- Е. Н. Бобрышева, воспитатель;
- Н. В. Орехова, воспитатель.
Руководители проекта:
Воспитатели — Бобрышева Елена Николаевна, Орехова Наталия Викторовна.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Формы реализации проекта: совместная деятельность, беседы, изобразительная деятельность воспитанников, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями (законными представителями), игровая деятельность, развлечения.
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Состав группы: воспитатели и дети группы №4 комбинированной направленности для воспитанников 6-7 лет, родители
1. 1. Типология проекта:
По виду: комплексный.
По содержанию: интегративный.
По длительности: долгосрочный.
Скачать конспект
По количеству: групповой, с привлечением родителей.
Срок реализации проекта: август 2019 года — январь 2020 года.
Место реализации проекта: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 23».
1. 2. Актуальность проблемы
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30. 03. 1999 N 52-ФЗ; Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» от 07. 11. 1997 N 1175, СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Росси и РАО от 16 июля 2002 г. и др.
Исходя из выше сказанного одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она собирает в себе результаты использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» — так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Причины этому различны: низкая двигательная активность, эмоциональное неблагополучие, недостаточное пребывание на свежем воздухе, замена двигательной активности сидением перед телевизором и компьютером, нездоровая экология.
Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводится самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуре здоровья человека также является родительская безграмотность в этом вопросе.
Для реализации данного направления был разработан проект “Будь здоров! ” для работы с детьми подготовительной к школе группы, направленный на формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья, повышения уровня компетенции педагогов и родителей в вопросе здоровьесбережения.
2. Основные цели и задачи проекта
2. 1. Цели проекта: формирование понятия и привычки к здоровому образу жизни у детей и их родителей.
2. 2. Задачи проекта:
- изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни;
- отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни;
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;
- прививать культурно-гигиенические навыки;
- развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий;
- расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей;
- воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
- 3. Оборудование:
Предметно-пространственная среда группы, телевизор, компьютер.
2. 4. Основные направления работы:
2. 4.1. Исследовательские.
2. 4.2. Творческие.
2. 4.3. Информационные.
2. 5. Формы работы:
2. 5.1. Анкетирование.
2. 5.2. НОД.
2. 5.3. Чтение художественной литературы.
2. 5.4. Разучивание стихотворений.
2. 5.5. Беседы.
2. 5.6. Анализ игрового пространства и атрибутов для игр.
2. 5.7. Отгадывание и составление загадок.
2. 5.8. Дидактические игры.
2. 5.9. Сюжетно-ролевые игры.
2. 5.10. Художественное творчество.
2. 5.11. Развлечение.
2. 5.12. Просмотр мультфильмов по теме «ЗОЖ».
2. 5.13. Разработка консультаций и памяток для родителей.
2. 6. Ожидаемые результаты:
2. 6.1. Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.
2. 6.2. Приобретение привычки к ЗОЖ.
2. 6.3. Повышение знаний родителей о ЗОЖ в дошкольном учреждении.
2. 6.4. Создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения здоровья, воспитание и развитие личности.
2. 6.5. Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ.
2. 7. Работа по проекту:
2. 7.1. По теме «Здоровье – это здорово» были проведены беседы:
- «Спорт – это здоровье»
- «Я и моё здоровье»
- «Витамины всем нужны и полезны, и важны»
- «Здоровым быть – себя любить»
- «Режим дня. Для чего он нужен?»
- «Таблетки растут на грядке»
- «Правила личной гигиены»
- «Каким спортом я занимаюсь?»
2. 7.2. В ходе работы над проектом было организовано чтение таких произведений как:
- Т.А. Шорыгина «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота – залог здоровья», «Полезные и вредные привычки»
- К.И. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»
- А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары»
- Ю. Тувим «Овощи», «Письмо ко всем детям по одному важному делу»
- С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Грипп»
- В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»
- С. Афонькина «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?»
- Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!»
- А. Иванова «Как Хома зимой купался»
- Я. Бжехва «Муха-чистюха»
- Александрова «Вкусная каша»
- И. Токмакова «Ай-да суп!»
- В. Бардадым «Вот как Галю одевали»
- Г. Лагздынь «Одевали малыша»
- С. Капутикян «Пожалейте нас!»
- Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»
- Э. Мошковская «Митя и рубашка»
- Е. Благиниа «Как у нашей Ирки»
- Х. Беллок «Носорог»
- А. Кондратьев «Зеркало»
- З. Александрова «Катя в яслях», «Мой мишка»
2. 7.3. С детьми на протяжении всего года систематически проводятся:
- занятия физической культурой
- занятия по хореографии
- физкультминутки, музыкальные минутки, релаксации
- утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика
- закаливание: воздушные ванны, обширное умывание, хождение босиком по полу и массажному коврику, солевые дорожки
2. 7.4. С родителями было проведено анкетирование на тему «Здоровый образ жизни в семье»;
2. 7.5. Создана картотека закаливающих процедур;
2. 7.6. В рамках проекта были проведены НОД: «Учимся быть здоровыми», «Путешествие к королеве Зубной Щётке», «Витаминная корзинка», «Зимние виды спорта», «Мы за здоровый образ жизни!», «Витамины для здоровья», «Витамины и микробы».
2. 7.7. С детьми были проведены викторины: «Клуб знатоков правильного питания», «Знатоки ЗОЖ»;
2. 7.8. Для детей и родителей был подобран разнообразный наглядный материал по темам: «Детские инфекции», «Здоровый образ жизни в семье», «Пришла волшебница зима»;
2. 7.9. Для детей была подготовлена и продемонстрированы презентации: «Зимние виды спорта», «Активный отдых»;
2. 7.10. Для родителей была собрана папка «Здоровье – это здорово. Информация для родителей», в которую вошли консультации и памятки, призванные помочь родителям в укреплении здоровья их детей:
- памятки: «Здоровые дети в здоровой семье»; «Здоровье», «Здоровье детей – ценное достояние каждого цивилизованного общества», «Здоровый образ жизни семьи», «Режим ребёнка», «Рациональное питание детей», «Полезные привычки», «Закаливание», «Спортивный уголок дома», «Закаливающие упражнения на ушных раковинах», «Примерные дыхательные упражнения для профилактики ОРЗ», «Советы по организации питания детей, имеющих отклонения в здоровье», «Упражнения на укрепление глазных мышц»
- консультации: «Формирование у детей здорового образа жизни», «Здоровый образ жизни, как основа профилактики респираторных заболеваний», «Влияние природных факторов на закаливание», «Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой», «Лечебная гимнастика», «Как одевать ребёнка на прогулку», «Напитки «защиты» – соки», «Здоровый образ жизни в семье», «Оздоравливаем ребёнка дома», «Да здравствует мыло душистое!», «На зарядку становись!», «Движение – основа здоровья», «Хорошо быть здоровым», «Физическое воспитание в семье», «Режим дня дошкольника в выходные и праздничные дни», «Профилактика плоскостопия», «Гимнастика для глаз», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушения», «Плоскостопие», «Профилактика близорукости у детей», «Профилактика детского травматизма зимой»; «Су-джок терапия для речи»
- папка-передвижка: «Здоровый образ жизни»
2. 7.11. Была организована изобразительная деятельность и конструирование: аппликация «Витаминки в корзинке», лепка «Витаминный вклад»; конструирование «Ледовая арена», «Каток», «Больница»;
2. 7.12. Проводились консультации для родителей, а также мастер-класс «Учимся делать артикуляционную гимнастику правильно»;
2. 7.13. Детям были продемонстрированы мультипликационные фильмы «Мойдодыр», «Айболит», «Смешарики» ( «Азбука здоровья», «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Если хочешь быть здоров», «Скажи микробам «Нет!»), «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни»;
2. 7.14. Собраны папки: «Комплекс зрительной гимнастики», «Комплекс утренней гимнастики», «Комплексы гимнастики после сна», «Картотека пальчиковой гимнастики», «Поучительные сказки и стихи о здоровом образе жизни», «Пальчиковые игры и упражнения с кольцом су-джок», «Картотека дыхательных упражнений и игр», «Комплекс упражнений с пальчиками»;
2. 7.15. Созданы пособия для артикуляционной гимнастики: «От жёлудя к дереву», «Кубики»;
2. 7.16. В ходе проекта неоднократно имела место так любимая воспитанниками группы организованная и самостоятельная игровая деятельность:
- сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Доктор Айболит», «Аптека», «Мы спортсмены»
- дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Съедобное – несъедобное», «Азбука здоровья», «Полезно – неполезно», «Что у нас внутри?», «Мой день по часам»
2. 7.17. Был создан фото-коллаж «В страну здоровья всей семьей»;
2. 7.18. Для воспитанников группы и их родителей были проведены развлечения «Моя мама самая спортивная» и «Один день в детском саду».
|