Георгий Почепцов. Георгий Почепцов. Информационные войны в мирной жизни.

Информационные войны настроены не только на военные цели, но и на цели в экономическом, социальном, политическом, религиозном пространствах. Пример выборов как целей политических есть в голове у каждого. Но реально война идей, в которой человечество живет всю свою жизнь, является примером бесконечной информационной войны.  

Первым еще в 1976 заговорил об информационной войне Томас Рона. Позднее он был научным советником президента Буша-старшего, а до этого тоже занимал различные правительственные позиции. Некоторые считают, что именно ему принадлежит термин «информационная война». Для нас здесь важен год — 1976-й. Это отражает выход информационного пространства на новый технологический уровень.  

информационные войны

М. Либики критикует определение информационной войны, предоставленное Рона, как слишком общее, в результате чего под него подпадает любая человеческая активность (Libicki MC What is information warfare? — Washington, 1995). Однако следует заметить, что это может быть нормой для первых определений, ведь они должны охватить все, даже то, чего еще вообще нет. Сам Либики в своей книге 1995 года включает в проблематику информационных войн и экономическую информационную войну, рассматривая ее как синтез информационной и экономической войн. То есть в 1995 г. возникает детализация возможных применений, которой не было при возникновении идеи.  

С его точки зрения, информационная экономическая война имеет два варианта: информационная блокада и информационный империализм. Информационную блокаду он рассматривает в контексте того, что в будущем возникнет такая же зависимость государств от информационных потоков, которую они сегодня имеют в виде зависимости от материальных поставок. Чтобы эта блокада имела успех, страна должна быть зависимой от внешних информационных потоков.  

В другой своей работе Либики говорит о противоположной стороне того, что он рассматривал как блокаду — информационное доминирование. Его он определяет так: «Преимущества в порождении, манипуляции и использовании информации, достаточной для того, кто это должен, военного доминирования».  

Однако он подчеркивает, что это доминирование иное, чем это было в других сферах. Он перечисляет три различия:

  • Если авиация может заставить оставить на земле самолеты противника, информационная сила не может не дать работать противнику в ответ, если это не радиоэлектронные действия;
  • Каждая сторона конфликта имеет собственные потребности в информации, можно достичь тактических преимуществ, но проиграть стратегически;
  • Наиболее важным знанием, по Сунь-цзы, есть знание себя, а затем противника, человеческое знание задает стратегию, знания машин — тактику, плохую стратегию не спасут тактические информационные преимущества.  

Интересно, что эти замечания скорее выдвигают новое правило: стратегический, оперативный и тактический уровни задают сами по себе новые правила информационного взаимодействия.  

Информационный империализм напоминает монополизм в торговле. Он подчеркивает, что США не пытаются перевести на свою позицию благодаря распространению фильмов или поп-культуры. Продолжается рыночная торговая борьба. Однако и здесь следует заметить: в этой сфере четко проявилось сочетание экономических и идеологических интересов. Экономически выгодное дает также идеологически нужный результат.  

Вообще США имели собственный опыт по созданию из страны иммигрантов единое экономическое пространство, где все думают одинаково и покупают одинаковые вещи. Надо было создать и единственного гражданина, и единственного покупателя. Затем этот опыт транснациональные корпорации смогли перенести на весь мир. И роль американской виртуальной героики, которая продвигается с помощью кино, стала весьма существенной в мире. При этом лучшие образцы других сразу перехватываются. Например, английский Гарри Поттер становится американским коммерческим продуктом в виде кино. 

Экономическая война может вести к настоящей войне. Сегодня подчеркивается, что торговые санкции, которые США применили против Японии, давали ей только один выход — вхождение в войну. И именно поэтому стала возможной японская атака на Перл Харбор. Японцам просто перекрыли поставки стали, энергии и т.д..  

Применение экономических влияний извне стало практикой последнего периода, когда страна становится добычей для внешних игроков (см., например, книгу Дж. Перкинса — Perkins J. Confessions of an economic man. — San Francisco, 2006). Н. Клейн выдала широко известную ныне книгу «Шоковая доктрина», я которой продемонстрировала, что либеральный капитализм по всему миру внедрялся с помощью шока: от Чили до России (Klein N. The shock doctrine. The rise of disaster capitalism. — New York , 2007). И это имело четкую аргументацию: без шока социосистема имеет привычку возвращаться к восходящим состояний.  

Все это свидетельствует, что речь идет о настоящих войнах, только ведут их люди в галстуках, а не в шлемах и бронежилетах. Поэтому должны быть определены новые модели такой борьбы. Особенно потому, что, как правило, она ведется за пределами страны.  

Некоторые исследователи даже призывают вообще не быть привязанным к военному контексту, а смотреть в сторону социального или экономического. Мы можем из этого сделать вывод, что военные просто захватили эту тематику. Соответственно, они диктуют в ней свои модели, хотя в некоторых случаях типа войны идей уже признается, что силовой вариант поведения требует существенной коррекции. Например, дискуссия, которая может вестись в систематике войны идей, уже не решается методами блокировки оппонента. Наоборот, он должен получить свою долю в диалоге.  

Дж. Стейн также опирался на включение экономических целей первых, произведенных в системе ВВС США, разработках понятие информационной войны. Ведь тогда определение информационной войны выглядело как знание уязвимости политической, экономической, военной инфраструктуры для того, чтобы разрушить информационную активность врага.  

Например, Украина получает постоянные информационные атаки именно с экономическими целями. Например, каждая газовая война с Россией несет серьезный негатив имиджа страны как торгового партнера для Запада. Причем Россия хорошо знает как свои сильные стороны, так и слабые места Украины. И Украина каждый раз оказывается в ситуации оправдания. А хорошо известно, что обвинить гораздо легче, чем оправдаться.  

Последним примером информационной войны с экономическим привкусом (в дополнение к политическому) стала также информационная война 2012 о проведении в Украине Чемпионата Европы по футболу. Перед началом Евро-2012 Украина получила целый ряд негативных публикаций в западной прессе, предостерегающие туристов от посещения футбольного чемпионата.  

Если в случае экономических войн большую роль играют корпоративные цели, которые иногда одновременно пытается защищать государство (например, интересы «Газпрома» в случае экономической войны с Украиной защищает российский государственный аппарат и подчиненные ему федеральные каналы), то информационные войны в социальной сфере, которые могут менять ценности общества, ведутся исключительно государствами. Достаточно вспомнить перестройку, которая полностью изменила и политический, и экономический, и социальный строй страны. Но использовала при этом почти исключительно информационные механизмы.  

По однотипной информационной стратегией велась и холодная война, опыт которой теперь хотят снова применить американцы, поскольку война с террором у них трансформировалась в войну идей. Это сложный вариант информационной игры, ведь он рассчитан на долгие годы (Osgood K. Total cold war. Eisenhower's secret propaganda battle of home and abroad. — Lawrence, 2006; Snyder AA Warriors of desinformation. American propaganda, Soviet lies, and the winning of the cold war. — New York, 1995).  

Это была нишевая война, ибо во многом базировалась на информировании населения с помощью зарубежных радиоголосов по тем вопросам, о которых избегала говорить советская пропаганда. СССР и Запад говорили о разных точки реальности. И этим поддерживался интерес к зарубежному информирования.  

Информационные войны сегодня имеют широкое применение. Поэтому возможным становится перенос опыта одних профессиональных сфер в другие. Если военные активно принимают опыт бизнеса, то бизнес тоже подкармливается идеологией информационной войны, которую удерживают военные.

© Почепцов Г.Г.,  2012 г.

Просмотров: 947
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Георгий Почепцов. Новые варианты информационной войны. Российско-украинский конфликт
  • Информационная война: плакаты и листовки Второй мировой войны
  • Георгий Почепцов. От фонового воздействия до партизанской информационной войны Умберто Эко
  • Георгий Почепцов. Пятнадцать технологий современной пропагандистской и информационной войны (часть 3)
  • Георгий Почепцов. Пять новых направлений трансформации информационной войны: будущие подходы
  • Георгий Почепцов. Пять новых направлений трансформации информационной войны: реализованные подходы
  • А.В. Федоров. Другая война, или Запад есть Запад… Военная тема в западном кинематографе эпохи «холодной войны»
  • Георгий Почепцов. Информационные войны: тенденции и пути развития
  • Георгий Почепцов. Информационная война как интеллектуальная война
  • Георгий Почепцов. Бихейвиористские войны как новый этап развития методологии информационных войн. - Г. Почепцов
  • Георгий Почепцов. Информационные войны: переосмысление продолжается. - Георгий Почепцов
  • Георгий Почепцов. Новые механизмы пропагандистской войны
  • Георгий Почепцов. Информационная война: определения и базовые понятия
  • Георгий Почепцов. Гибридно-информационная война: основные характеристики
  • Георгий Почепцов. Информационная война-2013 в представлениях российских экспертов
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Георгий Почепцов. Мягкая сила. Смысловые войны в современном мире.
  • Георгий Почепцов. Информационная война и этика
  • Ярослав Деркаченко. Эволюция понятия «информационная война»
  • Георгий Почепцов. Невоенный инструментарий войны: люди, медиа и образы
  • Георгий Почепцов. Постправда и новое поколение войны, или почему произошло возвращение пропаганды
  • Георгий Почепцов. Сюжетология войны, террора и политики
  • Георгий Почепцов. Смысловые войны сегодняшнего дня, или ментальные трансформации массового сознания
  • Георгий Почепцов. Смысловые войны в политике и бизнесе
  • Георгий Почепцов. Сталин: Строительство страны с помощью пропагандистского инструментария истории, кино и литературы
  • Владимир Платонов. Стратегический обман: хроника психологической войны в Ливии
  • Георгий Почепцов. Меметическая война, или В поисках «арифметики» разума
  • Артем Ковтун. Войны идеологий
  • Георгий Почепцов. Новые подходы к анализу социосистем: есть ли здесь место ценностям?
  • Георгий Почепцов. Новые подходы в теории информационных войн: британская модель



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь