С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




О С О Б Ь

§468. Особь – индивидуальный живой организм. Главный принцип её строения – строгая взаимосвязь и нераздельность всех её членов и органов. Являясь самостоятельной единицей жизни, особь находится в отношении противоположности к окружающей её среде. Она активно взаимодействует со стихиями планеты: изымает из них необходимые для осуществляемого ею биохимического процесса вещества и возвращает в них отработанные ею материалы.

В качестве индивидуального организма, активно взаимодействующего с окружающей средой, особь получает определение субъекта. Однако степень субъективации живых организмов, относящихся к различным царствам биосферы, неодинакова. Подлинными субъектами являются только животные. Особи всех других царств биосферы представляют собой лишь восходящие ступени на этом пути.

Понятие живой особи складывается из следующих определений:.

  1. Строение особи самой по себе.
  2. Ассимиляция ею окружающей среды.
  3. Воспроизводство – родовой процесс.

Образ бактерии

§469. Бактерии являются простейшими одноклеточными организмами. Они взаимодействуют с неорганическим веществом планеты непосредственно на атомном уровне.

СТРОЕНИЕ. Организм бактерии представляет собой элементарную единицу жизни – клетку, в которой совершается весь биохимический процесс и которая сама по себе является результатом этого процесса.

Взаимодействие бактерии с внешней средой обусловливает наличие у неё следующих органелл:

  1. отношение к воде и растворённым в ней соединениям – стенку клетки и плазматическую мембрану, через которые в неё поступают микроэлементы,
  2. отношение к свету – световоспринимающую органеллу,
  3. отношение к воздуху – органеллы, фиксирующие элементы воздуха.

Само содержание биохимического процесса определяет наличие у бактерий следующих элементов их строения:

  1. органелл, синтезирующих органические соединения (рибосомы),
  2. органелл, хранящих запасы органических соединений (цитоплазма),
  3. органелл, обеспечивающих единство клеточного процесса и деление клетки (молекулы ДНК-РНК).

Кроме того, бактерии имеют органы, позволяющие им перемещаться по среде обитания (жгутики) и прикрепляться к потребляемому субстрату (пили и фимбрии).

§470. АССИМИЛЯЦИЯ. Бактерии питаются не только неорганическими элементами, но и органическими соединениями и их останками. Всё это попадает в них отчасти путём диффузии через пористую поверхность их клеточной стенки, отчасти через соответствующие органеллы, представляющие собой впячивания на их мембранах. Внутри бактерий воспринятые ими элементы перерабатываются в органические соединения. Отработанные продукты выводятся вовне также через клеточную стенку.

§471. РАЗМНОЖЕНИЕ осуществляется путём бинарного деления бактерии на две новых. Иногда наблюдается и половое размножение, но в самой примитивной форме (§452). При этом происходит обмен непосредственным генетическим материалом с образованием рекомбинантной ДНК (РНК) либо слияние двух бактерий в одну с её последующим разделением. Некоторые бактерии образуют споры, созревающие внутри них. Но споры не являются репродуктивным материалом, а представляют собой способ сохранения бактериями самих себя при резком ухудшении условий обитания.

Таким образом, особь бактерии содержит в себе оба последующих принципа формирования образа живых организмов в их ещё не развитом виде. Подобно растениям, она всей своей поверхностью направлена на взаимодействие с питающими её стихиями. С другой стороны, подобно животным, она представляет собой целостный неделимый организм, включающий в себя строго определённую систему органов. Организм бактерии не может быть расчленён на части без потери им своей жизненности.

Образ вируса

§472. Поскольку вирусы живут и размножаются только при попадании в чужую клетку, они не имеют органелл, направленных на взаимодействие со стихиями планеты. Соответственно, по своим размерам они в 50 раз мельче бактерий. Их основополагающей органеллой является ДНК (РНК), которая защищена белковой оболочкой.

Внедрившись в чужую клетку, вирус переключает процесс её жизнедеятельности на производство своих копий (вирионов). После их созревания хозяйская клетка лопается, и вирионы переходят в окружающую среду, где пребывают в инертном состоянии вплоть до момента их попадания в новую клетку.

Образ растения

Образ растений определяется непосредственным характером их взаимодействия с окружающей средой. Всеми своими клетками растения устремлены навстречу стихиям: к свету, к воздуху, к воде и к почве.

§473. СТРОЕНИЕ. С одной стороны, организм растений развивается в направлении почвы и воды, с другой – в направлении солнечного света и воздуха. Это даёт первый принцип их строения – направленное в противоположные стороны разделение растения на корень и лист. Соответственно, внутри растений мы находим разъединение их тканей на волокна и сосуды, по которым осуществляется внутренний переток растительных соков от корня к листу и от листа к корню.

Второй принцип, определяющий строение растений, обусловлен процессом их роста. Рост растений происходит в форме репродуцирования ими самих себя в направлении продвижения к питающим их стихиям. Каждая новая ветвь – это то же самое дерево, но в миниатюре. Крона дерева – это множество мелких деревьев, связанных общим корнем. Процесс роста обусловливает наличие таких элементов в строении растений, как ствол и ветви. С внутренней стороны рост растения сопровождается отвердением его волокон и превращения их в древесину, с внешней – образованием коры. Кора – это сохраняющийся лист, достигший древесной твёрдости.

Третий принцип, определяющий строение растений, обусловлен их размножением, которое может происходить как вегетативным, так и половым способом. В обоих случаях образование нового организма происходит через временную задержку роста растения, в ходе чего формируется репродуктивный материал. При вегетативном размножении такая временная задержка роста завершается появлением почек. Те почки, которые образуются на надземной части растения, опадают на землю, где прорастают и становятся ростками. Те почки, которые образуются на корнях растения, прорастая, становятся побегами. В первом случае мы имеем вегетативное размножение как таковое, во втором – вегетативное разрастание.

При половом размножении из почки формируется цветок, который представляет собой видоизменённую форму листа. После опыления из цветка образуется семя. Созревая, оно падает на землю, где прорастет все по той же схеме: корень – лист.

Поскольку формирование растений определяется их направленностью к стихиям планеты, постольку их образ ещё близок к геометрическим фигурам, свойственным неорганическим телам. Из точечной основы клеточной ткани (из почки) растение переходит далее в линейную форму стебля, а затем – в поверхность листа. В образе растения прослеживается также и кристаллизующее действие земного магнетизма: древесные волокна, крона деревьев, кустарников.

§474. АССИМИЛЯЦИЯ. Элементы питания вводятся, с одной стороны, корнем, а с другой – листом. Из почвы растения забирают воду, азотистые соединения и элементы литосферного происхождения. Из атмосферы – углерод, кислород, воду. Листья поглощают энергию солнца, под воздействием которой в них происходит синтез органических соединений. По сосудам данные соединения разносятся по всем клеткам растения.

Поскольку растения принадлежат питающим их стихиям, то им свойственно непрерывное текущее питание – поглощение элементов окружающей среды и, соответственно, непрерывное порождение новых тканей. Каждый год на стволах деревьев образуются новые кольца, у кустарников происходит смена побегов, у многолетних растений формируются листья, цветы и плоды, у однолетних растений происходит полное воссоздание их образа, и т.д. Возврат отработанных элементов во внешнюю среду происходит путём сбрасывания листвы и веток у деревьев, отмирания побегов у кустарников, через гибель надземной части однолетних растений. У вечнозелёных растений происходит постепенное обновление лиственного покрова.

Растения лишены самостоятельной внутренней жизни, не связанной с процессом их взаимодействия со стихиями. Вся их творческая деятельность развивается поэтому во внешнем направлении. Соотношение со светом обусловливает наличие окраски. Чем больше света (в тропиках), тем более ярки и глубоки цвета растений. Соотношение с воздухом – обладание запахом, который источают не только их репродуктивные вещества (споры, пыльца, маслянистые выделения), но и соматические ткани (корни, кора, листья). Соотношение с водой даёт растениям наличие вкуса: перец, мята, чеснок и т.д. Соотношение с грунтом – твёрдость: древесина, солома, скорлупа и т.д. Ткань растений обладает также звучанием.

Так как растения не властны над своими частями, их организм не образует строго сочленённой системы внутренних органов. В силу этого к чувственным ощущениям растения способны в малой степени. К производству теплоты они способны ещё меньше. То обстоятельство, что в холодный период года температура внутри растений существенно выше, чем снаружи, объясняется отчасти тем, что их корни получают тепло от земли, отчасти химическим составом их соков.

§475. РАЗМНОЖЕНИЕ. Процесс воспроизводства растений происходит в форме умножения ими самих себя. Он совпадает у них, следовательно, с процессом их роста. Акт воспроизводства растительного организма следует рассматривать как временную задержку его роста, в ходе чего его образ стягивается в плодоносную почку. Почка – это основа формирования новообразований растений: ростков, побегов, ответвлений.

Вегетативное размножение – это вполне достаточный для растений способ их воспроизводства. Однако многие растения обладают способностью также и к половому размножению. У однодомных растений (берёза, дуб, сосна, кукуруза) разнополое репродуктивное вещество формируется на одном растении, на базе одного корня. Такие растения являются по существу гермафродитами.

У двудомных растений (ива, тополь) производство разнополого репродуктивного вещества осуществляется раздельно. Однако такие "женские" и "мужские" особи двудомных растений не могут рассматриваться как разнополые по существу, поскольку принцип пола не пронизывает их целиком и не подчиняет себе весь их образ подобно тому, как это происходит у животных. У многодомных растений (ясень, виноград) наряду с обоеполыми цветками имеются и однополые.

§475а. Такая размытость деления растений по половому признаку говорит о том, что половой способ размножения не является для них, выражаясь технологическим языком, производственной необходимостью. Для растений не суть важно, будут ли они размножаться вегетативным способом либо за счёт формирования разнополого репродуктивного вещества и результата их слияния – семени. Они могут позволить себе роскошь практиковать и то, и другое. Но это очень важно как для сохранения видовой устойчивости растений, так и для формирования биоценозов биосферы.

Возможность перекрёстного оплодотворения и формирования за счёт этого компактных и устойчивых форм репродуктивного вещества (семени), пригодного для перемещения в дальние края, является важным условием для формирования биоценозов биосферы. Чем богаче биоценоз, тем он устойчивее. С другой стороны, развитие полового способа размножения у растений могло стимулироваться активной посреднической деятельностью представителей царства животных. Большинство цветковых растений опыляются только с помощью насекомых. Появившееся в далёком прошлом со стороны насекомых предложение вполне могло вызвать у растений встречный спрос на их услуги.

§476. Таким образом, растительный организм не принадлежит самому себе. Каждой своей клеткой он обращён навстречу питающим его стихиям. И это является главным принципом, определяющим его образ. Если организм бактерий представляет собой субъект в себе, то организм растений, наоборот, представляет собой субъект, вывернутый наизнанку. Все его обособленные части как бы убегают от него. И любая из них способна перейти к самостоятельной жизни. Обрезанная ветвь выпускает корни, а корни, оказавшиеся на поверхности, покрываются листвой. Особенные части растения (корень, ствол, ветви, листья) обособлены только по отношению друг к другу, но не по отношению к целому.

Образ гриба

Источником существования грибов являются не стихии планеты, а готовые органические ткани растений и животных. Это тот субстрат, на котором они обитают

§477. СТРОЕНИЕ. Тело грибов имеет вид ветвящихся во все стороны тонких трубчатых нитей, называемых гифами. Вся эта паутина нитей-гиф называется мицелием гриба. Располагается он внутри и снаружи тканей живых и отмирающих организмов.

Вся поверхность мицелия гриба является рабочей. Каждой её клеткой гриб слит с тем субстратом, которым он питается. Принцип строения грибов аналогичен, следовательно, принципу строения растений, с той, однако, существенной разницей, что организм растения принадлежит стихиям планеты, тогда как организм гриба – тому органическому субстрату, на котором он произрастает.

Поскольку грибы не способны к фотосинтезу органических соединений, то у них нет разделения на корень и лист. Весь мицелий гриба представляет собой одновременно и корень, и стебель, и лист. Рост же гриба происходит в направлении образования новых гиф.

§478. АССИМИЛЯЦИЯ. Гифы гриба проникают в клетки растительных и животных организмов и поглощают из них питательные вещества. Происходит это путём диффузии (всасывания) вещества через точечные отверстия, расположенные по всей поверхности мицелия гриба.

Многие грибы в единстве со своим субстратом (тканью растений) образуют симбиоз, представляющий собой непосредственное единство их противоположности. Симбиоз гриба с корнями растений называется микозом. Симбиоз гриба с водорослью – это известные всем лишайники. Грибы получают от растений готовые органические соединения (углеводы, витамины) и в свою очередь расщепляют почвенную органику до аминокислот, которые поглощаются корнями растений.

§479. РАЗМНОЖЕНИЕ. Бесполое – за счёт спор, а также половое – через перекрёстный обмен репродуктивным веществом между двумя штаммами одного и того же гриба. Соприкосновение гиф двух разных штаммов гриба заканчивается образованием общей для них клетки, которая отделяется от них и становится самостоятельным телом – зигоспорой. Зигоспора – это своего рода контейнер для вызревания и хранения спор. Когда наступают благоприятные условия, она раскрывается и выходящие из неё споры дают начало новым грибам.

У высших видов грибов в период вызревания спор происходит формирование так называемого плодового тела. Ножка и шляпка такого гриба представляют собой множество нитей гиф, так плотно сомкнутых друг с другом, что из них образуется своего рода сплошная ткань. Такие плодовые тела служат пищей для некоторых видов животных, включая и нас, людей. Мицелий таких грибов (в простонародье – грибница) располагается в поверхностном слое почвы, где он может пассивно пребывать на протяжении нескольких лет. При появлении благоприятных условий (чаще всего это происходит ближе к осени, когда начинает интенсивно отмирать растительная органика) начинается бурный рост их плодового тела. На нижней стороне шляпки гриба созревают споры, которые опадают и разносятся ветром к новым местам произрастания.

В природе насчитывается около 100 тыс. видов грибов, но только у 100 из них, т.е. менее чем 0,1%, формируется съедобное плодовое тело, да и то ненадолго. Так что хорошо знакомые нам образы боровиков, рыжиков, шампиньонов, – это далеко не то, что представляют собой грибы в подавляющей своей массе.

Таким образом, организм гриба, как и организм растения, также не принадлежит самому себе. Он целиком подчинён тому субстрату, на котором произрастает. Соответственно, образ гриба представляет собой биологический субъект, который тоже ещё вывернут наизнанку.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 715
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XII. ДВИГАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Об актерской наивности47 . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Об авторе Константин Сергеевич Алексеев Станиславский 150 театральный
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Примечания Публикуется по тексту первого издания на русском
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | О взаимодействии актера со зрителем46 В уборной, в
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Дополнение к главе Общение43 . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Добавление к главе о действии41 . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Из вариантов предисловия к книге Работа актера над
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Приложения О целях Настольной книги драматического артиста38 Эта
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XVI. ПОДСОЗНАНИЕ В СЦЕНИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ АРТИСТА . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XV. СВЕРХЗАДАЧА. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XIV. ВНУТРЕННЕЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XIII. ЛИНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XI. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СВОЙСТВА. СПОСОБНОСТИ И
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | X. ОБЩЕНИЕ . . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | IX. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VIII. ЧУВСТВО ПРАВДЫ И ВЕРА Урок с плакатом.
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VII. КУСКИ И ЗАДАЧИ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VI. ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ Вот что случилось:Войдя в класс,
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | V. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | IV. ВООБРАЖЕНИЕ . . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | III. ДЕЙСТВИЕ. ЕСЛИ БЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Вступление ... февраля 19... г. в N-ском городе,
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ Часть Первая Работа над
  • И.С.Алексеев. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ | Литература Бор Н. Избранные научные труды. Т. II.
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Рамана Махарши ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Артур Осборн ШРИ РАМАНА МАХАРШИ И ЕГО
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Словарь А абхьяса - духовная практика. авастха
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая: ПРЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ КТО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь