Бритвина Анастасия Викторовна. Игровые методы развития детей раннего возраста

Игровые методы развития детей раннего возрастаИгровые методы развития детей раннего возраста

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Комплексное воздействие на ребёнка – основа успешной коррекционной работы в раннем возраста.

В нашем Центре не так давно открылась Служба Ранней Помощи. Служба создана для раннего вмешательства в развитие ребёнка и его последующую успешную игровую и учебную деятельность. Большой плюс нашей Службы – совместная деятельность специалистов (логопед, дефектолог, психолог, массажист педиатр и тд). Обращаясь к нам, ребёнок получает разностороннюю помощь. Специалисты нашего Центра в комплексе воздействуют на ребёнка – групповые консультации для родителей, занятия с разу с несколькими специалистами, педиатрическая помощь.

В данной статье мы приведём примеры совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-дефектолога с детьми раннего возраста.

Деятельность учителя-логопеда

 

Конечно, логопед затрагивает меньший, чем дефектолог, спектр задач. Однако, эти задачи не менее важны для успешного развития ребёнка. Логопеду необходимо:

  • научить ребёнка понимать обращенную речь
  • сформировать основы фонематического слуха
  • взывать у ребёнка осознанную речь.

В своей работе я использую такие игры и упражнения:

  1. Для развития правильного речевого выдоха можно предложить ребёнку сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумаги. Сдуть со столы шарики разных размеров. Задувать на резком выдохе пламя свечи. Поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты на длительном выдохе. Дуть в дудочку. Надувать мыльные пузыри.
  2. Для развития слухового внимания и фонематического слуха логопед выполняет следующие игры-упражнения: определить на слух какая игрушка звучит, определить место звучания игрушки, учить различать бытовые звуки, перемещать предметы по заданию.
  3. Для развития экспрессивной речи необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть.

Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.

Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Неваляшка.

Динь-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон.

Дети раскачиваются на прямых ногах

Слышен он со всех сторон.

из стороны в сторону

Дили-дили-дили-дон.

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь.

Ритмично похлопывать кистью о кисть руки

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь.

Ритмично похлопывать по коленям

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой

Движения по полу кистями рук

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой.

Пальцы в замок.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал.

Постукиваем одним указательным пальцем по коленке

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал

Быстро стучать указательными пальцами двух рук

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

по коленям.

Можно еще поиграть в игру «Волшебный мешочек». Для этого нужно рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Любят игру дети «Домики». Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".

У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

Если на занятии присутствует мама, то можно собрать с ребёнком букет для мамы Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

Хорошо дети выполняют манипуляции с игрушками. Для этого можно предложить одеть куклу на прогулку. Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?

Игра «Собери игрушки». Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

Деятельность учителя-дефектолога.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы. Поэтому учитель- дефектолог в службе ранней помощи решает следующие задачи:

Коррекция нарушенного и искаженного развития ребенка, профилактика вторичных нарушений развития.

Формирование представлений о себе, других, окружающем мире.

Адаптация ребенка в коллективе сверстников.

Подготовка ребенка с нарушениями психического развития (риском нарушения) к обучению в дошкольном учреждении.

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком. Формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания.

В работе с малышами я использую;

Игра на подражание

«Раз-два-три, посмотри: это — я, это — ты». Взрослые помогают тем детям, которые не могут сами показать на себя или другого.

Игра с мыльными пузырями. Педагог выдувает пузыри, привлекая к ним внимание детей: «Маша, смотри!» Дети наблюдают за летящими пузырями, могут ловить их, дуть и т. д. Педагог может предложить выдуть пузырь тем детям, кто может или учится дуть.

Сенсорная игра

«Черепаха».

Педагоги стучат по полу сами и помогают это делать детям. Если дети не прячут ручки, ножки и т. д. от «черепахи», взрослые щекочут их за названные части тела, дожидаясь ответной эмоциональной и двигательной реакции.

«Волшебный мешочек»

Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди. Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день на занятии теме (например, виды транспорта).

«Гули-гули-гули-гоп»

Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание.

Гули-гули-гули-гоп.

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп-хлоп.

Гули-гули-гули-гоп.

Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка — хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам.

«Еду, еду к бабе, к деду»

Ритмическая игра с ярким изменением темпа.

Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке, в красной шапке,

В лапоточках,

По кочкам, по кочкам,

В ямку — бух!

Педагог читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз.

«Одеваем куклу»

Игра по правилам. Расширяет представления об

окружающем мире, позволяет тренировать мелкую моторику (застегивание пуговиц, молний, шнуровка). Ведущий достает куклу и одежду для нее (по сезону).

Каждому из играющих дается предмет одежды, дальше все по очереди одевают куклу.

Вариант — если игра проводится в группе, в которой

дети не могут сами одевать куклу, то их задачей становится выбрать и подать ведущему нужный предмет одежды

Просмотров: 973
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Сердюкова Яна Александровна. ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь