С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Т Я Ж Е С Т Ь

§310. Представляя собой множество "перемещающихся мест", материя обнаруживает себя как нечто состоящее из отдельных образований (обособленных тел). Поэтому только то, что разъединено, что обособлено, что, следовательно, можно потрогать и пощупать своими руками или специальными приборами, мы и называем материей.

§311. Существование материи как таковой в раздельности её частей (тел) является следствием её тяжести. Тяжесть – это не какое-то частное свойство материи, присущее ей наряду с другими свойствами, – это её суть. Материя есть сама тяжесть. Если использовать выражение, что материя обладает тяжестью, то при этом можно предположить, что она (тяжесть) дана ей (материи) откуда-то со стороны. Но в материи нет ничего нетяжёлого. Тяжесть составляет материю и есть сама материя.

§312. Будучи тяжёлой, каждая обособленная часть материи (кажое тело) притягивает к себе всё то, что её окружает, все находящиеся вокруг неё другие части материи. Но коль скоро все части материи тяжелы и все они притягивают к себе всё то, что их окружает, то, следовательно, такое всеобщее притяжение переходит в их взаимное отталкивание друг от друга. Тяжесть проявляет себя только в единстве определений притяжения и отталкивания.

Чтобы лучше уяснить положение о единстве притяжения и отталкивания, представьте себе, например, такую картину. На ограниченной территории поселилось несколько человек. Каждый из них, желая обеспечить свою независимость, стремится ради этого отделиться от остальных. Но, отделяясь от остальных (отталкиваясь от них), он при этом старается прибрать к себе (притянуть) как можно больше всего того, что его окружает. И так поступает каждый из них! Чем больше они будут пригребать к себе всё то, что находится между ними, тем больше они будут отдаляться друг от друга. Вот примерно такова же суть единства притяжения и отталкивания в реальном мире. Каждое небесное тело, сохраняя свою самостоятельность, максимально стремится притянуть к себе всё то, что его окружает, поэтому обратной стороной такого всеобщего притягивания становится взаимное отталкивание телами друг друга.

§313. Тяжесть не следует путать с притягиванием. Притягивание – это лишь один из моментов тяжести, проявляющийся только в единстве с отталкиванием. Стремление материи к притягиванию всех своих частей, к их слиянию в одно целое, представляет собой как бы её обязанность, на исполнение которой она обречена навеки. Однако, если бы материя действительно смогла достичь такого всеобщего центра, то она слилась бы в одну точку. Такого слияния (коллапса) не происходит по той простой причине, что отталкивание является таким же существенным моментом проявления тяжести, как и притяжение. Поэтому-то материя и существует в раздельности своих частей.

§314. Межзвёздная среда Вселенной представляет собой результат партикуляризующего действия тяжести. Тяжесть разъединяет материю на множество обособленных частей, которые обнаруживают себя в виде плотных тел: звёзд, планет, спуников, астероидов, комет. Образующееся между ними пространство представляет собой разрежённую среду (вакуум), вещество которой притянуто данными телам. А это значит, что плотные тела Вселенной и разделяющая их бесплотная межзвёздная среда составляют единство противоположности, обусловленное тяжестью материи.

Инертная материя

§315. Обособленная часть материи, имеющая единую поверхность, представляет собой отдельное тело. Тела не равны друг другу по количеству обособляемой ими материи. (О качественных различиях материи здесь вообще пока надо забыть.) Определённое количество заключённой в теле материи является его массой (лат. masse – глыба, ком).

§316. Тело является перемещающимся, что мы устанавливаем посредством определений пространства и времени. Но, если рассматривать его вне данных определений, т.е. если абстрагироваться от его перемещения, то мы получим определение тела как инертной массы. Тело, рассматриваемое в качестве инертной массы, не следует путать с телом, находящимся в состоянии покоя. Инертная масса способна как двигаться, так и быть в покое, и при этом она не есть ни то и ни другое.

Центр тяжести

§317. Масса тела, взятая экстенсивно, представляет собой целокупность множества тяжёлых частиц, а взятая интенсивно, она есть их гравитационное давление друг на друга. Будучи сконцентрированной в одной точке, находящейся в самом теле, масса обладает центром тяжести. Каждое единичное тело имеет свой центр тяжести в самом себе.

§318. Являясь тяжёлыми, все тела природы испытывают стремление найти свой центр тяжести. Первый такой центр они находят в самих себе. Но поскольку каждое отдельное тело окружено многими другими такими же телами, которые также имеют собственные центры тяжести в самих себе, постольку оно (тело) испытывает тяготение ко всем другим окружающим его телам.

Каждое тело, следовательно, имеет свой центр тяжести не только в самом себе, но и во всех других телах. В результате такого положительного отношения их масс друг к другу между ними устанавливается некий общий центр тяжести, который оказывается расположенным где-то вне их, за пределами центра тяжести каждого конкретного тела.

§319. СТОЛКНОВЕНИЕ. Все тела стремятся приблизиться к совместно образуемому ими (их массами) общему центру тяжести, который находится где-то вне каждого из них. Такое взаимное стремление многих тел к достижению общего центра тяжести приводит их в отношение противоборства за право занять одно и то же место на пути следования к нему. Если в процессе такого соперничества (противоборства) за место два тела соединяются в одно целое лишь на некоторое время, после чего они вновь отлетают друг от друга и далее продолжают перемещаться самостоятельно, то такой вид отношения между телами определяется как столкновение.

§320. ВЕС. Когда два тела сталкиваются друг с другом, то на какое-то время они становятся одним телом и продолжают перемещаться вместе. Но поскольку каждое из них изначально представляет собой обособленную часть материи, масса которой имеет свой собственный центр тяжести, они стремятся сохранить свою самостоятельность. Это стремление выражается в форме взаимно оказываемого ими сопротивления в отношении сообщаемого ими друг другу импульса перемещения. Проявляющаяся через такое взаимное сопротивление самостоятельность тел, определённая в соответствии с количественными параметрами их масс, составляет их вес. Вес – это относительная тяжесть тел, проявляющаяся через их давление друг на друга, происходящее в ходе их столкновения.

Вес тела находится в непосредственной связи со скоростью его перемещения. В пределах такого единства вес и скорость тела способны взаимно замещать друг друга. При столкновении двух тел происходит перераспределение их скорости согласно соотношению показателей их веса.

§321. ПОКОЙ. Если при столкновении двух тел, стремящихся занять одно и то же место, одно тело имеет незначительную по сравнению с другим массу, то оно присоединяется к нему (к бóльшему по массе телу). В этом случае собственный центр тяжести такого тела поглощается центром тяжести большего тела, и оно (малое тело) переходит в состояние покоя. Покой, однако, никогда не бывает абсолютным. Покоящееся тело продолжает перемещаться вместе с тем телом, к которому оно присоединилось.

И, наконец, если тело в своём стремлении к достижению всеобщего центра тяжести не встречает механического сопротивления со стороны других тел, то движение такого тела определяется как падение.

Падение

§322. С одной стороны, падение обусловлено тяжестью самого падающего тела, с другой – его отношением к центрам тяжести всех других тел, относительно которых оно перемещается. Если центр тяжести такого тела захватывается центром тяжести другого (бóльшего) тела, то его падение принимает акцидентальную форму. Завершается такое падение присоединением данного тела к поверхности бóльшего тела и его переходом в состояние покоя. Но если собственные центры тяжести отдельных тел не захватываются друг другом, то их падение во всеобщий центр тяжести принимает субстанциальную форму, которая представляет собой свободное движение системы тел.

§323. Как происходит свободное движение? Каждое тело имеет свой собственный центр тяжести в самом себе. При этом каждое тело окружено множеством других тел, которые также имеют свои центры тяжести в самих себе. Следовательно, собственному центру тяжести каждого конкретного тела противостоит множество других центров тяжести, находящихся вне него во всех других окружающих его телах. Масса каждого тела стремится поэтому "упасть" не только в самоё себя, в свой собственный центр тяжести, находящийся в самом теле, но и одновременно она стремится "упасть" во все другие тела, находящиеся вокруг данного тела. Такое стремление каждого тела к падению одновременно в направлении всех других окружающих его тел (во все стороны сразу) даёт нам определение свободного движения системы тел.

§324. Систему свободно двигающихся по своим орбитам тел можно рассматривать как результат стремления каждого тела к его падению сразу во все окружающие его тела. Поскольку у каждого тела существует столько возможных направлений его падения, сколько тел его непосредственно окружает, постольку направление его перемещения становится неопределённым (в смысле падения). Такое перемещение тел, падающих в неопределённом направлении, и образует собой то, что мы наблюдаем на небе – движение небесных тел по своим орбитам.

Орбиты движения небесных тел как раз и представляют собой такой постоянно осуществляемый ими компромисс между всеми возможными направлениями их падения. Если взять в пример нашу планету, то, согласно сказанному, мы должны исходить из того, что она стремится упасть не только в центр Солнца, но и в центры тяжести всех других тел, входящих в Солнечную систему: и в Меркурий, и в Венеру, и в Марс, и в Юпитер, и в Сатурн, и в Уран, и в Плутон, и в Нептун, и во все их спутники, и в каждый из нескольких тысяч астероидов и комет. Орбита движения Земли – это, так сказать, результат её стремления оказать своё почтение всем телам Солнечной системы (Солнцу, Меркурию, Венере и т.д.). Она хотела бы упасть в объятия каждого из них. Но именно поэтому она не может себе этого позволить и вынуждена довольствоваться только тем, что беспрестанно обходит всех своих соседей по кругу и как бы поочерёдно раскланивается с ними. И точно так же ведут себя все другие тела Солнечной системы. Они так же стремятся "упасть" друг в друга, и потому все они вынуждены следовать по своим собственным орбитам. Да и вся наша Солнечная система в целом испытывает стремление "упасть" в центры тяжести всех других звёздных систем, составляющих галактику Млечного пути, в силу чего она также имеет там (в галактике) свою собственную орбиту. И так далее.

§325. То, что мы называем невесомостью – это и есть состояние устремлённости тела к падению сразу во все стороны. Иначе говоря, невесомость – это состояние рас-падения тела, в смысле наличия у него множества направлений его падения, которые уравновешивают и тем самым нейтрализуют друг друга. Такая равновесная кривая движения "невесомого" тела и является его орбитой.

Движение небесных тел обусловлено их тяжестью. Тяжесть же не требуется привлекать откуда-то со стороны, ибо материя и есть сама тяжесть. Тяжесть партикуляризует материю и вызывает падение её частей (небесных тел) сразу во всех направлениях. Благодаря этому мы наблюдаем на небе свободное движение системы тел. Свободного в том смысле, что для его объяснения не требуется привлекать представление о каком-либо первоначальном толчке, приведшем в движение все тела Вселенной.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 824
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • "ПОКРОВЫ", "ТЕЛА" и "ПЛАНЫ": СВОДНАЯ ТАБЛИЦА | СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Алан Уотс ЭТО ОНО Некоторые люди ошибочно
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ Что такое просветление
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ред. ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕИздательство Трансперсонального
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Дэн Радьяр ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ТО,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 1 КАРТЫ РЕАЛЬНОСТИ В конце своего
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Олдос Хаксли ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Плодовитое перо Олдоса
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Эвелин Андехилл ЖИЗНЬ В ЕДИHЕHИИ Hезнание духовных
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Роджер Уолш ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ древние образы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь