|
Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКАЧтение XII ВЕДЫ И УПАНИШАДЫ Изучающим философию и религиозные системы Индии
приходится часто встречать упоминания о "Ведах" и
"Упанишадах", священных книгах Индии; но зачастую
они не находят удовлетворительных объяснений, что такое
Веды и Упанишады, из чего они слагаются и каково их
происхождение. Потому, будет уместным, дать здесь нашим
читателям краткие сведения по этому предмету.
Вообще говоря, под Ведами следует понимать индийские священные книги, состоящие из следующих священных писаний, а именно: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, а также Брахманы и Упанишады; сюда же относятся поэмы, гимны, священная литература, церковные служебники и общая религиозная философия индийских религиозных систем. Но строго говоря термин "Веды" служит для обозначения только священных писаний индусов, которые мы и рассмотрим. Веды имеют чрезвычайно древнее происхождение; первоначальная их история теряется "во временах доисторических". Существуют указания на существование этих священных писаний уже несколько тысячелетий тому назад, хотя, по всей вероятности, и в те времена существовали старинные манускрипты; а до этого, по обычаю всех восточных стран, священные учения передавались устно, от отца к сыну и от учителя к ученику. Священных книг насчитывается более ста, но их основные положения можно найти в "четырех ведах", а именно: в Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе. Ригведа считается самой старинной книгой и, вероятно, является самой существенной из всех четырех. В ней насчитывается более тысячи необычайно длинных гимнов, посвященных преимущественно описанию торжественных богослужений и церковных обрядов. Эти гимны распределены в десяти книгах, называемых мандалы; из них шесть составляют "семейные книги", т.е. написанные изначально каким-либо мудрецом или поэтом, а затем дополненные его потомками. Ригведа трактует о многих предметах, но более всего посвящает внимание мифологии, а потому последовательные части этого труда показывают развитие индийской мифологии и постепенное разрастание наиболее элементарных понятий индусов в целые системы богов и полубогов. Яджурведа посвящена главным образом обрядностям и жречеству; написана она метрическим стихом, хотя по временам встречается и некоторый род прозы. На ней заметно влияние Ригведы, которая признается ею за авторитет. В Яджурведе говорится о жертвоприношениях, священнических обязанностях, обрядах, словом, о "церковном механизме"; формализм, ритуал и церемониал вот ее тема. Философии же, метафизики и духовных учений она касается весьма мало. Самаведа, справедливо названная "ведой гимнов", кроме того, что содержит много стихов, мелодий и либретто, еще перечисляет разные благочестивые восклицания, которые вставлялись в церковное пение, подобно тем увещаниям и восклицаниям, какие приняты были некоторыми христианскими сектами во время молитв или проповедей, вроде "Аминь! Слава Богу! Хвалите Господа Бога!" и т. п. Этот обычай был свойствен многим древним индусам и даже сохранился до наших дней в некоторых сектах, для возбуждения пылкого энтузиазма молящихся. Атхарваведа называется "ведой психических сил", так как она подробно останавливается на разных методах, ведущих к развитию сверхъестественных способностей, чувств и сил. Здесь говорится как о высшем, так и о низшем применении этих сил, причем обсуждается их классификация, начиная с высших форм психической силы до самых низших форм волшебства, колдовства и черной магии. Индийский ум всегда тяготеет к глубокому исследованию предмета, почему и в данном случае добиваются логических умозаключений смело и без колебаний. Книги, входящие в состав Атхарваведы, числом около
двадцати, содержат бесчисленные "рецепты" и формулы для
благословений, проклятий, чар, колдовства, волшебных
обрядов, воззваний, вызываний духов и т. п.; разнообразием
и подробностями они превышают многие подобные сочинения
евреев, греков и других народов, показывая, до какой
степени человеческий разум способен увлекаться в этом
направлении. И странно сказать, среди этой массы методов и
т. п. в некоторых частях этого труда попадаются возвышенные
идеи, мысли и рассуждения, очевидно, формулированные
одновременно с прочим содержанием и попавшие в одну книгу
скорее благодаря этому совпадению во времени, чем по
какой-либо общности идей, или же связи с основной темой.
Современные индусы, а вернее индусы многих столетий тому
назад, признали решительное несогласие между частями
Атхарваведы, которое их делит на два отдела,
соответствующие западным терминам "белая и черная магия".
Существует много школ, различно толкующих Веды, и каждая
школа имеет много комментариев, возникающих на почве этих
толкований. Вследствие такого разногласия возникли
многотомные Брахманы, т.е. нечто вроде теологических
комментариев Вед. Особенно подробно комментируется отдел
Вед, касающийся обрядностей, формальностей и разных
догматов веры. Все это сопровождается многочисленными
ссылками на самые оригиналы и цитируются "тексты", согласно
укоренившемуся обычаю разных западных сект. Из этих
первоначальных брахман развились позднейшие формы
комментариев, известных под названием араньяки, или
"лесные трактаты", так как написавшие их учители
проживали в лесах. Эти произведения носят более возвышенный
характер в сравнении с брахманами; они, преимущественно,
мистического направления и затрагивают самые возвышенные
стороны индийской религиозной мысли. Эти книги являются как
бы связующим звеном между Брахманами и Упанишадами. Две
наиболее важные из них известны под названиями Айтарея и
Тайттирия.
В дословном переводе "упанишада" значит "сидящий рядом" или "задушевное поучение". Термин этот употребляется в смысле "эзотерического учения", а чаще всего, в смысле "конца Вед", т.е. философских произведений, заканчивающих все целое Вед, или священных книг Индии. Упанишады посвящены теологическим, философским и метафизическим рассуждениям; аргументация, обсуждение, поучение и размышление вот их область; тогда как собственно Веды, Брахманы и Араньяки (см. предыдущую часть этого чтения) преимущественно занимаются мифологией, обрядностью и церемониалом. Древнейшие священные книги занимаются выяснением религиозных, нравственных и церковных обязанностей, ссылаясь лишь на вмешательство сверхъестественных сил, Упанишады же посвящают себя, главным образом, исследованию природы человека и вселенной и их отношения к бесконечному Бытию. Упанишады витают в более возвышенных плоскостях человеческой мысли, почему они решительно предпочитаются индийскими философами и метафизиками, хотя жрецы, конечно, оказывают предпочтение древнейшим произведениям, которые более соответствуют их профессии и призванию, а следовательно, и ближе их сердцу. Упанишады тесно связаны с араньяками и часто или "включаются" в их содержание, или образуют их заключения, свидетельствуя, таким образом, о своем общем происхождении от "лесных мудрецов". А в конце некоторых брахман часто встречаются араньяки и упанишады. Таким образом от древнейших Вед до позднейших упанишад тянется непрерывная нить последовательности и родства. Поэтому общий термин "Веды" применяется ко всем этим священным книгам, или. писаниям. Трудно установить точно время появления первых упанишад; во всяком случае, стариннейшие из них были известны лет за тысячу до христианской эры, а очень вероятно, что они существовали даже за много столетий раньше этого времени. Древнейшие упанишады принадлежат к первоначальной школе Вед, между тем как некоторые из позднейших имеют школы, основанные на их собственных учениях. Двумя наиболее важными упанишадами считаются Брихадараньяка и Чхандогья, которые принадлежат к Ведической школе. Затем уже следуют: Айтарейя, Каушитака, Тайттирия, Катха, Майтричанья, или Манава, Кена, Талавакара, Иша, Шветашватара, Маханара, Прашна, Мандукья и многие другие, более или менее важные и пользующиеся большей или меньшей популярностью, значением и авторитетностью. Вообще, насчитывается около 235 упанишад, пользующихся заметным весом и известных современным индусам. Кроме того, существуют краткие, секретные писания, чтимые и хранимые как сокровища некоторыми сектами и школами Индии; их не разрешают переводить, и многие из них никогда не появлялись в печати, а передавались лишь устно или в виде частных рукописных копий. Индусы утверждают, что Упанишады еще не закончены и что число их книг может увеличиться в будущем. Упанишады представляют цельную систему индийской философской и религиозной мысли в ее богатом разнообразии образов и толкований. Это самое обширное собрание философских произведений, когда-либо существовавшее в древнем или в современном мире. Сверх того, убеждаемся, что благодаря удивительно тонкому анализу и разнообразию подробностей, в этих книгах затрагивается всякое возможное метафизическое помышление, когда-либо возникавшее в человечестве вплоть до наших дней то есть, никогда ни один народ не был способен создать какое-либо метафизическое понятие, которое не имело бы соответствующего ему понятия в одной из упанишад. Упанишады это исторический памятник энергии, настойчивости и проницательности индийского ума в области метафизики. Но отмеченный факт имеет и свою слабую сторону. На Западе недаром говорят, что "при помощи библейских текстов можно все доказать и все опровергнуть"; то же происходит и в Индии, где каждая секта, школа, или новое течение мысли, ссылаясь на "тексты" из Вед или Упанишад, доказывают свою правоту и опровергают прочих. Несмотря на это, существует всегда соглашение на почве основных начал и между строк всех учений можно ясно различать Внутренние Учения. В сущности, все эти учения имеют в виду одну Истину: "Существует лишь Единое и только
Единое".
В этом месяце предлагаем вкусить от ломтей хлеба Истины, испеченного из теста Мудрости древними индийскими мудрецами: "Я знаю, что Единое есть Все. Великое Я, Истина,
лучезарность, превозмогающая всю тьму. Познав сие, можно
даже смерть победить".
| "Как масло в кунжутном семени, сыворотка в кислом
молоке, вода в потоке, огонь в пламени, так и Единое Я
познает в нашем Я тот, кто стремится сознать это путем
всемирной любви и совершенного овладения своим умом и телом".
| "У религии три столпа: "отречение, познание и
сострадание".
| "Каков бы ты ни был без вожделений, без страстей,
поборовший эгоизм, бытие или небытие ты не можешь
избежать пребывания в Едином. Ты защищаешь, нападаешь,
подаешь, радуешься, разговариваешь, хотя никогда не
руководишься эгоизмом поистине, чудесна сила иллюзии, по
| (срывающая тебя и вместе с тем раскрывающая, но
ты будешь еще удивительнее, когда лишишься иллюзии".
| "Когда Истина была еще непроявлена, она сама собою стала
проявляться в имени и форме, наделяя все тем или иным
именем и той или иной формой. Даже до сих пор все вещи
определяются каким-нибудь именем и какой-нибудь формой.
Таково значение проникновения Истины в объективный мир,
образовавшийся и развившийся из нее самой".
| "В сновидениях не существует в действительности ни
повозок, ни лошадей, ни дорог, по которым могли бы катиться
повозки; и однако все это ментально создается в уме в одно
мгновение. На самом деле нет ни радостей, ни удовольствий,
ни наслаждений, но каждое мгновение они ментально зримы и
ощутимы. Нет ни прудов, ни озер, ни рек, но все они
существуют просто при мысли о них. Сила, вызывающая ряд
форм из самой себя, и есть творческая сила Единого".
| "Следовательно в этом и заключается Истина, что, подобно
тому, как из яркого пламени вырываются во все стороны
тысячи раскаленных искр, разнообразнейшие существа исходят,
о Великое Единое!, из вечно Неизменного и в нем же
растворяются. Это и есть самоозаренный, бесформенный Дух
Истины, пребывающий весь вовне и весь внутри. Дух
несотворенный, не нуждающийся ни в дыхании, ни в нашем
смертном уме, стоящий выше всех условий и вне вечной
причины феноменальных и относительных вещей".
|
Наше размышление на следующий месяц состоит в следующем: Существует лишь одна Истина
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|