С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Разум

§717. Сознание как таковое в единстве с самосознанием образуют разум. Сознание возникает у человека благодаря его противоположности к окружающему миру: Я – не-Я. Самосознание образуется благодаря вхождению нашего Я в противоположность к самому себе: Я – Я. Представляя собой единство сознания и самосознания, разум формируется благодаря вхождению нашего Я в противоположность к своему собственному содержанию – наполняющим его знаниям. Первая противоположность снимается в ходе познания нами окружающего мира. Вторая – в ходе осознания каждым из нас самого себя, своего Я. Третья – через деятельность нашего Я, направленную на овладение им своим собственным содержанием и приведение его в порядок; – грамматика разума.

§718. Ранее мы выяснили, что процедура познания включает в себя три ступени: а) чувствительность, б) восприятие, в) рассудок. Только на третьей ступени наше Я отвлекается от чувственно воспринимаемых нами предметов и сосредоточивается в самом себе. Там, внутри самого себя, оно формулирует законы, научные положения, теории и строит их доказательства. Вся эта деятельность осуществляется нами посредством мышления. Мыслим же мы только при помощи слов. (Почему это так, мы узнаем в учении об интеллекте.)

В свою очередь, все те слова, из которых мы строим свои мысли, являются определениями познаваемых нами предметов окружающего мира, а также их отдельных частей, элементов, сторон, образуемых ими систем и т.д. Из таких определений складывается понятие предмета. В своей совокупности все определения, посредством которых мы мыслим окружающий нас мир и общаемся между собой, как раз и составляют собственное содержание нашего сознания, с которым работает наше Я.

§719. На ступени разума наше Я имеет своей задачей приведение всего арсенала используемых им понятий и определений в осмысленный порядок. Самый простой вариант наведения такого порядка – это расположение их в алфавитной последовательности, что и было сделано французскими энциклопедистами ещё два с лишним столетия назад. Но алфавитная последовательность даёт нам лишь внешний случайный порядок расположения используемых нами понятий и определений.

Поскольку каждое понятие или определение выражает собой ту или иную грань окружающего нас мира, постольку все они находятся в определённой содержательной связи друг с другом. Следовательно, их систематизация должна быть произведена в порядке логической преемственности их смысла, где из одного определения должно вытекать другое, из него – третье и т.д. Вот такой принцип наведения порядка в арсеналах нашего разума и был реализован Гегелем в его "Энциклопедии философских наук" и воспроизведён нами здесь в более доступной форме. Вся наша книга целиком представляет собой развёрнутое изложение понятия разума.

(Тот, кто упрекает Гегеля в системосозидательстве, выступает, по сути дела, против природы самого человеческого разума.)

§720. Ступени разумной деятельности нашего Я предшествует рассудок. Он также представляет собой единство нашего сознания как такового и самосознания, но это единство ещё не прошло через отношение противоположности. Выступая в качестве рассудка, наше Я использует все свои определения и понятия непосредственным образом. Это значит, что оно строит все свои рассуждения на основе так называемого здравого смысла, действуя по принципу: как что видится, так оно и мыслится. На протяжении всей предшествующей истории сознание людей вполне довольствовалось ступенью рассудка. Отсюда слова Гегеля: "Разум без рассудка ничто. Рассудок же и без разума нечто".

Но на достигнутой теперь ступени развития наше Я противопоставляет себе все используемые им определения и исследует познавательное значение каждого из них. Благодаря этому оно учится применять их "с понятием", т.е. в соответствии с занимаемым ими местом в их общем смысловом ряду. На ступени разума, следовательно, наше Я знает используемые им определения и понятия не только с их внешней (предметной) стороны, чем вполне довольствуется здравомыслящий рассудок, но и с их внутренней (понятийной) стороны, чего рассудку не дано. Поэтому только на ступени разума достигается подлинное содержательное единство нашего сознания как такового и самосознания.

§721. И сознание как таковое, и самосознание формируются у человека сами собой, в силу только того обстоятельства, что он рождается и развивается в условиях общества. Их формальному единству – рассудку – учит нас сама повседневная жизнь. Но, в отличие от рассудка, разум не может сформироваться у человека сам собой. Содержательное единство сознания как такового и самосознания, каковое он (разум) собой представляет, достигается только за счёт целенаправленной мыслительной деятельности нашего Я, основанной на понятии. Эта деятельность представляет собой целую науку – грамматику разума. По этой причине человека необходимо учить разуму.

§722. Вот так обстоит дело с понятием сознания. Скромное желание выяснить, что же оно собой представляет, при серьёзном к нему отношении обернулось тем, что мы здесь получили. Сознание – это и сознание как таковое, это и неотделимое от него самосознание, это и их содержательное единство – разум.

Но для того, чтобы наше Я могло разумно распоряжаться своим собственным содержанием, ему необходимо прежде создать его (это содержание). В качестве порождающего всё своё идеальное содержание и использующего его в своей практической деятельности сознательное Я человека выступает как деятельный дух, к рассмотрению которого мы переходим.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 636
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПЛАНЕТА §329. Качественные различия проступают как через
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Самосознание И нас несло к большой воде,
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Сознание как таковое §630. Сознание как таковое
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ С О З Н А Н И
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Внешний облик §614. На достигнутой теперь ступени
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чувство самого себя §572. Душа каждого человека
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Природные качества Все мы рождаемся в лоне
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧЕЛОВЕК §531. В учении о понятии биосферы
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть III ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Предварительные замечания §523. Человечество
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Образ животногоПодобно бактериям, организм животного представляет собой
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ О С О Б Ь §468. Особь
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Ц А Р С Т В А
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ БИОСФЕРА §431. Органический химический процесс подчиняет себе
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Ф О Р М О О Б
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ В Е Щ Е С Т В
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Д У Х Был я ноне 150
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Д В И Ж Е Н И
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Т Я Ж Е С Т Ь
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА §292. То, что мы наблюдаем
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть II ПРИРОДА Не то, что мните
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ И Д Е Я §248. Идея представляет
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ О Б Ъ Е К Т §221.
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ С У Б Ъ Е К Т
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОНЯТИЕ КАК ТАКОВОЕ §156. Понятие как таковое
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Д Е Й С Т В И
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Я В Л Е Н И Е
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ С У Щ Е С Т В
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ СУЩНОСТЬ §85. Наше обыденное сознание, имеющее дело
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ М Е Р А Мера 150 это
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ К О Л И Ч Е С



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь