|
Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?Аллан Коэн МЕХЕР БАБА И ПОИСК СОЗНАНИЯ Вопрос "Кто я?" извечен, и именно от него пошла традиция индивидуального духовного путешествия в поисках самопонимания, в поисках предельного смысла персональности. На протяжении всей истории различными путями выяснялось, что все указывает на некую разновидность опыта, когда ищущий и искомое сливаются в едином постижении: "Я Бог; нет никого другого". Мехер Баба, подобно всем мудрецам, утверждает это как истину жизни. Вы вечное состояние за пределами всех состояний, Древний, как называет это Мехер Баба; то состояние, которое никогда не рождалось, никогда не умирает, откуда появляется все сотворенное. Суть всего сотворенного Бог настолько же внутри нас, насколько в деревьях, горах, звездах и в космической пустоте. Вернее, вы в нем. Просветление это просто
пробуждение от сновидения общепринятой жизни, порожденного
основанным на Эго самоощущением обособленного я. В
просветленном состоянии все кажущиеся отдельными формы
жизни и условия существования видятся как маски Бога
как вещи, в которых божественный источник всех миров и всех
существ просто предпочитает скрывать часть себя самого.
Понимая это, вы видите (об этом говорят и древняя традиция,
и Мехер Баба), что Бог есть Единое без чего-либо иного.
Некоторые религии утверждают, что богов много, другие
что Бог один. Однако просветленный знает, что в
действительности есть единственный Бог, Великое Бытие,
Древний, Космическая Личность и что "ты есть То".
Не столько ты существуешь в космосе, Мехер Баба. "Жизнь в ее лучших проявлениях"
Некоторые события жизни Мехер Баба вызывают очевидные вопросы, исследовавшиеся в книге "Мастерство сознания". На сегодняшний день наибольшую пользу могло бы принести изучение идей Баба о потребности в методах духовного развития. Методы не имеют смысла без цели, выбор цели предполагают ценностное отношение, а существование ценностей подразумевает наличие мотивации. Для Мехер Баба действительным желанием человеческих
существ является "путешествие", тяга сознания к развитию в
мудрости и опыте через множественность форм жизни. Это
самое фундаментальное побуждение, и оно проявляется
неосознанно у большинства ищущих, а сознательно у
очень немногих. Баба рассматривает путешествие и его цель в
двух, по меньшей мере, аспектах человеческом и
космическом.
Мехер Баба комментирует человеческий опыт духовного поиска, стремление человека к счастью и отчаянный поиск каких-то средств вырваться из ловушки, в которую превратилась его жизнь. Не его вина, если он решит, что лекарство от глубокой неудовлетворенности нужно искать в чувственной жизни, в достижениях в области бизнеса или социального статуса, в постоянном возбуждающем экспериментировании. И не его вина в том, что жизнь, как правило, не так длинна, чтобы на фактах научить его, что если бы эти цели и осуществились полностью, это привело бы к еще большему разочарованию [1]. Либо Бог существует, либо его не существует. Если Он существует, то поиски Его вполне оправданны. Если же Он не существует, то в поисках Его нечего терять. Однако для обыкновенного человека реальные поиски Бога не становятся, как правило, добровольным, радостным предприятием. Он должен быть побужден к ним разочарованием в тех мирских вещах, которые его пленяют, от которых разум его не может оторваться... Изо всех сил он старается извлечь чувственное удовольствие и избежать различных видов страдания... И в таком его прохождении по обыденному кругу разнообразных переживаний часто случается, что он начинает задаваться вопросом: "А что же в конце всего этого?" ...Его не могут уже удовлетворить мимолетные вещи этой жизни, и он с глубоким скепсисом относится к тем самым обыкновенным ценностям, которые так долго принимал без тени сомнения... В момент такого божественного отчаяния человек принимает важное решение обнаружить и осуществить цель жизни. Вот тогда в существование входит настоящий поиск непреходящих ценностей [2]. С точки зрения Баба, ограниченность опыта является необходимым контрастом благодарному приятию совершенного сознания. Нужно испытать самому, каково живется в клетке, если хочешь по-настоящему оценить свободу. Если за всю свою жизнь рыба ни разу не попадала из воды. на сушу, у нее нет ни единого шанса постичь ценность водной стихии... Сходным образом, если жизнь человека была постоянно свободной, без какого-либо подавления, то он, наверное, упустил реальную значимость свободы. Испытать духовное подавление и вместе с тем узнать интенсивное желание освободиться от этого подавления вот подготовка к тому, чтобы полностью насладиться грядущей свободой. Подобно тому как рыба, вытащенная из воды, стремится обратно в воду, так и ищущий, постигший свою цель, стремится к единению с Богом. Фактически стремление вернуться к своему источнику представлено в каждом существе с того самого времени, когда оно отделяется от источника завесой неведения [3]. И как человек может иметь ошибочные убеждения относительно собственной природы, так же он часто заблуждается в отношении окружающего мира. В действительности именно иллюзорный мир отделяет его от истинно исконного права на свободу и счастье в соединении с Единым... Если эту иллюзию удается раздробить, сдерживающие счастье оковы тоже автоматически разрушаются. Но как же разрушить иллюзию? [4] Первым шагом для каждого, подсказывает Баба, должны
стать реагирование на этот божественный зуд в моменты
экзистенциального отчаяния, ломка стереотипов прежней жизни
и решительное погружение в драму Самораскрытия. Настоящим
героем этой космической драмы будет Бог, меняющий облик под
видом всякой индивидуальной души и стремящийся постичь свою
истинную природу.
Для многих духовных учителей и подвижников достаточно было предположить существование в сознании исконного побуждения к самосовершенствованию. Причина всего этого остается тайной. А Мехер Баба раскрывает ее. И хотя он указывает на то, что интеллектуальное метафизическое знание вовсе не гарантирует внутреннего продвижения, его объяснение создания, цели и эволюции Вселенной может стать самым полным и явным из всех, когда-либо написанных [5]. Метафизика Мехер Баба строится на одном-единственном базисном допущении и на следствиях из него: бесконечное существование существует, и оно способно на сознание. Более детально он объясняет, каким образом Вселенная является той ареной, где бесконечное существование, отождествляясь с ограниченной душой, становится все более и более сознающим свое единство с самим собой и со Сверхдушой. Таким образом, единственное назначение всего творения в том, чтобы душа была способна сознательно приобщиться к бесконечному состоянию Сверхдуши. Хотя душа вечно существует в Сверхдуше и вместе с ней в нерушимом союзе, она не может сознавать этот союз независимо от творения, которое подчинено ограничениям времени. Ей следует поэтому эволюционировать в сознании, прежде чем она сможет постичь свой настоящий статус и подлинную природу, тождественную с Бесконечной Сверхдушой, которая является "Одним без другого" [6]. Для Баба "Бог" это бесконечное существование, в одно и то же время бесконечно осознающее себя при отождествлении с творением и наполовину осознающее себя при отождествлении с якобы ограниченной душой. Разработка метафизики Баба может стать в буквальном смысле головоломкой, но сам он использует полезную аналогию с нашими обычными состояниями сознания: с состояниями бессознательного сна, сна со сновидениями и бодрствования. Когда мы глубоко спим, у нас нет никакого представления о том, кто мы такие на самом деле, и тем не менее что-то глубоко внутри толкает нас к пробуждению. В силу самой своей природы мы рано или поздно продвигаемся по направлению к полному сознанию и чаще всего через сновидческое состояние. В сновидениях мы довольно твердо убеждены в фальшивости и ограниченности своей самотождественности; мы достаточно уверены, что являемся неким персонажем сновидения, а всё, что нас окружает, реально и насыщено телесным, эмоциональным и ментальным опытом. Если бы какой-то другой персонаж сновидения сказал нам, что мы находимся во сне, что все воспринимаемое нисколько не раздельно, но поистине едино, что весь этот мир переживаний полусознательно создан нами самими, то мы подумали бы, что он остался без связи с реальностью. Но, проснувшись утром и вспоминая сновидение, мы поняли бы, что это было правдой. Согласно Мехер Баба, сходное условие распространяется и на более высокую сферу сознания ту, которая переживает обыкновенную бодрственную жизнь как некое продвинутое сновидение: Вы все сидите здесь, в этом зале, думая, что быть здесь
-это реальность; но уверяю вас, вы лишь видите это во сне.
Скажем, сегодня, когда вы заснете, вы увидите сон о том,
что сидите здесь, и кто-нибудь подойдет к вам во сне и
скажет, что вы на самом деле спите. Вы. возразите: "Я не
сплю, я сейчас сижу здесь и вместе с остальными, кто вокруг
меня, внимаю речам Баба!" А утром проснетесь и вспомните
это как сновидение. Поэтому я и говорю вам, что однажды вы
пробудитесь реально и будете твердо знать, что все, что вы
делали до того, было всего лишь сновидением. Я древний
и таким же является любой из вас. Но в то время,
когда я уже пробудился, вы по-прежнему застряли в своих
снах [7]. Пробуждение от сновидения о своей отдельности и
внушенной самому себе ограниченности как раз и составляет
мистический путь.
В своих речах Мехер Баба полностью объяснил, каким образом индивидуальная душа оказывается пойманной в сновидение иллюзии, почему у нее оказывается очень ограниченное сознание и как она проходит через систематическую эволюцию. По сути дела, сознание отождествляется с различными впечатлениями (самскарами), переживая мир через все более и более сложные формы, в конечном счете вплоть до человеческой формы. Таким образом душа систематически перевоплощается ради обретения необходимого опыта. В конце концов она начинает сбрасывать ложные впечатления и ложное самоотождествление для вступления на внутренний путь в направлении полного Самоосуществления. Сначала душа, еще не развившая сознание, не осознает свое тождество со Сверхдушой, а потому, хотя она и является неотъемлемой частью Сверхдуши, она не способна постичь свое тождество с ней и не способна испытать бесконечные мир, блаженство, силу и знание. Даже после эволюции сознания она не может постичь состояние Сверхдуши (хотя все время пребывает в ней и с ней), ибо ее сознание ограничивается феноменальным миром, происходя от самскар, связанных с эволюцией сознания. Даже вступив на Путь, душа не сознает себя саму, а лишь грубый, тонкий и ментальный миры, которые являются ее же иллюзорными тенями. В конце Пути душа освобождается от всех самскар и желаний, относящихся к грубому, тонкому и ментальному мирам, и у нее появляется возможность освободиться от той иллюзии своей конечности, которая возникает из-за самоотождествления души с грубым, тонким и ментальным телами. На этой стадии душа полностью превосходит феноменальный мир и становится самосознающей и самоосуществленной. Ради достижения этой цели душе нужно удерживаться в полном сознании и в то же самое время знать о своей отличности от Шариры (грубого тела), Праны (тонкого тела, которое служит носителем желаний и витальных сил) и Манаса (ментального тела, являющегося вместилищем ума), а также оставаться за пределами грубого, тонкого и ментального миров. Душа должна постепенно освободить себя от иллюзии своей
конечности следующим образом: 1) освободиться от уз
самскар и 2) осознать себя как отличающуюся от своих
тел грубого, тонкого и ментального. Таким образом
она устраняет ложное Эго (т. е. иллюзию, что "Я это
грубое тело, я тонкое тело или я ментальное
тело"). И пока душа освобождается так от своей иллюзии, она
все еще удерживает полное сознание, результатом чего теперь
становится самопознание и постижение Истины. Избавление от
космической иллюзии и постижение в полном сознании своего
тождества с Бесконечной Сверхдушой вот цель
долгого путешествия души [8].
Для Мехер Баба всякая жизнь, будь она высоко сознательной или же нет, направляется к одной-единственной предельной цели путешествию в поисках вечного ответа на вопрос существования: Есть лишь один вопрос. И как только вы узнаете ответ на этот вопрос, спрашивать больше не о чем... Из глубины неразрушимой Бесконечности возникает этот вопрос "Кто я такой?", и на этот Вопрос может быть только один Ответ: "Я" Бог! [9]. Проблема в том, что люди не знают, кем они являются в действительности. Вы бесконечны. На самом деле вы повсюду; но вы думаете, что вы это ваше тело, а поэтому считаете себя ограниченными. Если же взглянуть внутрь себя и на опыте воспринять собственную душу в ее подлинной природе, вы осознаете, что являетесь бесконечными и превосходите все творение [10]. Понятие Бога как вашего реального Я составляет самое глубокое основание для настоящей духовности и подлинного мистицизма. Его можно обнаружить в учениях величайших в истории духовных Мастеров, и оно согласуется с сутью всех мировых религий. Оно кажется таинственным из-за того парадокса, что Бога нужно не достигать, а открывать для себя: Духовное путешествие соответствует не обретению того, чего у человека нет, а рассеиванию неведения в отношении себя и своей жизни, а также росту понимания, который начинается с духовным пробуждением. Найти Бога это значит прийти к своему собственному я [11]. Согласно Баба, задача понимания огромна, потому что
сущностью этой задачи является тот факт, что Атману (душе)
нужно пройти через уровни ада материального мира, один за
другим, чтобы в конце концов стать Самосознанием. А стать
Самосознанием это значит сознательно испытать Состояние "Я
Есть Бог" [12]. Но гигантские трудности путешествия
затмеваются конечным его вознаграждением. Закованность
ограниченной индивидуальности сломана; мир теней приходит к
концу, завеса иллюзии навсегда разорвана. Лихорадочность и
мучительная агония дел, которыми занято ограниченное
сознание, сменяются спокойствием и блаженством
Сознания-Истины. Беспокойство и неистовость временного
существования поглощаются миром и безмятежностью Вечности
[13]. Так что, согласно Мехер Баба, Вселенная космична и
является местом игры, где бесконечное существование, то
есть Бог, в форме неисчислимых душ эволюционирует от
неведения к полному осознанию, от страдания к блаженству.
Если объяснение Мехер Баба о природе реальности сфокусировано на предельном, то его послание и его метод предназначены для обычного искателя. Действительно, путь, открываемый Мехер Баба, является, без сомнения, мистическим путем. И все же, его ориентацию нельзя назвать иррациональной и непрактичной. Духовный опыт включает в себя больше, чем можно охватить простым интеллектом. На этом часто заостряют внимание, называя его мистическим опытом. Мистицизм зачастую рассматривается как что-то антиинтеллектуальное, смутное и запутанное или же непрактичное и не связанное с непосредственным переживанием. На самом деле подлинный мистицизм не является ничем из вышеперечисленного. Нет ничего иррационального в истинном мистицизме, когда он остается как он и должен оставаться визионерским представлением Реальности. Это та форма восприятия, которая абсолютно незамутнена и настолько практична, что ей можно жить в каждый момент жизни и ее можно выразить в повседневных обязанностях. Ее связанность с опытом настолько глубока, что в каком-то смысле она является конечным пониманием всего существования... Реальный духовный опыт включает в себя не только постижение души на более высоких планах, но и правильное отношение к мирским обязанностям. А если он теряет свою связь с иными фазами жизни, то мы получаем невротическую реакцию, которая очень далека от того, чтобы. быть духовным опытом [14]. Искатель по праву может требовать персонального опыта переживания возникающей истины, но он вполне осознает ограничения своего собственного индивидуального опыта и потому воздерживается от принятия его как мерила своих возможностей. Он обладает умом, открытым навстречу всем тем вещам, которые не охватываются его опытом [15]. Серьезный искатель может подчас переживать двойственность и должен быть храбр. В духовной жизни необязательно иметь полную карту Пути, чтобы вступить на него. Наоборот, упрямое стремление к обладанию таким полным знанием будет в действительности скорее мешать, чем помогать дальнейшему продвижению. Глубочайшие секреты духовной жизни открываются тем, кто принимает на себя риск и отваживается на дерзкие эксперименты. Они не достаются бездельникам, ищущим для себя гарантий на каждом шагу. Тот, кто рассуждает об океане, оставаясь на берегу, будет знать лишь о его поверхности, но тому, кто захочет узнать океанские глубины, нужно быть готовым нырнуть туда [16]. Если сделанное Мехер Баба описание существования верно, то всякая душа в той или иной своей жизни достигнет точки, когда сумеет вести свое духовное развитие сознательно. С точки зрения Мехер Баба, это время не может прийти слишком скоро. Рано или поздно человек должен взглянуть внутрь своего сердца, вдуматься в него глубже и поискать там те факторы, которые удерживают его в духовном рабстве, и раньше или позже ему придется разорвать порочные цепи разделяющего мышления, которые не пускают его к необъятной и безграничной жизни духа, которую он по праву наследует. Так почему же не прийти к этому раньше, а не позже?
Именно сейчас время разрушить завесу воображаемой
двойственности и безоговорочно отдаться той жизни, полной
открытой и явной любви, которая чиста и лишена
эгоистического я, которая не ведает никакого страха и
которая не нуждается ни в каких оправданиях [17].
Чем является реальность этого момента? Не чем иным, как энергией сознания. Все есть только формы ее проявления. Разве это не очевидно? Утвердиться в этом молчаливом понимании это и есть Просветление. Это оно! Да Фри Джон. "Телесная жертва внимания" <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> [1] Listen, Humanity, p. 151. [2] Meher Baba. Discourses, 3 vols. San Francisco. 1967. 2:13-15. [3] Ibid. pp. 18-19. [4] Listen, Humanity, p. 152 [5] Основной работой Мехер Баба по этому вопросу является: God Speaks, 2-nd ed. New York. 1973. Упрощенное введение дано в книге Аиви Дьюса: Duce I. О. What Am I Doing Here? New York. 1972. [6] Discourses, 2:139. [7] Цит. по: Barbazon F. Stay with God. Sydney. 1959. p. 107. [8] Discourses, 2:144-145 [9] Meher Baba. The Everything and the Nothing. Berkeley (Cal). 1971. p. 78. [10] Meher Baba. Sparks from Meher Baba. Myrtle Beach (S.Car). 1962. p. 9-10. [11] Ibid. p. 13. [12] The Awakener. Vol. 10. No.1 (1964). p. 29. [13] Discourses, 2:41. [14] Ibid. 1:20-21. [15] Ibid. 2:12. [16] Ibid. p. 191. [17] Divya Vani.
Vol. 1. No.11 (1966). р. 10. Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|