Вернемся к тем прозаическим чувственным установкам,
с которых мы начали строить наш первый символ абсолютной
самости.
Мы говорили, что вещь характеризуется не одними текущими
процессами своего существования, но что существует в ней и
некоторый определенный результат этих процессов в
виде тех или иных устойчивых качеств вещи. Едва ли
можно возражать на это невинное утверждение. Ведь в самом
деле, не может же вещь только меняться. Как бы она ни
менялась, но в ней всегда есть что-то устойчивое, благодаря
чему эта вещь есть нечто, есть какое-то
качество или сумма качеств. Если бы она
только менялась, т.е. если бы она в каждое мгновение
становилась все новой и новой, то, естественно, самая вещь
перестала бы и существовать как вещь, или, по крайней мере,
о ней ничего нельзя было бы сказать определенного. Что
можно сказать о вещи, если она в каждое новое мгновение
своего существования уже не та, что была раньше, а совсем
другая, и другая не по какому-нибудь своему
качеству, но другая по самой своей субстанции, нумерически
другая. Это было бы равносильно тому, что перед нами не
какая-нибудь определенная вещь, но перо, карандаш,
чернильница, пресс-папье, радиоприемник и еще бесчисленное
множество вещей, о которых ничего не известно, кроме того,
что они непрерывно переходят одна в другую. Явно, что это
нелепость.
Вещь есть вещь. Она есть нечто, и притом нечто
определенное. Она устойчива, сама с собой согласна, имеет
свои определенные границы, очертания, вид, как бы она ни
менялась и как бы ни становилась. На нее можно указать
пальцем в расчете, что она не исчезнет в то же самое
мгновение, в какое мы на нее указываем, но что она есть
именно она, предмет нашего рассмотрения или размышления,
что она хотя бы относительно устойчива и постоянна. Однако
поскольку все же невозможно представить себе, что она хотя
бы на одно мгновение перестала изменяться, то нам
естественнее всего представлять себе ее устойчивые качества
как результат ее изменений, как то, к чему
пришло ее изменение и что более или менее длится в
настоящем и не сразу уходит в безвозвратное прошлое. Так
возникает новая логическая категория ставшего.
Можно по-разному понимать и изображать эту
категорию. Как результат становления, она есть
ставшее то, что стало. Как нечто устойчивое и
постоянное (хотя бы относительно), она есть
качество. Как то, что можно зафиксировать и
обозначить и что не просто вечно появляется и исчезает, она
есть нечто. Как то, что есть не просто пустое и
абстрактное бытие, которое еще должно переходить в небытие
и в нем теряться, но бытие устойчивое и определенное,
фиксированное, закрепленное, она есть наличность,
наличное бытие. Все эти моменты ставшего с большой
подробностью и в строжайшей последовательности изложены в
"Логике" Гегеля, в главе о "наличном бытии", и нам нет
нужды повторять здесь то, что в гениальной (хотя и
внешне в несколько туманной) форме продумано и
изложено раньше. Но нам важно отметить то главнейшее, без
чего эта категория не может войти в нашу систему.
Прежде всего, как получается такая категория? Она
получается тем обычным способом, каким возникает и всякая
другая категория, в том числе и бытие. Ведь бытие не могло
остаться у нас в том абстрактном виде, в каком мы его
зафиксировали вначале. Бытие обязательно противополагается
небытию. Бытие есть только тогда, когда есть небытие.
Следовательно, и становление есть только тогда, когда
существует и не-становление. Но что такое не-становление?
Мы уже не можем привлечь для этого использованные нами
категории бытия и небытия по той простой причине, что
они вовсе не есть противоположность становления.
Бытие и небытие включены в само становление, и
становление из них строится как же оно может быть их
противоположностью? Противоположностью должно быть здесь
нечто такое, что указывало бы на превзойденность
становления, т.е. свидетельствовало бы о том, что мы
действительно вышли за пределы становления. А бытие не
выводит нас за пределы становления; оно внутри
самого становления. И также не выводит нас и небытие,
по той же причине. Значит, не-становление может быть
только отрицанием, прекращением становления. А это и есть
ставшее, результат становления.
Так диалектически получается категория ставшего.
Далее, очень важна эта модификация категорий
бытия и небытия, которая образуется на стадии этой
новой категории. Если вначале они резко противопоставлялись
и в становлении они совпали в безразлично-текучем смешении,
то что сделалось с ними теперь? Погибнуть ведь они
не могут, ибо никакая логическая категория вообще не
погибает, ввиду неприложимости к ней никаких временных
характеристик. Однако в какой же тогда она форме здесь
выступает? Ответить на этот вопрос надо еще и потому, что
Гегель, давший здесь по существу дела исчерпывающий анализ,
не постарался быть для нас ясным и не дал ту простейшую
формулировку, которая избавила бы и его от массы
разнообразных пояснений и примечаний, и нас самих от
необходимости десятки раз его перечитывать и интерпретировать.
Простое и ясное положение дела с этими категориями
внутри категории ставшего сводится к следующему.
Бытие перешло в инобытие и там растворилось, исчезло.
Спрашивается: окончательно ли оно там исчезло? На стадии
становления да. Но становление само переходит в свою
противоположность, перестает быть становлением.
Следовательно, и бытие, которое перешло в нем в небытие,
должно испытать противоположную судьбу. А это значит из
небытия вернуться в бытие. Но бытие уже и без того есть
бытие. Значит, если бытие после своего исчезновения в
небытие опять становится бытием, то можно сказать, что в
ставшем бытие возвращается к самому себе, или
что то же на стадии ставшего бытие, устремившись в
небытие, находит себя самого в этом инобытии,
наталкивается на самого себя.
Вот какая простейшая истина кроется в диалектике
ставшего. Гегель изложил эту диалектику очень трудно и
сложно. И ее гораздо проще и понятнее понял Фихте в своем
учении о том, как Я находит себя в Не-Я.
Из нашей диалектики ставшего сразу становится понятным
самое основное, что характеризует эту категорию. Ясным
является, почему ставшее есть, напр., качество.
Покамест бытие уходило в небытие при полном забвении себя
самого, в условиях как бы полной слепоты, оно окончательно
теряло себя, и не могло быть и речи ни о каком Определенном
качестве. Но вот теперь бытие вернулось к себе, как бы
описавши некоторый круг, встретилось с самим собой;
и стало возможным говорить уже об
определенном бытии, о качестве. Понятно и то, почему
наше бытие стало теперь "чем-то", почему оно получило
какую-то границу и стало как бы конечным,
хотя точнее говорить пока не столько о конечном,
сколько об определенном. Раньше чистое бытие вообще
не определялось никак, а бытие становления имело постоянно
скользящую и неопределенно-текучую границу и предел. Теперь
эта граница перестала уходить в неопределенную даль,
вернулась к себе, т.е. очертила определенную фигуру. Почему
бытие стало и качеством, и чем-то, и конечным, ограниченным
и определенным.
Наконец, в категории ставшего необходимо отметить
еще одну очень важную черту, развивать которую здесь мы не
станем подробно, но указать на которую совершенно
необходимо, поскольку она очень будет помогать нам в
анализе многих других категорий.
А именно, ставшее получилось у нас в результате встречи
бытия в небытии с самим собою в результате как бы
очерчивания им некоей замкнутой линии. Для первого взгляда
это есть дедукция конечного вообще: раз очерчена
граница чего-нибудь, значит, последнее конечно. И этот
вывод не лишен правильности. Но только он односторонен. Как
мы только что заметили, речь идет здесь, собственно говоря,
не столько о конечном, сколько об определенном. А
определенное может быть не только конечным.
В самом деле, бесконечное обычно трактуется как то, что
не имеет конца, как то, конца чего невозможно достичь. Мы
не будем тратить многих слов для критики этого взгляда, так
как подробное учение о бесконечности развито нами в другом
месте. Но мы кратко отметим, что упомянутая потенциальная
бесконечность вовсе не есть бесконечность, а есть только
противоречие в пределах конечного. Ставить одну
границу, потом ее снимать и ставить другую границу немного
подальше (немного в смысле определенного, вполне
конечного числа единиц длины) это нисколько
не значит иметь дело с бесконечным. Это значит иметь дело
только с конечным. Поэты и философы прошлых времен
затрачивали массу времени и бумаги на восхваление этого,
как им казалось, очень возвышенного предмета
потенциальной, т.е. нигде не имеющей никакого предела,
бесконечности. На самом же деле воспарение по такой
бесконечности у каждого кончается очень скоро; и это
совершается, говорит Гегель, не ввиду возвышенности такого
воспарения, а ввиду его скуки, потому что всякому быстро
надоедает делать одно и то же, т.е. ставить себе
произвольную границу и тут же ее снимать.
Настоящая бесконечность вовсе не есть что-нибудь
неопределенное и абсолютно лишенное всякой конечности.
Настоящая бесконечность как раз и есть синтез чистого
ставшего, т.е. чистой качественности бытия, с ее
конечностью. Конечность остается как такая, но в ее
определенных границах начинает биться и трепетать то
небытие, которое никогда и не исключалось нами из ставшего,
а только, может быть, в связи с теми или другими
установками, не ставилось на первый план. Ведь ставшее есть
нахождение бытием в небытии самого себя. Стало быть,
небытие тут есть, а с ним и вся та неопределенная и
неразличимая текучесть, которая для него существенна.
Поэтому ставшее есть не только определенность, не только
наличие границ, но еще и понимание этих границ как
прошедших все небытие, всю его безразличную, т.е. не
имеющую ни начала, ни конца, текучесть. А это и есть та
бесконечность, которую мы назвали настоящей, поскольку она
не барахтается только с одним конечным, но
{16}
действительно включает в себя всю неопределенность (в
смысле начала и конца) небытия и становления. С этой точки
зрения и нужно понимать указанное выше определение
бесконечности как синтеза (или тождества) качества и
конечного: качественность рождается у нас в результате
становления бытия по беспредельному полю небытия, конечное
же рождается в результате встречи бытия, прошедшего все это
небытие, с самим собою.
Эта теория актуальной бесконечности не
развивается здесь у нас подробно. Но необходимо было
указать ее место в системе диалектики первого символа.
2. Пойдем далее. Что еще не приняли мы во внимание из
нашей обывательской прозы по поводу общих свойств
обыкновенной чувственной вещи? Если помним, там мы
отметили, что разнообразные качества вещи не существуют в
ней совершенно раздробленно, но что все они объединяются в
нечто целое, в некую определенную индивидуальность
вещи. Посмотрим, как можно было бы закрепить этот момент
категориально.
Что нужно для того, чтобы вещь была цельною и
определенною индивидуальностью? Для этого, очевидно, надо,
чтобы все ее качества объединялись между собою настолько
близко и глубоко, чтобы все они как бы тонули в том целом,
что собою вещь представляет. Покамест мы фиксируем каждое
качество вещи отдельно или покамест мы объединяем все ее
качества вместе, но так, что они не образуют нумерического
единства вещи как таковой, до тех пор, ясно, не может идти
разговор о цельной индивидуальности вещи. Но как сделать
так, чтобы все качества вещи действительно слились в некое
отдельное нумерическое единство? Первое решение этого
вопроса, возникающее у нас необдуманно, гласит, что
качества вещи вообще должны перестать существовать как
отдельные. Этого, однако, не должно быть. В том-то и
состоит вся наша задача, чтобы создать из качеств одно
нумерическое единство, не уничтожая самих качеств.
Как это сделать?
Это можно сделать так, чтобы создать для всех
качеств вещи одно общее лоно, поместить их как бы на
одном определенном фоне вещи. До сих пор мы имели, косвенно
говоря, лишь очерченный контур вещи. Когда бытие
встретилось в небытии с самим собою, оно, в сущности,
только описало некую замкнутую границу. Это и дало нам
возможность говорить о качестве, о нечто, о конечном и
бесконечном. Но мы еще совершенно не знаем, что же
находится внутри этого контура. Скажут: вы нарисовали
круг, естественно, что внутри этого круга находится просто
пустое место и больше ничего. Конечно, с этим нужно реально
согласиться: внутри круга действительно только пустое место
и больше нет ничего. Однако наши категории еще никакого
"пустого места" внутри контуров вещи не зафиксировали. Наше
внимание все время шло за бытием, которое чертило в небытии
свой круг. Мы как бы все время смотрели на острие
карандаша, чертившего круг, и единственная новость, которую
мы на этом пути усмотрели, это встреча проводимой
нами линии с нею же самой, т.е. получение замкнутой линии.
Ни о каких пунктах, ни о каком внутреннем содержании
очерчиваемых нами границ мы до сих пор не имели ровно
никакого представления, хотя эта пустота и получалась
фактически в результате нашего черчения. Теперь настало
время и это содержимое полученных нами границ зафиксировать
категориально. Это ведь и есть то общее лоно, тот фон, на
котором могут существовать любые качества вещи. Сколько бы
этих качеств ни было и какие бы они ни были, раз есть
возможность их поместить в очерченных границах, значит,
они не нарушат индивидуальности данной вещи. Данная вещь
все равно будет стоять перед нашими глазами как такая.
Чтобы подойти к новой диалектической категории,
получаемой здесь, вплотную, заметим, что эта "пустота" есть
ведь не что иное, как отсутствие различий, а отсутствие
различий есть отсутствие бытия, т.е. присутствие небытия.
Следовательно, необходимо, чтобы выведенная нами раньше
категория ставшего получала внутри себя свое
небытие. Раньше мы говорили, что в ставшем бытие
возвращается к самому себе, т.е. бытие, перейдя в небытие,
заканчивается опять бытием же. Теперь же, в результате
нового диалектического движения, должно получиться не
бытие, но небытие; и получиться оно должно вместе с
получением самого ставшего, ибо оно существует не
где-нибудь вообще, но именно внутри самого ставшего. Откуда
же могло бы получиться диалектическим путем нужное нам
специфическое небытие? Раз бытие в ставшем получилось в
результате его определенного диалектического развития, то,
очевидно, и небытие должно получиться так же. Можно
поискать истоков этого небытия только в той единственной
категории, где оно выступило перед нами в своей активной
форме, т.е. в категории становления.
В самом деле, становление возможно только благодаря
небытию, которое совпало с бытием. Но бытие, исчезнувшее в
небытии на стадии становления, снова вернулось к себе на
стадии ставшего. Не та же ли судьба постигла и небытие?
Ведь в становление обе категории вошли вполне равномерно, и
бытие, и небытие. Бытие, погрузившись в небытие, вновь
нашло себя в качестве бытия. Очевидно, и инобытие,
погрузившись в бытие, вновь нашло себя в качестве
инобытия. Ведь когда мы, идя от становления к ставшему,
очерчивали первый контур бытия, мы ведь не только шли от
бытия к небытию, т.е. не только наша точка, которую мы
поставили карандашом на бумаге, двигалась по
неопределенному белому полю бумаги. Точно так же необходимо
сказать и то, что здесь мы от небытия шли к бытию, ибо
неопределенное белое поле бумаги по мере движения нашего
карандаша все больше и больше оформлялось и все более и
более законченно появлялась очерчиваемая фигура. А когда
бытие достигло степени ставшего, то, очевидно, не только
бытие, пройдя поле небытия, вернулось к самому себе (ибо
наш карандаш пришел в исходную точку и тем замкнул
очерчиваемую им фигуру), но и небытие, превратившись в
бытие, тоже вернулось к самому себе (ибо когда карандаш
только еще огибал свою кривую, то небытие уходило на
оформление получаемой таким образом фигуры, т.е.
превращалось в бытие; а когда фигура замкнулась, то процесс
завоевания бытием небытия кончился, и внутри полученных
границ вновь разверзлась бездна все того же небытия, какое
было и раньше).
Несомненно, это новое диалектическое движение очень
выгодно восполняет ту прореху, которую мы до сих пор не
замечали. Мы раньше показали, как бытие находит себя в
небытии. Но существует не только бытие, и в становлении как
раз бытие и небытие представлены совершенно равноправно.
Следовательно, и небытие тоже находит себя в бытии. И если
раньше мы получили категорию ставшего, то сейчас получаем,
несомненно, нечто новое, новую категорию, которую надо
теперь же зафиксировать терминологически.
О терминологии здесь можно спорить. Мы поступим,
может быть, не очень строго, но зато внесем непоколебимую
ясность в предмет, если назовем эту новую категорию
категорией индивидуальности, индивидуальной вещи,
или просто категорией факта. В самом деле, что
приносит нам нового фиксация небытия внутри самой вещи? Она
приносит с собой ту удивительную особенность вещи, которая
переносит наше внимание именно на саму вещь. Ведь
когда мы получили ставшее (наличное бытие, качество,
нечто), мы неизбежно были связаны с категорией
границы, так как ставшее тем и отличается от
становления, что это становление описало некоторую
замкнутую кривую и породило таким образом определенную
границу. Но мы не стали специально излагать диалектику
границы. Если бы мы это сделали, то было бы отчетливо ясно,
что граница совершенно так же принадлежит кругу, как и тому
фону, на котором он начерчен. Да это ясно и без всякой
диалектики уже для простейшего чувственного восприятия.
Если бы граница принадлежала только кругу, то круг не имел
бы никакой границы с окружающим его фоном, т.е. не был бы
кругом. А если бы она принадлежала только окружающему фону,
то круг тоже оказался бы лишенным всякой границы и, значит,
тоже не был бы кругом. Ясно, что граница сразу и
одновременно принадлежит как ограничиваемому, так и
ограничивающему, как, впрочем, это вытекает уже из того,
что граница возникает путем становления, а в становлении
бытие и небытие как раз совпали. Но тогда ясно и то, что
наше ставшее (наличное бытие, качество, нечто) определяется
не только самим собою, но и своим окружением, т.е.
небытием, оставшимся на свободе после получения нами
замкнутой границы, т.е. осталось вне полученных нами
границ. Чтобы ясно мыслить себе ставшее (наличное бытие,
качество, нечто), мы по необходимости должны примышлять и
окружающий его фон. Пусть перед нами красный цвет. Если мы
хотим представить себе его как индивидуальное явление, т.е.
как пятно, мы по необходимости должны мыслить его фон, где
это пятно находится, ибо иначе мы не уловим контуров этого
пятна, т.е. не уловим самого пятна. Однако одних контуров
мало. Сами по себе контуры еще не создают красного пятна,
поскольку пространство, находящееся внутри данного контура,
может быть заполнено и не красным, а другим цветом и может
даже вообще не заполняться ничем. Значит, чтобы мы
фиксировали именно красное пятно, необходимо отвлечься
от фона, на котором существует пятно, и
сосредоточить свое внимание на нем самом. Граница и
контур пятна от этого совершенно не пострадают, потому что
для существования контура важна его определяемость через
небытие, а небытие одинаково может фиксироваться как извне
нашего пятна, так и изнутри. Ведь можно же пробегать
глазами по окружности, находясь как бы внутри самого круга.
Мы можем определить форму палатки, которую мы раскинули во
время путешествия в лесу, или обходя ее кругом извне, или
обходя ее кругом изнутри. Таким образом, при помещении
небытия внутри нашего ставшего его определенность (как
качества, как наличности, как "чего-то") вполне остается на
месте, а зато мы получаем несомненное преимущество: мы
заодно фиксируем и саму качественность вещи, само
качественное содержание вещи, уже не привлекая для этого
свободного и никак не окачествованного небытия,
находящегося за пределами самой вещи и всех ее качеств.
Я думаю, можно без всяких опасений признать, что тут
перед нами действительно индивидуальность, абсолютная
определенность вещи, вещь как индивидуальность, вещь
как то, что является предметом чьего бы то ни было внимания
само по себе, не косвенно, но вполне непосредственно, то,
что определено независимо ни от чего, что само дало себе
свою определенность, стало быть, то, что есть
абсолютная определенность.
На этом можно было бы и кончить рассмотрение данной
категории, если бы Гегель не употребил для нее одного
выражения, которое имеет для нас большую ценность, несмотря
на свое внешнее неудобство. А именно, то, что мы
рассматриваем здесь под именем индивидуальности, Гегель
рассматривает под именем "для-себя-бытие". Хотя
предложенная нами диалектика индивидуальности по существу
не отличается от гегелевской (являясь, впрочем, несравненно
более простой и ясной), все же самый термин
"для-себя-бытие" способен вызывать в нас недоумение. Зачем
понадобилось Гегелю такое сложное выражение?
Внимательно перечитывая главу о "для-себя-бытии" у
Гегеля, мы в конце концов начинаем отчетливо видеть, что
заставило Гегеля выражаться именно так. Вспомним
диалектику, проведенную выше: ставшее не есть абсолютная
определенность, потому что его границы (т.е. то самое, что
делает его определенным) зависят от внешнего окружения (или
небытия); но когда ставшее начинает зависеть только от
себя, т.е. быть уже абсолютной определенностью, тогда его
границы должны быть определены изнутри его самого; а это
как раз и есть специфическая особенность
индивидуальности вещи. Таким образом, есть все
основания понимать эту индивидуальность как
"для-себя-бытие". Здесь бытие получило значение само по
себе, как таковое. Здесь мы соотносим его с ним же
самим. Когда говорилось просто о качестве, то
обязательно мыслился при этом и окружающий его фон, от
которого оно должно было резко отличаться, т.е. обязательно
мыслилось и его окружение. Не сравнивая данное качество с
окружающим его фоном, т.е. с его небытием, или с его
отрицанием, или, другими словами, не соотнося
данного качества с его небытием, или отрицанием, мы не
смогли бы познать и самого этого качества. Теперь же мы
сравниваем наше качество с ним же самим, соотносил с ним
же самим. А это и значит, что оно получает для нас
самодовлеющую ценность и поэтому превращается в бытие,
существующее "для себя".
Можно сказать еще и иначе. Качество, впервые полученное
при помощи замыкания круга, содержит в себе только один
план, один слой. Поэтому сравнивать его можно только с
чем-нибудь другим. "Для-себя-бытие" содержит в себе два
плана, или слоя, поскольку качество здесь соотнесено с
самим же собою. Мы как бы говорим: "Этот зеленый цвет есть
именно зеленый цвет". И наше качество, или ставшее,
перекрывается новым слоем тем именно, что мы
о качестве утверждаем. Один слой это качество как
такое, качество до нашей специальной фиксации
то, о чем мы утверждаем, что оно есть именно данное
качество. Второй слой качество, впервые фиксируемое
нами, то, что именно мы о данном качестве
высказываем. При этом оба слоя суть абсолютно одно и то же,
ибо совершенно одно и то же то, о чем здесь
говорится, и то, что именно здесь говорится.
Необходимо, наконец, отметить еще и то, что
для-себя-бытие, или абсолютная индивидуальность вещи,
нисколько не мешает существовать тому, что мы
популярно называем внешним фоном и что в диалектике
называется небытием, или отрицанием. Если
вещь есть абсолютная определенность, т.е. если всякое свое
небытие она включила в себя саму, это еще не значит, что
вокруг нее отныне уже не может быть никакого небытия.
Оно останется в полной силе, но оно уже потеряло
определяющую способность для качества. Качество уже
теперь не заинтересовано во внешнем небытии, не зависит от
него, не соотносится с ним, не определяется им. Само же по
себе это небытие, конечно, существует; и для-себя-бытие,
абсолютная определенность вещи, по-прежнему продолжает
выделяться на его фоне своими резкими и яркими очертаниями.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.