый футбол»
- Яковлев Ю. «Больной»
- Яснов М. "Я мою руки".
МУЛЬТФИЛЬМЫ О СПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ
- «Ваше здоровье», «Здоровье начинается дома», «Ёжик и здоровье», «Азбука здоровья», «Как здоровье, братец Лис»; «Мойдодыр»; «Королева Зубная щетка», «Планета вредных привычек», «Будь здоровье»
- «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»:
- «Скажи микробам нет», «Кому нужна зарядка», «Экономия времени», «Личная гигиена», «Здорово быть здоровым», «Распорядок».
- «В гостях у лета», «Дедушка и внучек», «Квака-задавака», «Матч-реванш», «Метеор на ринге», «Неженка», «Необыкновенный матч», «Олимпионики», * «Отважные альпинисты», «Приходи на каток», «Самоделкин спортсмен», «Снежные дорожки», «Спортландия», «Старые знакомые», «Талант и поклоники», * «Футбольные звезды», «Чемпион», «Шайбу»
Литература
- Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, — 72 с.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».
- Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
- Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
|