Остер, как лезвие бритвы, неодолим, недоступен этот
путь говорят мудрецы.
Постигнув того Атмана, что беззвучен, неосязаем,
лишен образа, не гибнет, а также лишен вкуса, вечен, лишен
запаха.
Без начала, без конца превыше великого, постоянен,
[человек] освобождается из пасти смерти".
Произнеся и выслушав древний, рассказ о Начикетасе,
рассказанный смертью,
Мудрый возвеличивается в мире Брахмана.
Кто передает эту высшую тайну в собрании брахманов,
Или же, полный усердия, во время шраддхи,
[тому] она дарует бесконечную жизнь, она дарует бесконечную
жизнь!
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Первый раздел
"Самосущий проделал [для чувств] отверстия наружу
поэтому [человек] глядит вовне, а не внутрь себя.
[Но] великий мудрец, стремясь к бессмертию, глядел
внутрь себя, закрыв глаза.
Неразумные следуют внешним желаниям, они попадают в
распростертые сети смерти.
Мудрые же, узрев бессмертие, не ищут здесь постоянного
среди непостоянных [вещей].
Чем [человек ощущает] образ, вкус, запах, звуки и
любовные прикосновения,
Тем он и распознает. Что же остается здесь? Поистине,
это То.
Постигнув [того], благодаря которому он видит и то и
другое состояние сна и состояние бодрствования,
Великого, всепроникающего Атмана, мудрый не печалится.
Кто знает этого воспринимающего Атмана, живого,
[находящегося] вблизи,
Владыку прошедшего и будущего, тот больше не страшится.
Поистине, это То.
Кто древле рожден от подвижничества, кто древле
родился из вод;
Проникши в тайник [сердца], находится [там], кто
различает с помощью существ, поистине, это То.
[Та], которая возникает с дыханием, Адити,
заключающая в себе божеств;
[Которая], проникши в тайник [сердца], находится [там];
которая рождена с существами, поистине, это То.
Скрытый в кусках дерева Джатаведас, подобно плоду,
хорошо укрытому [во чреве] беременных,
Огонь день за днем должен быть чтим людьми,
пробудившимися и совершающими возлияние. Поистине, это
То.
Откуда восходит солнце и куда оно заходит
В том утверждены все боги, никто не выходит за его
пределы. Поистине, это То.
Что здесь, то и там; что там, то и здесь.
От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь [что-либо]
подобное различию.
Лишь разумом следует постигать это. Нет здесь
никакого различия.
От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь [что-либо]
подобное различию.
Пуруша, величиной с большой палец, находится
в середине тела,
Владыка бывшего и будущего [познавший его]
больше не страшится. Поистине, это То.
Пуруша, величиной с большой палец, подобный
пламени без дыма, -
Владыка бывшего и будущего. Он сегодня, он
и завтра. Поистине, это То.
Как вода, пролившаяся на горы, устремляется вниз по
склонам,
Так и видящий различие в свойствах [вещей] устремляется
за ними.
Как чистая вода, налитая в чистую, остается такой
же. Так и Атман молчальника, наделенного распознаванием,
остается [таким же, как высший Атман], о Гаутама!
Второй раздел
[Вот] град с одиннадцатью вратами
нерожденного, с неискривленной мыслью,
Правя [им], он не печалится, и, освобожденный, он
освобождается. Поистине, это То.
"Гусь", [он пребывает] в небе, васу в
воздушном пространстве, хотар у алтаря, гость
в доме;
[Он ] в людях, в богах, в законе, в
пространстве; рожден из вод, рожден из земли, рожден из
закона, рожден из гор. [Он ] великий закон.
Он возносит вверх выход, влечет внутрь вдох;
Карлика, сидящего внутри, [его] почитают все боги.
Когда этот плотский, находящийся в теле [Атман]
распадается,
Освобождается от плоти, что же остается здесь?
Поистине, это То.
Ни выдохом, ни вдохом не живет никакой смертный,
Но иным живут они [тем], на чем основаны оба эти
[дыхания].
Что же я поведаю тебе эту тайну вечного
Брахмана
И [о том], что бывает с Атманом, достигшим смерти,
Гаутама!
Одни тела достигают [материнского] лона для [нового]
воплощения.
Другие входят в неподвижные тела, согласно [своим]
действиям, согласно знаниям.
Этот пуруша, который бодрствует в спящих,
порождающий один желанный [образ] за другим,
Он чист, он Брахман, он зовется
бессмертным.
В нем утверждены все миры, никто не выходит за его
пределы. Поистине, это То.
Как единый огонь, проникнув в мир, уподобляется
каждому образу,
Так же и единый Атман во всех существах уподобляется
каждому образу, [оставаясь] вне [их].
Как единый ветер, проникнув в мир, уподобляется
каждому образу,
Так же и единый Атман во всех существах уподобляется
каждому образу, [оставаясь] вне [их].
Как солнце, глаз всего мира, не оскверняется
внешними пороками, [зримыми для] глаз,
Так же и единый Атман во всех существах не оскверняется
мирским злом, [оставаясь] вне [его].
Единый властитель, Атман во всех существах, что
умножает одно семя
[Лишь] тем мудрецам, которые видят его в самих себе,
[суждено] вечное блаженство, и не иным.
Вечный среди невечных, мыслящий среди немыслящих,
единый среди многих, что доставляет [исполнение] желаний,
[Лишь] тем мудрецам, которые видят его в самих себе,
[сужден] вечный покой, и не иным.
"Это То", так полагают о невыразимом,
высшем блаженстве:
Как могу я распознать То? Светит ли оно [само]
или отсвечивает?
Там не светит ни солнце, ни луна и звезды, не светят
эти молнии откуда [может быть там] этот огонь?
Все светит лишь вслед за "им, светящим; весь этот [мир]
отсвечивает его светом.
Третий раздел
Наверху [ее] корень, внизу ветви, это вечная
смоковница.
Это чистое, это Брахман, это зовется бессмертным.
В этом утверждены все миры, никто не выходит за его
пределы. Поистине, это То.
Весь этот мир, что существует, движется в жизненном
дыхании, [из которого он] вышел.
Это великий страх, молния сверху. Кто знает это,
те становятся бессмертными.
Из страха перед ним горит огонь, из страха
горит солнце.
Из страха бегут Индра, и Ваю, и пятая
смерть
Если [кто-либо] способен постичь его до распада
тела.
То он подвергается воплощению в сотворенных мирах.
Как в зеркале, так [виден он и] в Атмане; как во
сне, так и в мире предков;
Как в воде, так виден он и в мире гандхарвов;
как в тени и свете, так и в мире Брахмана.
[Зная] по отдельности природу чувств, [их] восход и
заход:
Зная по отдельности [их] возникновение, мудрый не
печалится.
Разум выше чувств, сущность выше разума,
Великий Атман над сущностью, Непроявленное
выше великого [Атмана],
Пуруша же выше Непроявленного,
всепроникающий и лишенный признаков.
Узнав его, существо освобождается и достигает
бессмертия.
Образ его незрим, никто не видит его глазом.
Он постигнут сердцем, мыслью, разумом; те, кто знает
его, становятся бессмертными.
Когда пять [источников] знаний успокаиваются вместе
разумом
И не действует способность постижения, это зовут
высшим путем.
Твердое владение чувствами это считают
йогой.
Тогда [человек] становится неотвлеченным, ибо
йога приходит и уходит.
Нельзя достичь его ни речью, ни разумом, ни глазом.
Как постичь его иначе, нежели говоря "Он есть?"
"Он есть" так следует постигать [его] истинную
природу в обоих [видах].
"Он есть" постигшему [его] так открывается [его]
истинная природа.
Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце,
То смертный становится бессмертным и достигает здесь
Брахмана.
Когда разрубаются все узлы, [связывающие] здесь
сердце,
То смертным становится бессмертным таково
наставление.
В сердце сто и одна артерия, из них одна
ведет к голове.
Идущий по ней вверх достигает бессмертия, во все
[стороны] служат выходами другие [артерии].
Пуруша величиной с большой палец,
[находящийся] внутри тела, всегда пребывает в сердце людей.
Пусть с твердостью извлекут его из своей плоти, как
сердцевину из тростника;
Пусть знают его как чистого, бессмертного, пусть знают
его как чистого, бессмертного".
Так Начикетас, приобретя знание, поведанное смертью,
и все это предписание йоги,
Достигши Брахмана, стал бесстрастным и бессмертным. Так
же [будет] и с другим, кто знает об Атмане.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.