Проект к 70 лет победы "Бой за станицу Каневскую!"
Тема недели по календарному планированию: «Один день войны».
Тема проекта: «Бой за станицу» (реконструкция событий на ландшафтном столе).
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Цель проекта. Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе реальных исторических событий Великой Отечественной войны, произошедших в Каневском районе 6 февраля 1943г.
Задачи проекта. Обогатить знаний детей о военных страницах истории станицы, формировать умение добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Повышать уровень патриотизма старших дошкольников, получение первого опыта рефлексии (самооценки).
Способствовать творческому самовыражению воспитанников в процессе подготовки и проведения обобщающего мероприятия.
Описание проекта. Актуальность.
Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, — это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого, патриотический потенциал настоящего и устремление в будущее. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, поэтому очень важно передать эстафету памяти, показать дошкольникам величие и самоотверженность подвига каждого солдата, внёсшего свой вклад в нашу общую Победу.
Деятельность в рамках проекта.
Формы:
1. Вечерний сбор – групповое обсуждение темы.
На вечернем сборе (пятница) знакомим детей с темой предстоящей недели: «Один день войны». (О событиях 6 февраля 1943г. – дне освобождения нашей станицы Каневской от фашистских захватчиков).
2. Работа творческой триады: ребенок-родитель-педагог.
Информирование родителей по теме недели (пятница, информационный стенд) и возможных направлениях в проектно – исследовательской деятельности: какую информацию могут предложить (фотографии родственников, газетные вырезки, сведения из семейных архивов, печатные издания, информацию из интернет ресурсов).
3. Утренний сбор.
На утренних сборах в понедельник, вторник на основе материала, собранного и предложенного семьями Ивановых, Заливиных, Сахно, и с помощью воспитателя, дети поделились результатами семейных поисков. Саша Иванов, вместе с мамой, которая была приглашена на утренний сбор, принесли фотографию и рассказали о своём прадеде Паравине Александре Викторовиче. Он воевал на Кубани, освобождал Каневскую. В годы войны служил в Казачьей пластнунской дивизии и был очень мужественным человеком, отлично овладевшим тонким мастерством подрывника. Тогда таких специалистов ещё называли «пластунами». Однажды он смог незаметно пробраться к железной дороге и взорвать весь груз, отправляемый немцами в Германию. Но был в жизни «пластуна» Паравина особый случай, когда он чуть не попал под трибунал. Рука не поднялась взорвать эшелон с лошадьми, уходивший в Германию. Дедушка верил, что мы победим! Война закончится, и он найдёт этих лошадей и вернёт их домой. Статью в газету, будучи учеником 8 класса, написал Сашин папа. (Газета «Слово №1 2010г.)
Влада Заливина вместе с мамой нашли рассказ в историко – литературном альманахе «Каневчане» № 11 2013г., в котором повествуется о подвиге героев разведчиков — парашютистов, их высадке в логово врага. Накануне боёв за станицу, в студёную январскую ночь, в 20 градусный мороз, для обнаружения вражеских позиций и их численности, на самолёте ЛИ – 2, была десантирована группа парашютистов в количестве семи человек, среди которых была девушка Валя Гальцева, радистка. Из 7 человек, пятеро, в их числе и Валя, были обнаружены немцами, подверглись жестоким пыткам и расстреляны. Двоим, Василию Кожедубу и Герману Эспиносе, несмотря на сильное обморожение, удалось собрать важные сведения и передать их командованию наступающей Советской Армии. Благодаря подвигу этих ребят, бой был успешным и 6 февраля навсегда прогнали немцев с нашей малой Родины.
Илья Сахно с папой поведали историю о герое Советского Союза Г. К. Нестеренко. Его самолёт загорелся. Григорий Карпович понял, что из самолёта ему не выбраться, и принял решение направить его на скопление вражеских войск, отдав свою жизнь за Родину.
В итоге у ребят возникло желание поиграть в военную игру, в которой будут отражены боевые действия по освобождению станицы от немцев. Соответственно темой проекта стала «Бой за станицу» и как итоговый продукт: сюжетно – ролевая игра.
В результате обсуждений плана по реализации проекта были предложены следующие варианты.
- Создание макета местности на ландшафтном столе (частично из деталей конструктора).
- Создание тематического рисунка (поле боевых сражений).
- Составление творческого рассказа по теме.
- Планирование игры (схема поэтапных действий).
- Организованная совместная деятельность.
Познавательное развитие: «Подвиг в тылу врага».
Задачи. Пополнить знания детей о малой Родине – станице Каневской в годы ВОВ, рассказать, что 6 февраля – день освобождения нашей станицы Каневской от фашистских захватчиков. Обогатить словарь новыми терминами: Герой Советского Союза, защитники Родины, подвиг, фашизм, полицаи, предатели. Воспитывать уважение к людям, победившим в войне над фашизмом.
Художественно — эстетическое развитие. Лепка «Парашютисты».
Задачи. Формировать умение свободно использовать для создания образа парашютиста разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее; передавать форму фигуры и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности; обрабатывать поверхность формы движениями мокрых пальцев и стекой.
Материал: пластилин, дощечки, стеки, пластилин, нитки, лёгкая ткань 15/15 см.
Конструктивная деятельность: «Военная техника». Задачи.
Воспитывать самостоятельность детей при выборе материала и при выполнении задания. Развивать детское творчество при выборе, создании и реализации замысла работы. Совершенствовать умение конструировать из "бросового" материала по простейшим алгоритмам.
Материал: 1,5 спичечных коробка, бутылочка от йогурта, цветная бумага, палочка от чупа-чупс, бумага для папье – маше, картон для хвоста и крыльев, гусениц танка, лекало, клейстер, краски, кисточки, салфетки.
Хочется отметить, что никто из ребят не стал делать технику врага и по совместному решению немецкие танки взяли из готового военного конструктора.
4. Индивидуальная работа. Демонстрация символических способов действия с предметами и демонстрация ролевой речи (от отдельных высказываний до диалога).
5. Самостоятельная деятельность в тематически наполненных Центрах активности.
Центр «Искусств»: изготовление нового игрового материала, рассматривание репродукций картин о ВОВ, прослушивание песен: «Священная война» (муз. А. Александрова сл. В. Лебедева – Кумача), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
Центр «Литературы»: рассматривание фотоальбома документальных фотографий и кинокадров «Великая Отечественная», С. Щипачев «22 июня 1941 года», Л. Кассиль «Главное войско» С. Баруздин «Шёл солдат по улице». Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток.
Центр «Краеведения»: Рассматривание историко –литературного альманаха «Каневчане» №11 2013г., №6 2014г., районной газеты «Слово» № 1 2010г., семейных фотографий ветеранов.
Работа над проектом помогла создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую инициативу, атмосферу раскованности, где каждый ребёнок почувствовал право на свой выбор, своё решение.
|