Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ

- Оглавление -



Словарь

АБХИДХАРМА (чос мнгон па): Одна из трех частей Трипитаки, Слов Будды. Систематические учения о метафизике, концентрирующиеся на развитии различающего знания путем анализа элементов переживаний и исследования природы существующих вещей. Главные комментарии на Абхидхарму – это "Абхидхарма Коша" Васубандху (с точки зрения Хинаяны) и "Абхидхарма Самуччая" Асанги (с точки зрения Махаяны).

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (дон дам па'и бден па): абсолютная природа относительной истины; то, что все феномены – вне появления, пребывания и прекращения.

АВАДХУТИ (санскр.): центральный канал (психической энергии) в теле. Он идет от основания позвоночника до темени.

АРХАТ (дгра биом па): "уничтожитель врагов"; кто-то, покоривший четырех Map и достигший нирваны, четвертого и окончательного результата пути Хинаяны.

АТИЙОГА (шин ту рнал 'бьор): третий из Трех классов Внутренних Тантр (по классификации школы Ньингма). В ней делается особый акцент (как говорит Джамгон Контрул Первый) на том, что освобождение достигается путем постепенного привыкания к видению и сознаванию природы безначального просветления, в которой нет ни принятия, ни отвержения; ни надежды, ни страха. В наши дни Ати Йогу чаще называют "Дзогчен", Великое Совершенство.

БАРДО ДХАРМАТЫ (чос ньид кьи бар до): период от момента смерти до появления в ментальном теле бардо становления. "Дхармата" значит "изначально присущая природа". В краткой версии "Бардо – Тантры Союза Солнца и Луны", скрытой в виде терма Падмасамбхавой и обнаруженной Пема Лингпа, бардо дхарматы описывается как последовательность семи очень тонких стадий растворения: "сознание, "растворяющееся в пространстве", "пространство, растворяющееся в Ясном Свете", "Ясный Свет, растворяющийся в единстве", "единство, растворяющееся в мудрости", "мудрость, растворяющаяся в спонтанном присутствии", "спонтанное присутствие, растворяющееся в безначальной чистоте", и, наконец, "вездесущая мудрость безначальной чистоты, растворяю тройственной мудрости единения". Эти стадии описываются в "Зеркале-Напоминании".

БАРДО МЕДИТАЦИИ (бсам гган гьи бар до): бардо медитации имеет место в бардо этой жизни. Когда практикующий получил указующие наставления, это бардо захватывает период, начинающийся с сознавания природы ума, и длящийся до первого отвлечения от нее.

БАРДО СНА (рми лам гьи бар до): период от засыпания до пробуждения. Он тоже должен быть охвачен устными наставлениями учителя.

БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ (срид па'и бар до): период, продолжающийся от возникновения заблуждения и проявления в ментальном теле до вхождения в лоно следующей жизни. Это время поиска следующего перерождения. Слово "становление" здесь значит также "возможность".

БАРДО УМИРАНИЯ ('чи кха'и бар до): период от начала процесса умирания до конца трех тонких стадий растворения.

БАРДО ЭТОЙ ЖИЗНИ (скье гнас кьи бар до): период от момента зачатия и до встречи с неотвратимой причиной смерти. Слова "этой жизни" здесь буквально означают "родиться и остаться в живых".

БЕЗНАЧАЛЬНАЯ ЧИСТОТА (ка даг): основная природа всех существ, изначально незапятнанная никакими осквернениями, и пребывающая вне смятения и освобождения.

БЕСПОКОЯЩИЕ ЭМОЦИИ (ньон монгс па): пять ядов – желание, гнев, заблуждение, гордость и зависть которые угнетают, беспокоят и мучат сознание. Непрерывное действие этих беспокоящих эмоций – одна из главных причин сансарического существования.

БЕЛИЗНА (дкар лам): первая стадия тонкого процесса растворения, "появления, увеличения и достижения".

БИНДУ (тхиг ле): 1) Красная и белая эссенции, 2) Сферы или круги света.

БЛАЖЕНСТВО, ЯСНОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ МЫСЛИ (бде гсал ми ртог та): три временных переживания при медитации. Фиксация на них закладывает основания для перерождения в одном из трех миров сансары. При отсутствии фиксации на них, они являются украшениями трех кайй.

БОГ (лха): в этом контексте понятие "бог" относится к одному из шести классов существ.

БОДХИСАТТВА (бьянг чуб семе дпа'): некто, развивший в себе бодхичитту, стремление достичь просветления для того, чтобы помочь всем существам; особенно "благородный" бодхисаттва, достигший первой ступени (т.е. прямого постижения Пустоты).

БОДХИЧИТТА (бьянг семе, бьянг чуб кьи семе): "пробужденное состояние сознания". 1) Стремление достичь просветления ради блага всех существ. 2) В контексте Дзогчена или Махамудры – изначально присущая пробужденность пробудившегося ума; то же, что "ригпа", сознавание. 3) Капля жидкости, появляющаяся иногда из ноздрей после смерти.

БОДХИЧИТТА ПРИМЕНЕНИЯ ('джуг па'и бьянг чуб кьи семе): приняв обет бодхисаттвы, практикующий старается применить на деле свое желание освободить все существа. Состоит, в основном, из практики парамит.

БОДХИЧИТТА СТРЕМЛЕНИЯ (смон па'и бьянг чуб кьи семе): мотивируемый любовью и состраданием ко всем существам, практикующий зарождает в себе желание освободить все существа от сансарического существования. Состоит, в основном, из Четырех Неизмеримых.

БУДДА (сангс ргьяс): Просветленный или Пробудившийся, полностью оставивший все затемнения и доведший до совершенства все хорошие качества. Совершенного бодхисаттву, достигшего истинного и полного просветления, называют Буддой. Обычно под Буддой имеют в ви в. до нашей эры. В прошлые эры было бессчетное количество Будд, являвших дорогу к просветлению. В Хорошую эру (в которую нам выпало жить) будет тысяча Будд, из которых Будда Шакьямуни является четвертым по счету.

БУДДА САМАНТАБХАДРА (сангс ргьяс кун ту бзанг по): безначальное просветленное состояние "буддовости", из которого эманируют все остальные Будды мирных и грозных мандал. Этот принцип Будды – изначальный исток всех тантр Ваджраяны.

БУДДА ШАКЬЯМУНИ (сангс ргьяс ша кья тхуб па): исторический Будда, считающийся основным учителем теперешней эпохи.

БУДДА-ПОЛЕ (сангс ргьяс кьи жинг кхамс): в соответствии с сутрами, это – чистый мир, появившийся как манифестация устремления бодхисаттвы в сочетании с благом существ. В соответствии с тантрами, это – выражение просветленного состояния. Есть Будда-поля, являющиеся чистой самбхогакайей; наполовину самбхогакайей и наполовину – нирманакайей; а также – миры "естественной нирманакайи", такие как Сукхавати, Чистая Земля Будды Амитабхи (во время бардо становления практикующий имеет шанс переродиться в ней, если в нем присутствует сочетание чистой веры, достаточной заслуги и однонаправленной решимости).

БХУМИ (са): бодхисаттвы; десять ступеней, проходимых бодхисаттвой на пути к полному и совершенному просветлению. Эти десять ступеней соответствуют трем последним из пяти путей Махаяны. См. также "Десять бхуми".

ВАДЖРА (рдо рдже): "алмаз", "король камней". Как прилагательное, это слово означает "неразрушимый", "неуязвимый". Обычная ваджра – это ритуальный предмет, имеющий материальную субстанцию. Абсолютная ваджра – это Пустота.

ВАДЖРАЯНА (рдо рдже тхег па): "алмазная колесница". Практика, при которой результат является путем. То же, что "Тайная Мантра".

ВАЙРОЧАНА (санскр.): великий и несравнимый переводчик эпохи короля Трисонга Децена. В числе первых семи тибетских монахов он был послан в Индию учиться у Шри Симгхи. Вместе с Падмасамбхавой и Вималамитрой он был одним из трех основных мастеров, принесших Дзогчен в Тибет.

ВИДИМОСТЬ (снанг ба): 1) сенсорное впечатление или ментальное происшествие; все, что испытывается сознательным. умом. Обычный человек всегда чувствует, что видимое где-то "там" и существует отдельно от воспринимающего, в то время как в буддистской философии Махаяны "видимости" воспринимаются во-первых только как ментальные события, во- вторых – как лишенные истинного существования, и, наконец, – как находящиеся вне таких умственных построений, как возник точки зрения самосуществующей пробужденности, "видимости" изначально неотделимы от пустоты и поэтому являются чистым выражением мужских и женских аспектов Будд и бодхисаттв. 2) Одна из трех тонких стадий растворения.

ВИДЬЯДХАРА (риг па 'дзин па): "Держатель Знания". Держатель (дхара) или носитель знания (видья) – мантры. Постигший мастер на одной из четырех ступеней тантрического пути Махайоги, тантрического эквивалента уровней бодхисаттвы. Другое определение – носитель глубокого метода, знания, являющегося мудростью божества, мантры и великого блаженства.

ВИКРАМАШИЛА (санскр.): знаменитый монашеский институт в древней Индии.

ВИНАЯ ('дул ба): "дисциплина". Одна из трех частей Трипитаки. Учения Будды, касающиеся этики, дисциплины и морального поведения, являющиеся основанием всей практики Дхармы как для монахов, так и для мирян.

ВОЗРАСТАНИЕ (мчед па): второе из трех переживаний (появления, возрастания и достижения). Соответствует растворению 40 состояний сознания, порождаемых желанием, и сопровождается переживанием красноты.

ВОСЕМЬ ВЕЛИКИХ КОЛЕСНИЦ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ (сгруб бргьюд шинг рта бргьяд): восемь независимых школ буддизма, существовавших в Тибете: Ньингма, Кадам, Марпа Кагью, Шанпа Кагью, Сзкья, Джордруг, Ньендруб, Шидже и Чо. На сегодняшний день тол1ко первые пять существуют в виде независимых традиций.

ВОСЕМЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ (сгруб бргиод бргьяд): См. выше.

ВОСЕМЬ МИРСКИХ ЗАБОТ (джиг ртен чос бргьяд): привязанность к выгоде, удовольствию, похвалам и славе; неприязнь к потерям, боли, обвинениям и дурной репутации.

ВСЕОХВАТЫВАЮЩАЯ ЧИСТОТА ВИДИМОСТИ И БЫТИЯ (снанг срид даг па раб 'бьямс): термин, особенно используемый в учениях Внутренних Тантр, он демонстрирует, что все феномены изначально совершенны: пять СОСТАВНЫХ частей – это пять мужских аспектов Будд, и т.д.

ГАМПОПА (сгам по па) (1079-1153): главный ученик Миларепы, обладавший как высшим постижением, так и великой ученостью. Он был автором "Драгоценного Орнамента Освобождения". После долгого изучения и практики учений Кадампы, в возрасте 32 лет он встретил Джетсуна Миларепу, у которого стал основным учеником. Среди главных учеником Гампопы были первый Кармана – Дюсум Кхьенпа и Пхагмо Друбпа.

ГЕЛУГ (дге луге): Тибетская школа буддизма, основанная Цонкапой, как реформация традиции Кадам, идущей от Атиши Дипамкары. Теперешний глава Гелуг – Его Святейшество Ганден Трипа.

ГОЛОДНЫЕ ДУХИ (йиД двагс): один из шести классов существ, мучимых своим собственным нечистым кармическим восприятием, заставляющим их невероятно страдать от ненасытности, голода и жажды.

ГРОЗНЫЕ БОЖЕСТВА (лха кхро бо): Будды и бодхисаттвы, являющиеся в грозных формах, чтобы укротить то, что невозможно преодолеть мирными средствами. ГУРУ (бла ма): духовный наставник.

ДАКА (дпа' бо): 1) Эманация центральной фигуры мандалы, выполняющая четыре активности; мужской эквивалент дакини. 2) Просветленный мужчина, практикующий Ваджраяну.

ДАКИНИ (мкха' 'гро ма): 1) Существа духовного плана, выполняющие просветленные активности; женские тантрические божества, защищающие буддистскую доктрину (и практикующих ее), и служащие им. 2) Просветленные женщины, практикующие Ваджраяну.

ДВА НАКОПЛЕНИЯ (тсогс гньис): накопление заслуги – с концепциями, и накопление мудрости – вне концепций.

ДВЕ ИСТИНЫ (бден па гньис): относительная и абсолютная истины. Относительная истина описывает кажущийся порядок вещей; абсолютная – их истинный поря док. Эти два аспекта реальности по-разному определяются четырьмя философскими школами, равно как и тантрами Ваджраяны.

ДВЕНАДЦАТЬ АСПЕКТОВ ПРЕВОСХОДНОЙ РЕЧИ (гсунг раб ян лаг бцу гньис): согласно тибетской традиции, унаследованной от школы Сарвастивада, 12 подразделений Слова Будды таковы:

  1. Сутра (мдо еде) – диалоги и афоризмы Будды.
  2. Гейя (дбьянгс кий бсньяд па) – песни.
  3. Вьякарана (лунг ду бстан па) – пророчества и откровения.
  4. Гатха (тшигс су бцад па") – стихи.
  5. Удана (мчед ду брджод па) – торжественные речи.
  6. Нидана (гленг гжи) – индивидуальные поучения.
  7. Авадана (ртогс па брджод па) – притчи.
  8. Итивриттака (де лта бу бюинг ба) – легенды о прежних временах.
  9. Джатака (скьес па'и рабе) – истории о предыдущих жизнях Будды.
  10. Вайпулья (шин ту ргьяс па'и еде) – самые пространные и важные из Сутр Махаяны).
  11. Адбхутадхарма (рмад ду бьюнг па чос) – рассказы о чудесных способностях святых.
  12. Упадеша (гтан ла дбаб па бстан па) – наставления, прямо объясняющие смысл Сутр.

ДВЕНАДЦАТЬ ЗВЕНЬЕВ ВЗАИМОЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ртен чинг 'брел бар 'бьюнг ба): двенадцатичастный цикл причинных связей, привязывающих существа к сансаре и тем самым продолжающий страдания: неведение (ма риг па) порождает кармические формации ('ду бьед), порождающие сознание (рнам пар шее па), порождающее имя и форму (минг данг гзугс), порождающие шесть основ чувств (скье мчед друг), и так далее – путем контакта (рег па), ('тсор ба), желания (сред па), цепляния (нье бар лен па), становления (срид па), рождения (скье па) и старости со смертью (рга ши). См. также "зависимое происхождение".

ДЕСЯТЬ БХУМИ (са бчу): десять уровней превращения "благородного" бодхисаттвы в полностью просветленного Будду. На каждом уровне очищаются все более тонкие затемнения и проявляются дальнейшие просветленные качества: Радостный, Незапятнанный, Сияющий, Блестящий, Практически Непобедимый, Постигший, Далеко Проникающий, Непоколебимый, Доброе Сознание и Облако Дхармы.

ДЕСЯТЬ БЛАГИХ ДЕЛ (дге ба бчу): вообще говоря, воздерживаться от десяти неблагих дел. В частности заниматься их прямой противоположностью: например, спасать жизнь, быть щедрым и т.п.

ДЕСЯТЬ НЕБЛАГИХ ДЕЛ (ми дге ба бчу): физические – это убивать, брать то, что не было дано, и развратничать; связанные с речью – лгать, вести разделяющие людей речи, произносить резкие слова и заниматься пустой болтовней; мысленные – желать чужого, желать кому-то зла и придерживаться неверных взглядов.

ДЖАМ'ЯНГ КЬЕНТЦЕ ВАНГПО ('джам дбьянгс мкхьен бртце'и дбанг по) (1820-1892): великий мастер прошлого века. Он был последним из Пяти Великих Тертонов и считался совместным перерождением Вималамитры и короля Трисонга Децена. Он стал мастером и учителем для всех школ тибетского буддизма и основателем движения Римэ. Существует десять томов его сочинений, не считая его терм.

ДЗОГЧЕН (рдзогс па чен по, санскр. Махасандхи): а также – Великое Совершенство и Ати Йога. Высшие учения ньингмапинской школы ранних переводов. В этом мире наиболее известными мастерами линии (из числа людей) являются Гараб Дордже, Манджушримитра, Шри Симгха, Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава и Вайрочана. У Дзогчена есть два главных аспекта: традиция писаний и традиция наставлений. Вдобавок, многочисленные учения Дзогчена были в свое время скрыты этими мастерами в виде сокровищ (терма), для того, чтобы быть обнаруженными в течение последующих веков. Линия наставлений воплощена в устных наставлениях, лично получаемых от квалифицированного мастера держателя линии Дзогчен.

ДОСТИЖЕНИЕ (тхоб па): Третье из трех переживаний – появления, увеличения и достижения. Это переживание соответствует растворению семи состояний сознания, являющихся результатом заблуждения, и сопровождается оно ощущением темноты.

ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (гньис снанг ги шее па): переживание, имеющее структуру: "воспринимающий" и "объект восприятия".

ДХАРМА (чос): учения Будды. Иногда словом "дхарма" обозначаются феномены или мысленные объекты, а также атрибуты или свойства.

ДХАРМАДХАТУ (чос кьи дбьингс): "феноменальный мир"; "таковость", в которой пустота и зависимое возникновение неразделимы. Природа сознания и феноменов, находящаяся вне возникновения, продолжения и прекращения. В книге "Природа Будды" Тхрангу Ринпоче говорит: "В этом контексте пространство обозначается словом "дбйингс". Это – то же слово, которое используется в слове "дхармадхату": "мир" или "пространство" вещей. Слово "пространство" использовано, потому что дхармадхату - как мир пустого пространства, в котором разные предметы (такие, как облака, птицы или самолеты) могут летать, не рискуя встретить препятствие. Это происходит потому, что природа пространства пуста и "несуществует". Благодаря этому качеству открытости, все может происходить. Аналогичным образом, дхармадхату – это суть всего (суть пустая и неконкретная), в которой все феномены (такие, как деревья, дома, горы, мы сами, все остальные существа, эмоции, мудрость и все переживания) могут открыто происходить.

ДХАРМАКАЙЯ (чос ску): первая из трех кай, "тело Дхармы"; лишенная построений, как пространство. "Тело" просветленных качеств. Ее следует понимать в трех разных смыслах (в соответствии с основой, путем и плодом). ДХАРМАТА (чос ньид): изначально присущая природа всех феноменов и сознания.

ЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ (ртен чинг 'брел бар 'бьюнг ба): естественный закон того, что все феномены возникают "в зависимости" от своих собственных причин и "в связи" со своими собственными индивидуальными условиями. Факт того, что ни один феномен не возникает без причины и ни один не сотворен "внепричинным" создателем. Все возникает исключительно "благодаря" и "в зависимости" от причин и условий, без которых появление было бы невозможно.

ЗАТЕМНЕНИЯ (сгриб па): два покрова – беспокоящих эмоций и дуалистического знания – скрывающих нашу природу Будды.

ЗАТЕМНЕНИЕ БЕСПОКОЯЩИХ ЭМОЦИЙ (ньон монгс па'и сгриб па): эмоции пяти ядов: гнева, желания, неведения, гордости и зависти.

ЗАТЕМНЕНИЕ ДУАЛИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (шее бья'и сгриб па): тонкое затемнение, состоящее в том, что мы продолжаем придерживаться концепций субъекта, объекта и действия.

ЕДИНАЯ СФЕРА ДХАРМАКАЙИ (чос ску тхиг ле ньяг чиг): символическое описание дхармакайи как единой сферы, поскольку она лишена дуализма и ограничений, и отрицает все "грани" концептуальных построений, могущих быть сформированными по ее поводу.

ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩАЯ ПРОБУЖДЕННОСТЬ (ранг гнас кьи йе шее): фундаментальная природа нашего сознания.

ЙИДАМ (йид дам): Будда в форме личного божества, корень достижения в Трех Корнях. Йидам практикующего – личный защитник его практики и проводник к просветлению. По традиции, практика йидама – основная практика, следующая за предварительными практиками. Она включает в себя две стадии развития и. завершения, и является совершенным мостом, ведущим к более тонким практикам Махамудры и Дзогчена. Позднее, практика йидама – совершенное дополнение к Видению этих тонких практик.

ИЛЛЮЗОРНОЕ ТЕЛО (сгью лус): одна из Шести Доктрин Наропы.

КАГЬЮ (бка' бргьюд): традиция учений, полученная индийскими сиддхами Тилопой, Сарахой и другими от дхармакайя- Будды Ваджрадхары, и принесенная в Тибет Марпой-Переводчиком. Эта традиция была передана Наропой и Майтрипой тибетскому переводчику Марпе, а он передал ее Миларепе, Гампопе, Кармане и другим. Основное ударение в ней делается на путь средств (которыми являются Шесть Доктрин Наропы) и путь освобождения – наставления по Махамудре, данные Майтрипой.

КАМА (бка' ма): Устная традиция школы Ньингма, свод учений, переведенный, в основном, во время пребывания Гуру Ринпоче в Тибете, и передаваемый от учителя к ученику до наших дней.

КАРМА (лас): "действие", безошибочный закон, в соответствии с которым хорошие действия приносят хорошие результаты, и т.п.

КОНГТРУЛ ЛОДРО ТХАЙЕ (1813-1899): известный также, как Чжамгон Конгтрул Лодро Тхайе и – под своим именем тертона – как Чимей Юнгдрунг Лингпа. Глава движения Римэ в 19 веке. Он был известен, как мастер, ученый и писатель; является автором более 100 томов писаний. Наиболее известными являются его "Пять Сокровищниц", среди которых – 63 тома "Ринчен Терд зо", терма-литература ста великих тертонов.

КОНЦЕНТРАЦИЯ (тинг нге 'дзин, санскр."самадхи"): состояние однонаправленного внимания. См. "самадхи".

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НЕВЕДЕНИЕ (кун ту бртагс па'и ма риг па): В Ваджраяне – неведение концептуализации субъекта и объекта; концептуальное мышление. В системе Сутры – концептуальное неведение означает "наложенные на" или "привнесенные" неверные воззрения; грубые общие воззрения, затемняющие природу вещей.

КОНТИНЕНТ ДЖАМБУ ('дзам бу глинг): известный нам мир. Самый южный из четырех континентов в классической буддистской космологии, названный так, потому что он украшен деревом джамбуврикша (розовая яблоня).

КОРЕННОЙ УЧИТЕЛЬ (ртца ба'и бла ма): коренной гуру. У практикующего Ваджраяну может быть несколько типов коренных учителей: ваджра-мастер, дающий посвящения; дающий текстовые передачи; объясняющий значение тантр. Основным же коренным учителем является мастер, дающий "указующие наставления", т.е. знакомящий человека с природой его сознания.

КРАСНОТА (дмар лам): вторая из трех стадий тонкого растворения – появления, возрастания и достижения.

КХЕНПО (мкхан по): титул человека, завершившего обширный курс обучения традиционным ветвям буддистской философии, логике, Винайе, и т.д. Курс этот занимает около десяти лет. Этот титул может также относиться к настоятелю монастыря или к священнослужителю, который постригает в монахи.

МАДХЬЯМИКА (дбу ма): Срединный Путь. Высшая из четырех философских школ буддизма. Срединный Путь – не придерживаться никаких экстремальных воззрений, особенно – воззрений этернализма и нигилизма.

МАНДАЛА (дкьил 'кхор): 1) "Центр и окружение". Обычно это – символическое представление мира обитания тантрического божества. 2) Словом "мандала" также обозначают подношение, визуализируемое как вся вселенная, а также расположение предметов на алтаре во время тантрического ритуала.

МАНТРА (снгагс): 1) Синоним Ваджраяны 2) Определенное сочетание звуков, символизирующее и передающее природу божества, что ведет к очищению и постижению; например – 0м Мани Падме Хум. Существует три основных типа мантры: гухья мантра, видья мантра и дхарани мантра.

МАРПА (мар па): великий праотец линии Кагью. См. "Life Of Marpa The Translator", Shambhala Publications.

МЕДИТАЦИЯ (сгом па): в контексте практики Махамудры или Дзогчена, медитировать – значит привыкать или поддерживать непрерывность сознавания собственной природы Будды, указанной квалифицированным учителем. В контексте "обучения, обдумывания и медитации" это значит – делать учения частью своей жизни, привыкая к ним путем действительной практики.

МАХАМУДРА (пх яг ргья чен по): буквально "великая печать"; самая прямая практика для осознания своей природы Будды. Система учений, являющаяся основной точкой зрения практики Ваджраяны (в "новых" (тиб. Сар-ма) школах – Кагью, Гелуг и Сакья).

МАХАЯНА (тхег па чен по): "Большая колесница"; когда мы говорим о Большой и Малой Колесницах (Махаяне и Хинаяне), Махаяна – это свод учений для идущих по Пути бодхисаттвы. Она включает сутру и тантру. Хинаяна же состоит из свода учений для шравак и прать екабудд. Сравнительные характеристики "Большая" и "Малая" относятся к масштабу устремлений, применяемым методам и глубине прозрения.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО (йид кьи лус): нематериальное тело, образованное привычными тенденциями; совсем как воображаемая физическая форма, которую мы имеем во сне.

МИЛАРЕПА (1040-1123): один из самых известных йогов и поэтов в религиозной истории Тибета. Большая часть учений школ Карма Кагью прошла через него. Подробнее о нем в книгах "The Life Of Milarepa" и "The Hundred Thousand Songs Of Milarepa", Shambhala Publications.

МИРНЫЕ И ГРОЗНЫЕ БУДДЫ (жи кхро): в контксте учения о бардо – 42 мирных Будды: Самантабхадра и Самантабхадри, 5 мужских и женских Будд, 8 мужских и женских бодхисаттв, 6 муни и 4 мужских и женских хранителей ворот. 58 грозных Будд: 5 мужских и женских херук, 8 йогинь, 8 богинь трамен, 4 хранительницы ворот и 28 швари.

МУДРОСТЬ ЗНАНИЯ ПРИРОДЫ, КАК ОНА ЕСТЬ (гнас луге джи лта ба мкхьен па'и йе шее): знание, сознающее природу вещей.

МУДРОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ВСЕГО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ (шее бья джи сньед па гзигс па'и йе шее): знание, сознающее обыденные явления.

НАКОПЛЕНИЕ ЗАСЛУГИ (бсод намс кьи тсогс): Благие дела или практика медитации, выполняемые с концептуальным сознанием; например, с концепцией "себя", "дела" и "цели".

НАКОПЛЕНИЕ МУДРОСТИ (йе шее кьи тсогс): Благие дела или практика медитации, если человек выполняет их с различающим знанием осознания пустоты, с неприкрытым сознаванием, свободным от концептуального мышления.

НАДИ (ртса): каналы ваджрного тела, по которым движутся потоки энергии.

НАЛАНДА (санскр.): великий монастырский центр в древней Индии, университет буддизма; место его расположения находится в современном штате Бихар.

НАРОПА (на ро па): великий индийский махасиддха, главный ученик Тилопы и учитель Марпы в традиции Кагью. Cм. "Rain Of Wisdom", Shambhala Publications.

НЕВЕДЕНИЕ (ма риг па): неведение благих и дурных поступков заставляет нас перерождаться в одном из трех миров сансары. Неведение абсолютной истины – главная причина сансарического существования.

НЕМЫСЛЬ (ми ртог): состояние, в котором отсутствует концептуальное мышление. Это слово может относиться к неконцептуальной пробужденности, но обычно им обозначают одно из трех временных медитативных переживаний (блаженство, ясность и не-мысль), которые часто могут быть запятнаны тонкой привязанностью и очарованием.

НИРМАНАКАЙЯ (спрул ску): "тело эманации", "форма магического явления". Третья из трех кай. Аспект просветления, который могут воспринять обычные существа.

НОНДРО (снгон 'гро): см. "предварительные практики".

НЬИНГМА (рньинг ма): учения, принесенные в Тибет и переведенные в основном во время правления короля Трисонга Децена и позже, вплоть до Ринчена Сангпо в девятом веке; они были принесены и переведены великими мастерами – Падмасамбхавой, Вималамитрой, Шантиракшитой и Вайрочаной. Два основных типа передачи в Ньингма – это Кама и Терма. Практики основаны как на Внешних, так и на Внутренних Тантрах, но особенно – на Внутренних Тантрах Махайоги, Ану Йоги и Ати Йоги.

ОБЩАЯ ОСНОВА (кун гжи, санскр. "алайя"): Буквально по- тибетски это значит "основание всех вещей". Основание сознания, а также как чистых, так и нечистых феноменов. Это слово имеет разные значения в разных контекстах, и следует понимать его соответственно. Иногда оно – синоним природы Будды, или дхармакайи; иногда оно относится к нейтральному состоянию дуалистического мышления, воспринимаемому без изначально присущей пробужденности.

ОБЫКНОВЕННЫЙ УМ (тха мал гьи шее па): речь идет не об обыкновенном состоянии ума непросветленного человека; "обыкновенный" здесь значит, что присутствующая пробужденность никоим образом не сфабрикована, ничем не изменена и не исправлена.

СОЗНАВАНИЕ (риг па): в воззрениях Великого Совершенства или Махамудры словом "сознавание" обозначают сознание, свободное от неведения и дуалистических фиксаций.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (кун рдзоб кьи бден па): кажущийся, неестественный и обманчивый аспект реальности. Он по-разному определяется разными философскими школами.

ПАНДИТА (мкхас па): ученый мастер или профессор в буддистской философии.

ПЛОД ('брас бу): результат действия, конец пути. Обычно – состояние полного и совершенного просветления. Может также относиться к одному из трех уровней просветления шраваки, пратьекабудды или бодхисаттвы. См. также "Видение, медитация, действие и плод".

ПОБЕДОНОСНЫЕ (ргьял ба, джина): то же, что Будды.

ПОЛУБОГИ (лха ма йин): один из шести классов существ; в их ментальности преобладает чувство соревнования и борьба.

ПОСВЯЩЕНИЕ (дбанг): передача силы ("энергии") или разрешения практиковать учения Ваджраяны; незаменимый вход в практику тантры. Посвящение дает человеку контроль над изначально присущими ему ваджрным телом, ваджрной речью и ваджрным умом, а также позволяет ему относиться ко всем формам как к божеству, ко всем звукам как к мантре, и ко всем мыслям – как к мудрости. См. также "Четыре Посвящения".

ПОДНОШЕНИЕ ТРАПЕЗЫ (тсогс кьи 'кхор ло): трапезное собрание, выполняемое практиками Ваджраяны для накопления заслуги и очищения нарушенных священных обязательств.

ПРАДЖНЯ И УПАЙЯ (тхабс данг шее раб): праджня – осознанное знание; в особенности – сознавание состояния отсутствия собственного "я". Упайя – метод или техника, приводящая к постижению.

ПРАДЖНЯПАРАМИТА (шее раб кьи пха рол ту пхьин па): "трансцендентальное знание". Учения Махаяны об сознавании пустоты, выходе за пределы фиксации на субъекте, объекте и действии. Связаны со Вторым Поворотом Колеса Дхармы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ (снгон 'гро): общие внешние предварительные практики – это Четыре Мысли, Изменяющие Сознание; специальные внутренние предварительные практики – это четыре по сто тысяч практик прибежища и бодхичитты, чтения мантры Ваджрасаттвы, подношения мандалы и гуру-йоги. См. "Torch Of Certainty", Shambhala Publications, и "The Great Gate", Rangjung Yeshe Publications.

ПРИВЫЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ (баг чагс): тонкие склонности, запечатленные в сознании общей основы.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ (ргью 'брас): 1) Естественный закон зависимого возникновения. 2) Закон кармы.

ПРОСВЕТЛЕННАЯ СУТЬ (бде гшегс сньинг по, сугатагарбха): в этой книге используется как синоним "природы Будды".

ПХОВА ('пхо ба): выброс сознания в Будда-поле в момент смерти.

ПЯТЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ (пхунг по лига): пять совокупностей физических и ментальных компонентов существа: физические формы, ощущения, представления, формирующие и сознания.

ПЯТЬ ПУТЕЙ (лам лига): пути накопления, соединения, видения, культивации и "за пределами тренировки". Эти пять путей включают в себя весь процесс – от искреннего начала практики Дхармы до полного просветления.

ПЯТЬ СОВЕРШЕНСТВ (пхун сум тсогс па лига): совершенные учитель, окружение, место, учение и время. Эти пять атрибутов характеризуют миры самбхогакайи.

ПЯТЬ СВЕРХЗНАНИЙ (мнгон шее лига): способность совершать чудеса, божественное зрение, божественный слух, память о прошлых жизнях и знание мыслей других.

ПЯТЬ МУДРОСТЕЙ (йе шее лига): мудрость дхармадхату, зеркалоподобная мудрость, мудрость равенства, различающая мудрость и вседостигающая мудрость. Они представляют из себя пять различимых функций татхагатагарбхи.

РАДУЖНОЕ ТЕЛО ('джа' лус): когда человек покидает этот мир в массе радужного света, не оставляя здесь мертвого тела.

РАЗДЕЛ ИНСТРУКЦИЙ (ман нгаг еде): третий из трех разделов Дзогчена, сформированный Манджушримитрой и подчеркивающий особые ключевые моменты.

РАЗДЕЛ ПРОСТРАНСТВА (клонг еде): раздел Дзогчена, подчеркивающий пустоту.

РАЗДЕЛ УМА (семе еде): первый из Трех Разделов Дзогчена.

РАНГГОНГ (ранг стонг): аспект тибетской школы Мадхьямики, фокусирующийся на пустоте, лишенной самоприсущего бытия. Ср. с "Шентонг".

САКЬЯ (са скья): одна из четырех главных школ тибетского буддизма. Она была основана в одиннадцатом веке Дрогми Лотсавой ('брог ми ло тса ба), учеником индийского мастера Вирупы.

САМАДХИ (тинг нге 'дзин): "сверхровность". Состояние однонаправленной концентрации или медитативного погружения, которое в контексте Ваджраяны может относиться как к стадии развития, так и к стадии завершения.

САМАЙЯ (дам тсиг): священные обеты, обещания или принятые на себя обязательства в практике Ваджраяны. Самайи по сути своей состоят: с внешней стороны – из поддержания гармоничных отношений с ваджра-мастером и друзьями по Дхарме; а внутренне – из сохранения непрерывности практики.

САМБХОГАКАЙЯ (лонгс спьод рдзогс па'и ску): "тело совершенного наслаждения". В контексте "пяти кай плода" самбхогакайя – это "полуманифестированная" форма Будд, наделенная "пятью совершенствами" – совершенные учитель, окружение, место, учение и время которую могут воспринять только бодхисаттвы десятого уровня.

САНСАРА ('кхор 63): "циклическое существование", "порочный круг", или "круговорот" рождений, смертей и перерождений, происходящий в шести мирах бытия, и характеризующийся страданием, непостоянством и неведением. Состояние обычных существ, скованных неведением и дуалистическим восприятием, кармой и беспокоящими эмоциями. Обычная реальность, бесконечный цикл тщеты и страдания, возникающий как плод кармы.

САНГХА (дге 'дун): сообщество практикующих, обычно – монашеское. Под Благородной Сангхой имеются в виду те, кто достиг пути видения и таким образом освободился от сансары.

САРАХА (са ра ха): один из индийских махасиддх, мастер традиции Махамудры. См. "The Royal Songs Of Saraha", Shambhala Publications.

СОПОЯВЛЕНИЕ (лхан чиг скьес па): рожденное вместе; совпадение природы вещей (естественное или изначальное).

СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ (рдзогс рим): "Стадия завершения со знаками" означает йогические практики, такие, как туммо. "Стадия завершения без знаков" – это практика Дзогчена. См. также "развитие и завершение", СТАДИЯ РАЗВИТИЯ (бскьед рим, санскр. "утпаттикрама"): один из двух аспектов практики Ваджраяны. Мысленное создание чистых образов для очищения привычных тенденций. Суть стадии развития – "чистое восприятие" или "святое видение", т.е. восприятие всего видимого, слышимого и мыслимого, как божеств, мантр и мудрости.

СТАДИИ РАСТВОРЕНИЯ (тхим рим):

  • растворение грубых элементов
  • растворение тонких состояний сознания
  • очень тонкое растворение происходящее в бардо дхарматы.
    По поводу последнего см. также "бардо дхарматы".

СТО МИРНЫХ И ГРОЗНЫХ БОЖЕСТВ (жи кхро'и лха бргья): 42 мирных и 58 грозных божеств, воплощающих различные качества природы Будды. См. "мирные и грозные Будды".

СУГАТАГАРБХА (бде бар гшегс па'и сньинг по): "суть Сугаты". Наиболее привычное санскритское обозначаение того, что на Западе называют "природой Будды".

СУТЬ УМА (семе ньид, семе нго): природа сознания, то же, что "природа Будды". Не следует путать ее с "умом" (семе), что относится к обычному мышлению, основанному на неведении. "Суть ума" – это изначальное пространство, из которого и в котором эти мысли появляются.

СУТРА (мдо, мдо еде): 1) лекция, данная или вдохновленная Буддой. 2) писание из Сутра Питаки, входящей в Трипитаку. 3) все экзотерические писания буддизма, принадлежащие к Хинаяне и Махаяне; причинные писания, воспринимающие путь как причину просветления, в отличие от эзотерических, тантрических писаний.

ТАКОВОСТЬ (де бжин ньид): природа всех явлений и сознания.

ТАНТРА (ргьюд): учения Ваджраяны, данные Буддой в его самбхогакайя-форме. Истинная суть тантры – "непрерывность", изначально присущая природа Будды, известная как "тантра выраженного значения". Общая суть тантры – это экстраординарные тантрические писания, известные как "тантра выражающих слов". Может относиться также ко всем вытекающим из этого учениям Ваджраяны в целом.

ТАТХАГАТА (де бжин гшегс па): "Таким-Образом-Ушедший". То же, что полностью просветленный Будда.

ТАТХАГАТАГАРБХА – см. Шугатагарбха.

ТЕКСТОВАЯ ПЕРЕДАЧА (лунг): передача права изучать определенный текст, получаемая, когда кто-то, имеющий эту передачу, читает этот текст вслух.

ТЕРМА (гтер ма): "сокровище". 1) передача, осуществляемая методом "скрытого клада"; эти "клады" были скрыты, в основном, Гуру Ринпоче и Йеше Тсогьял для того, чтобы быть обнаруженными в надлежащее время "тертоном", "обнаружителем сокровищ", для блага будущих учеников. Это – одна из двух основных традиций школы Ньингма (другой традицией является Кама). Говорится, что эта традиция будет продолжаться долгое время после того, как исчезнет даже Винайя Будды. 2) Разнообразные "клады" – скрытые сокровища – включая тексты, ритуальные объекты, реликвии и естественные предметы.

ТИЛОПА (санскр.): индийский махасиддха, гуру Наропы и отец линии Кагью.

ТОГАЛ (тход ргал): "прямая переправа". Дзогчен состоит из двух главных частей: Трекчо и Тогал. Первая из них концентрируется на безначальной чистоте (ка даг), а вторая – на спонтанном присутствии (лхун груб).

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ЗНАНИЕ (ше рабе кьи пха рол ту пхьин па, праджнапарамита): мудрость, превзошедшая концептуальное мышление. "Трансцендентный" буквально означает здесь "ушедший на другой берег", в смысле ухода с "этого берега" дуалистических концепций.

ТРЕКЧО (кхрегс чод): "проруб", "просека". Прорубывание сквозь поток заблуждения и мыслей о трех временах (прошлом, настоящем и будущем) на пути выявления неприкрытого сознавания, лишенного дуалистической фиксации. Узнать это Видение с помощью устных наставлений своего учителя и поддерживать его непрерывность во всех аспектах своей жизни – вот сама суть практики Дзогчена.

ТРИ ВИДА ЧУДЕСНЫХ СИЛ (чо 'пхрул гсум): совершенные действия нирманакайя-Будды, совершаемые посредством его тела, ума и речи.

ТРИ ВЫСШИЕ МИРА (мтхо рис гсум): миры людей, полубогов (асуров) и богов (дэвов). Эти миры более приятны, чем низшие миры – животных, голодных духов и обитателей адов – но и они лишены постоянного счастья, поскольку являются частью сансары.

ТРИ КАЙИ (ску гсум): дхармакайя, самбхогакайя и нирманакайя. Как основа, эти три кайи являются, соответственно, "сутью, природой и функцией"; как путь "блаженством, ясностью и не-мыслью"; как плод, они "три кайи состояния Будды". Три кайи состояния Будды – это дхармакайя, лишенная сложных (мысленных) конструкций и обладающая "двадцать одним сводом просветленных качеств"; самбхогакайя, имеющая природу света и наделенная совершенными большими и малыми признаками, видимыми только для бодхисаттв и божеств; и нирманакайя, манифестирующаяся в формах, воспринимаемых как чистыми, так и нечистыми существами. (В русской традиции буддистского перевода три кайи иногда именуются Тремя Телами Будды – прим. пер.).

ТРИ КОРНЯ (ртса ба сум): Гуру, Йидам и Дакини. Гуру – корень благословения, Йидам – корень достижения и Дакини корень активности.

ТРИ САМАДХИ (тинг нге 'дзин гсум): самадхи тако вости, просветленности и коренного слога. Они формируют фундамент стадии развития.

ТРИ ЯДА СОЗНАНИЯ (дуг гсум): привязанность, гнев и заблуждение.

УКАЗУЮЩИЕ ИНСТРУКЦИИ (нго спрод): прямое знакомство с природой сознания.

УПАИЯ (тхабс): см. "праджня и упайя".

УЧЕНИЕ, РАЗМЫШЛЕНИЕ И МЕДИТАЦИЯ (тхос бсам сгом гсум): "учение" – это получение устных наставлений и изучение писаний для того, чтобы очистить свое неведение и неверные воззрения. "Размышление" это удаление неуверенности и неправильного понимания путем тщательного обдумывания предмета. "Медитация" значит – добиться прямого и непосредственного сознавания путем применения учений в своей жизни.

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ (груб мтха'): четыре буддистские школы мысли – это Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра и Мадхьямика. Две первые относятся к Хинаяне, две последние – к Махаяне.

ФУНКЦИЯ (тхугс рдже): в Дзогчене – один из трех аспектов: суть, природа и функция; естественное выражение нераздельности пустоты и ясного света.

ХИНАЯНА (тхег па дман па): колесницы, занятые созерцанием четырех благородных истин и двенадцати звеньев цепи зависимого возникновения ради индивидуального освобождения.

ЧАНГ (чанг): тибетское ячменное пиво.

ЧЕРНОТА (наг лам): переживание полной тьмы, являющееся третьей стадией "появления, возрастания и достижения".

ЧЕТЫРЕ ПОСВЯЩЕНИЯ (дбанг бжи): посвящение вазы, тайное посвящение, посвящение мудрости-знания и посвящение драгоценного слова. Падмасамбхава говорит в "Ламрим Иеше Ньингпо": "Посвящение вазы, очищающее тело и нади, является зерном ваджрного тела и нирманакайи. Тайное посвящение, очищающее речь и праны, является зерном ваджрной речи и самбхогакайи. Посвящение "пхонья", очищающее сознание и эссенции, является зерном ваджрного ума и дхармакайи. Высшее посвящение, очищающее привычные схемы всеосновы – это зерно ваджрной мудрости и свабхавикайи".

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ ('пхагс па'и бден па бжи): четыре истины – это истина страдания, истина происхождения, истина прекращения и истина пути. Истина страдания относится к миру и существам. Истина происхождения относится к кармическим действиям и беспокоящим эмоциям. Истина прекращения – это состояние избавления как от кармы, так и от беспокоящих эмоций вместе с их последствиями. Истина пути – это пути и уровни буддизма, абсолютного решения проблемы страдания. Истина страдания – как болезнь, истина происхождения – как причина болезни, истина прекращения – как выздоровление, а истина пути – как процесс лечения. Эти четыре истины понимаются все глубже и глубже с тем, как практикующий проходит через три колесницы.

ЧЕТЫРЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ (груб мтха' бжи): См. "философские школы".

ЧИСТЫЙ МИР (жинг кхамс, даг па'и жинг): мир, населенный исключительно просветленными бодхисаттвами, в котором Будда учит в своей форме самбхогакайи.

ЧИТИ ЙОГА (спьи ти'и рнал 'бьор): одна из частей Секции Инструкций в Дзогчене: Ати, Чити и Янгти. Чити определяется как описывающая основные пункты Дзогчена.

ЧОКГЬЮР ЛИНГПА (1829-1870): Открыватель сокровищ (терма); современник Джам янга Кьенце Вангпо и Джамгона Контрула. Он считается одним из главных тертонов всей истории Тибета; его термы широко практикуются школами Кагью и Ньингма. Более подробно о нем см.: "The Life & Teachings of Chokgyur Lingpa", Rangjung Yeshe Publications.

ШАМАТХА (жи гнас): "спокойное пребывание" или "пребывание в покое" после того, как сходит на нет мысленная активность; а также медитационная практика успокоения ума для того, чтобы быть свободным от беспокойства, вносимого мыслями.

ШАРИПУТРА (ша ри'и бу): один из двух главных учеников Будды, отличавшийся особой мудростью.

ШЕНТОНГ (гжан стонг): аспект тибетской школы Мадхьямика, подчеркивающий неразделимость пустоты и ясного света и утверждающий, что кайи и мудрости состояния Будды естественным образом присутствуют в сути сугаты.

ШЕСТЬ ПАРАМИТ (пхар пхин друг): шесть трансцендентных действий – щедрость, дисциплина, терпение, прилежность, концентрация и различающее знание.

ШЕСТЬ МИРОВ (риге друг ги гнас): миры богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и обитателей адов.

ШЕСТЬ ВОСПОМИНАНИЙ (рджес дран друг): наиболее приемлемый из всех различных вариантов Шести Воспоминаний – это воспоминание о йидаме, пути, месте перерождения, состоянии медитации, устных наставлениях учителя и Видении. В своих "Великих Указующих Наставлениях Для Четырех Состояний Бардо" Падмасамбхава упоминает эти воспоминания: "Вспомнив йидама, ты видишь лики мирных и грозных божеств всех трех кай. Вспомнив путь, обретаешь власть над изначально присущей природой в бардо. Вспомнив о месте перерождения, перерождаешься в мире нирманакайи, даже если у тебя не лучшие данные. Вспомнив о состоянии медитации, остаешься в медитации пять дней. Вспомнив устные наставления своего учителя, осознаешь, что твои переживания – не что иное, как нескованная пробужденность. Вспомнив Видение, осознаешь, что спонтанное присутствие – это мандала самбхогакайи. Как будто встречаешь давно знакомого человека – узнаешь свое естественное лицо".

ШРАВАКА (ньян тхос): "слушатель". Хинаянист практикующий Первый Поворот Колеса Дхармы (четыре благородные истины), понимающий страдание, присущее сансаре, и фокусирующийся на понимании того, что не существует независимого "я". Покоряя беспокоящие эмоции, он освобождается – достигая сначала ступени Входящего В Поток на Пути Видения, затем – ступени Возвращающегося Лишь Однажды (того, кого ожидает лишь одно перерождение), затем – ступени Невозвращающегося (того, кто более не переродится в сансаре). Последняя ступень – стать Архатом. Эти четыре ступени известны также, как "четыре результата духовной практики".

ШРИ СИМХА (санскр.): главный ученик и наследник Манджушримитры в линии учений Дзогчен. Он родился в городе Шокьям в Кхотане и учился у мастеров Хатибхалы и Бхелакирти. Среди основных учеников Шри Сингхи были четыре выдающихся мастера: Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава и тибетский переводчик Вайрочана.

ЯНГТИ (янг ти): подразделение Секции Инструкций в Дзогчене, касающееся уникальных ключевых пунктов.

ЯСНЫЙ СВЕТ ('од гсал): ключевой термин философии Ваджраяны; здесь Ваджраяна отходит от чрезмерного подчеркивания пустоты, который может привести к нигилизму. Согласно Мипхаму Ринпоче "ясный свет" значит "свободный от темноты незнания и наделенный способностью сознавать".

ЯСНЫЙ СВЕТ ОСНОВЫ (гжи'и 'од гсал): то же, что "материнский ясный свет", дхармакайя.

ЯСНЫЙ СВЕТ ОСНОВЫ ПОЛНОГО ДОСТИЖЕНИЯ (ньер тхоб гжи'и 'од гсал): ясный свет дхармакайи, занимающийся сразу после трех тонких стадий растворения: белизны, красноты и черноты.

Просмотров: 1900
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 38. ...в уме своем уже прелюбодействовал с
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 25. Доступная полноценность бытия Чувствуя себя одним
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 39. Сексуальность взаимодействий Когда сперматозоид внедряется в
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 24. Без Стены не обойтись Поразительна трусость
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 40. Без пола, но с юмором Чего
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 41. В их мире даже великие философы
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 42. Папа Римский как защитник секса Деление
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 43. К оргазму поведут другие грезы В
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 37. Разменяться на таких как ты Мой
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 36. На грани сна и бодрствования Неужели
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 35. Наша глубина в странном мире В
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 30. Сознаю в себе присутствие чего-то сверхчеловеческого.
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 29. Осознанная странность мира Устройство живого таково,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 28. Объяснять и сравнивать 150 не одно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 26. Самое время поплакать Мы ищем слова,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 31. Новое Царство 150 Вселенский Хор Я



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь