Проект «Чистота-залог здоровья» для младшей группы
Подготовила: воспитатель Сержант Г. А.
Продолжительность: долгосрочный
Тема проекта: «Детям о чистоте и здоровье».
Возраст детей: младшая группа.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки.
Скачать: Проект «Чистота-залог здоровья» для младшей группы (полный конспект)
Задачи
- Формировать представления о чистоте и здоровом образе жизни.
- Расширить знание детей о правилах и предметах личной гигиены.
- Научить детей соблюдать и поддерживать чистоту не только в помещении, но и на улице.
- Создать условия по формированию у младших дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью.
- Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
Актуальность
Культурно-гигиенические навыки (КГН) -важная составляющая часть культуры поведения.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В конечном счёте от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуре еды, поддержание порядка в окружающей обстановке. Таким образом актуальность проекта продиктована:
- потребностью формирования КГН, соответствующих возрасту детей
- необходимостью развития интереса к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат
- Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
- Значительное повышение знаний о чистоте и опрятности своего внешнего вида.
- Расширение и обогащение опыта детей в плане поддержания чистоты-личной и в окружающей среде (внешний вид, личный шкафчик, стульчик с одеждой, игрушки в группе, прогулочная территория).
- Умение замечать и устранять имеющиеся недостатки.
Итоговое мероприятие: развлечение с участием родителей «Мы здоровью скажем да!»
ПОДГОТОВКА ПЛАНА СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
Сбор информации
Что мы знаем об этом?
-Во время адаптации дети часто болеют.
-Почему?
-Потому что не знают элементарных навыков самообслуживания.
-Потому что родители не применяют дома физкультурно-оздоровительные процедуры.
-Потому что родители не приучают детей к здоровому питанию.
Что мы хотим узнать?
-Зачем правильно питаться?
-Зачем умываться и мыть руки с мылом?
-Зачем нужен массаж для пальчиков?
-Польза физических упражнений.
Как мы можем узнать?
- наблюдения
- прогулки
- подвижные игры
- сюжетно-ролевые игры
- утренняя гимнастика
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- гимнастика после сна
- артикуляционная гимнастика
- релаксационные упражнения
- закаливающие процедуры
- хороводные игры
- сюжетно-ролевые игры
- физкультминутки
- применение массажных ковриков
- воспитание культурно-гигиенических навыков
- художественная литература (стихи, потешки, книги)
- рекомендации родителям
- беседы.
Приобщение детей к здоровому образу жизни
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьсбережения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
Средства двигательной направленности:
- физические упражнения;
- физкультминутки;
- эмоциональные разрядки;
- гимнастика (оздоровительная после сна);
- пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
- лечебная физкультура;
- подвижные и спортивные игры;
- массаж;
- самомассаж;
- психогимнастика.
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.
Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- походы;
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- фитотерапия;
- витаминотерапия;
- закаливание.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.
Через игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
- личная гигиена;
- проветривание;
- влажная уборка;
- режим питания;
- правильное мытье рук;
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
- ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В беседах», «Гигиена приема пищи» — дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.
На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.
Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:
- предлагаем папки-передвижки;
- проводим анкетирования.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель — воспитывать здоровых детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей: объяснение, пояснение, беседы, показы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям правил гигиены. Применение художественной литературы по данному направлению, разучивание стихов, потешек и т. д.
В дидактических играх чаще всего наглядным пособием являются кукла с которой и проводятся познания и закрепления культурно-гигиенических навыков.
Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта «Чистота-залог здоровья»
Познавательное развитие
- Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», потешки о воде.
- Разрешение проблемных ситуаций: «Кукла-грязнуля пришла в гости поиграть с детьми» (по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»); «Что взяла-клади на место» (по стихотворению З. Александровой).
- Просмотр и обсуждение мультфильмов «К чистоте будь готов», «Уроки тётушки Совы» (серия «Мудрые сказки Тётушки Совы. Грязнуля», «Королева Зубная щётка»; «Маша и медведь: Большая стирка».
- Игры с водой и песком «Песочные человечки», «Кто живёт в воде?», «Мыльные пузырики», «Считалочка-купалочка», «Кто разбудил китёнка?»
- Экспериментирование с водой по рассказу Л. Дерягиной «О том, как водичка гулять отправилась».
- Дидактические и настольные игры «Что за чем идёт», вкладыши «Части тела», пазлы по сказкам.
- Игры на развитие внимания, мышления, восприятия «Наложение контуров», «Найди непохожий», «Четвёртый-лишний», «Чудесный мешочек», «Чего не стало».
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Доктор», «Магазин», «Катя заболела», «Катя проснулась», «Купание куклы», «Оденем Катю на прогулку».
- Упражнения, направленные на улучшение взаимодействий с окружающими: «Игрушечный магазин», «Покажу, как я люблю».
- Беседы о правилах безопасности и личной гигиены в туалетной комнате.
- Беседы «Почему нельзя есть на улице», «Грязные руки-хорошо или плохо?».
- Помощь воспитателю в уборке игрушек в группе, на прогулке.
- Отработка умения одеваться и раздеваться в определённом порядке; складывать в определённом порядке снятую одежду.
- Наблюдение за трудовыми действиями дворника.
Речевое развитие
- Беседы о правилах личной гигиены и безопасности в туалетной комнате.
- Тренировка проговаривания последовательности действий при умывании, раздевании и одевании.
- Ситуативные беседы на темы «Внешний вид», «Зачем нужен носовой платок», «Кто такой неряха?».
- Игры на координацию речи с движением: «Это я», «Умывалочка», «Зубная щётка» Н. В. Нищевой.
- Рассматривание и беседа по сюжетной картинке «Помоги маме навести порядок».
- Закрепление правильного произношения названий средств личной гигиены (мыло).
- Тренировка в употреблении формы личных местоимений (мой горшок, моя расчёска, моё полотенце).
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (тарелка-тарелочка, ложка-ложечка и т. п.)
Художественно-эстетическое развитие
Чтение художественной литературы
- А. Барто «Девочка чумазая».
- К. Чуковский «Мойдодыр».
- З. Александрова «Что взяла-клади на место», «Топотушки», «Купание».
- В. Коростылёв «Королева зубная щётка».
- Р. Самарец «Хорошие манеры» (сборник стихов).
- И. Муравейка «Я сама».
- Ю. Тувим «Письмо к детям по одному очень важному делу».
Музыкальные игры и слушание музыки
- Музыкальная игра «Где же наши ручки?» (муз. Т. Ломовой).
- Слушание аудиодисков с релаксирующей музыкой (шум дождя, моря и т. п.) перед сном.
- Прослушивание песен из мультфильма «Маша и медведь» (серия «Будьте здоровы!»).
Продуктивная деятельность
- Рисование красками «Дождик».
- Рисование карандашами «Моя любимая игрушка» (использование трафаретов).
- Рисование пальчиками по манке «Песочные и водяные человечки», «Дождик», «Травка растёт».
- Раскрашивание мелками и карандашами принадлежностей личной гигиены, бумажных кукол и их одежды.
- Лепка «Разноцветные шары».
- Занятие по формированию культурно-гигиенических навыков «Водичка, водичка умой моё личико».
- Образовательная деятельность по сенсорному развитию детей «В поисках солнышка».
Физическое развитие
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия.
- Физкультминутки.
- Подвижные игры «Птицы», «Самолёты», «Пузырь», «Ровным кругом», «Зайка», «Догони мяч», «Поезд», «Карусели», «Где звенит?», «Подползи под воротца».
- Ситуативный разговор об аккуратности внешнего вида.
- Гимнастические комплексы для глаз «Муха».
- Закаливающие процедуры: воздушные ванны, ванночки для ног, обтирание рукавичками, хождение по соляной дорожке.
Этапы реализации проекта «Чистота-залог здоровья»
Подготовительный этап (выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности).
РАБОТА С ДЕТЬМИ
- Формулировка проблемы: «У детей недостаточно сформированы КГН».
- Начальный мониторинг.
- Анализ результатов мониторинга.
- Анализ имеющегося дидактического материала.
- Подбор иллюстраций, книг, дидактических игр, игрушек, пособий по теме проекта.
Педагогические ресурсы
- Вопросы мониторинга.
- Книжки-малышки, дидактические игры, пазлы, разрезные картинки, лото, вкладыши.
- Художественная литература.
- Сюжетные картинки по теме «Формирование КГН у детей».
- Сборники мультфильмов.
- Картотека игр с песком и водой.
- Картотека физкультминуток.
- Сборники классической музыки.
Задачи
- Выяснить осведомлённость детей по проблеме.
- Определить направления в работе.
- Создать перспективное планирование работы.
- Пополнить развивающую среду в группе для актуализации опыта детей.
|