<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Предисловие
Импульс к созданию этого труда был дан Денисоном Россом,
директором Школы восточных исследований в Лондоне, когда он
попросил меня написать для "Бюллетеня Школы" обзор книги
проф. Л. де Ла Валле-Пуссэна о нирване
[1]. В
процессе критического разбора ряда положений, затронутых в
ней, мне пришлось заново пересмотреть позицию школы
саутрантиков и ее предполагаемое "отрицание" нирваны. Эта
школа представляла собой промежуточный этап между хинаяной
и махаяной, и ее позиция не могла быть уяснена без
понимания основных положений последней, что и побудило меня
в дальнейшем вывести махаяническую концепцию Будды и его
нирваны. В процессе этой работы различие между хинаяной и
махаяной явилось неожиданным подтверждением тех взглядов и
разъяснений технических терминов, которые содержались в
моем труде "Центральная концепция буддизма", изданном
Королевским азиатским обществом в Лондоне в 1924 г.
Настоящий труд может рассматриваться по отношению к нему
как дочерний и мог бы быть озаглавлен "Центральная
концепция махаяны"...
I. Введение
Хотя прошло уже сто лет с начала изучения в Европе
буддизма, но мы все еще блуждаем в потемках по поводу
основных положений этой религии и философии. Безусловно,
никакая другая религиозная система не представлялась столь
трудней для ясного определения. Мы сталкиваемся здесь со
сложной терминологией, относительно которой существуют
различные точки зрения и которая часто объявляется
непереводимой и непонятной. В своем отчаянии некоторые
ученые приходили к выводу, что религиозная и философская
система мышления в Индии иная, нежели в Европе, что она не
укладывается в ясно изложенные логические построения, а
всегда полна неопределенных мечтаний, в значении которых
сами их авторы не совсем уверены1. В одной
из своих последних работ Л. де Ла Валле-Пуссэн2
предпринял попытку пересмотреть заново вопрос о значении
буддийского идеала нирваны, и он предостерегает с самого
начала, что нам нечего ожидать чего-либо обнадеживающего от
индийских источников3. Раньше,
признается он, идея нирваны казалась ему очень неясной, но
в последнее время он совершенно изменил свой взгляд и
полагает теперь, что даже те туманные рассуждения
источников, в которых он пытался разобраться, являются лишь
более поздними добавлениями; что сначала нирвана означала
простую веру в бессмертие души и ее блаженное пребывание в
раю, веру, исходившую из практики черной магии.
На последующих страницах мы постараемся проверить те
доводы, на которые опирается это новое толкование, и
добавить некоторые соображения о превратностях, которым
подверглось это буддийское понятие абсолюта, и о тех
изменениях, которые, по нашему мнению, оно претерпело в
течение первой тысячи лет своей истории.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>