Говорят так: "Чем это было?" Он сказал ему: Ни существующим, ни несуществующим, ни существующим и несуществующим [одновоеменно]. От этого родилась тьма, от тьмы первоначало существ, от первоначала существ пространство, от пространства ветер, от ветра огонь, от огня воды, от вод земля. Так возникло яйцо. Просуществовав год, оно разделилось надвое. Из нижней [половины возникла] земля, из верхней небо; в середине божественный пуруша, тысячеголовый, тысячеглазый, тысяченогий, тысячерукий пуруша. Первой из существ он сотворил смерть трехглазого, трехголового, трехногого Кхандапарашу. Его [пуруши] имя Брахман, он проник в Брахмана. Из разума он сотворил семерых сыновей; те же из разума сотворили вираджей, [наделенных] истиной, и они [суть] Праджапатн. Из его рта возникли брахманы, из рук сотворены раджаньи, из его бедер те, что вайшьи, из ног родились шудры.
Из разума рождена луна, из глаза родилось солнце,
Из уха и ветер, и дыхание, из сердца рождается все сущее.
ВТОРАЯ ГЛАВА
Из [его] дыхания, идущего вниз, родились нишады, якши, ракшасы и гандхарвы; из костей горы, из волос травы и деревья, из лба Рудра воплощение гнева. С выдохом этого великого существа [возникли] Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа; [науки о] произношении, ритуале, грамматике, этимологии, метрике, движении светил; ньяя, миманса, дхармашастры, вьякхьяны, упавьякхьяны и все существа. Золотой блеск, в котором покоится этот Атман и все миры, он разделился надвое: половина женщина, половина мужчина. Став богом, он сотворил богов; став риши риши: он сотворил якшей, ракшасов, гандхарвов, деревенских и лесных [жителей], скот; одну [он создал] коровой, другого быком. одну кобылой, другого жеребцом, одну ослицей, другого ослом, одну вседержительницей, другого вседержителем. В конце [существования], став Вайшванарой, он сжигает всех существ [тогда] земля растворяется в водах, воды растворяются в огне, огонь растворяется в ветре, ветер растворяется в пространстве, пространство в чувствах, чувства в тонких частицах, тонкие частицы растворяются в первоначале существ, первоначало существ растворяется в великом, великое растворяется в непроявленном, непроявленное растворяется в неуничтожимом, неуничтожимое растворяется в тьме, тьма становится одним с высшим богом за его пределами нет ни существующего, ни несуществующего, ни существующего и несуществующего [одновременно]. Таково наставление о прекращении бытия наставление веды, наставление веды.
ТРИНАДЦАТАЯ ГЛАВА
Да будет он подобен ребенку. Природа ребенка свобода от уз и непорочность. Молчанием, ученостью, безграничным усердием да достигнет он одиночества, провозглашенного в ведах. Праджапати сказал: "Узнав великое состояние, да обитает он у подножия дерева. Покрытый рубищем, без спутников, одинокий, сосредоточенный, стремящийся к Атману, достигший желанного, свободный от желаний, с угасшими желаниями; [равно] видя образы смерти в слоне, льве, оводе, комаре, мангусте, змее, ракшасе, гандхарве, он никого не страшится". Да будет он подобен дереву не гневается и не колеблется, даже когда [его] рассекают. Да будет он подобен цветку лотоса не гневается и не колеблется, даже когда [его] рассекают. Да будет он подобен пространству не гневается и не колеблется, даже когда [его] рассекают. Да пребывает он в истине, [ибо] истина это Атман. Сердце всех запахов земля, сердце всех вкусов вода, сердце всех образов огонь, сердце всех прикосновений ветер, сердце всех звуков пространство, сердце всех состояний непроявленное, сердце всех существ смерть. Поистине, смерть становится одним с высшим богом за его пределами нет ни существующего, ни несуществующего, ни существующего и несуществующего [одновременно]. Таково наставление о прекращении бытия наставление веды, наставление веды.
ШЕСТНАДЦАТАЯ ГЛАВА
[Эту] упанишаду Брахмана, идущую от Субалы, не следует передавать ни неумиротворенному, ни лишенному сыновей, ни лишенному учеников, ни тому, кто в течение года не проводил ночей в уединении, ни тому, чей род и нравы неизвестны, [этого им] не следует передавать и сообщать.
Сущность этой упанишады сияет, будучи рассказана тому великодушному,
Что [полон] высшей преданности богу и [чтит] учителя так же, как бога.
Таково наставление о прекращении бытия наставление веды, наставление веды.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.