Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том седьмой§2. "Введение в "Гармонику" Птолемея" Знаменитый Клавдий Птолемей, живший во времена Марка Аврелия во второй половине II в. н.э., занимался математикой, астрономией, астрологией, физикой, географией и многими другими естественнонаучными дисциплинами. Среди его дошедших до нас сочинений имеется музыкально-теоретическое исследование под названием "Гармоника". Эту "Гармонику" Птолемея как раз и комментировал Порфирий. Нас не могут интересовать здесь музыкально-теоретические подробности ввиду их чрезвычайного технического формализма и далекости от эстетической тематики. Но наряду с музыкально-теоретическим формализмом у Порфирия имеется много разного рода философско-эстетических суждений, которые можно считать прямым введением в то, что является античной эстетикой вообще, и в частности эстетикой Порфирия32. 1. Критерии музыкальной гармонии Приведем некоторые тексты из комментариев Порфирия к Птолемею. Птолемей пишет: "Судят о гармонии (critēria harmonias) слух и разум
(logos), причем по-разному: слух судит об ее материи и том,
что претерпевает изменения (to paschon), a разум об
эйдосе и причине" (Harm., р. 3, 3).
Порфирий комментирует это следующим образом. "Древние считали, что чувство и разум судят не только о различиях в шумах и о гармонии, возникающей из них, но и вообще обо всем чувственно-воспринимаемом. Действительно, не все то, о чем судит разум, подлежит суждению чувств, но чувственно-воспринимаемое всецело подлежит разуму. Под чувством и разумом они понимали как способности души (а именно восприятие и расчет), так и использование этих способностей. Эйдос воспринимается как чувствами, так и разумом потому, что эйдосами являются как чувство, так и разум. Однако разумом воспринимается только сам эйдос, которому случилось быть в материи, тогда как чувством эйдос вместе с материей, поскольку оно ощущает только овеществленный эйдос. При этом чувство переходит к восприятию 72благодаря телесному аффекту [букв. "претерпеванию"], а согласно некоторым, в частности и Птолемею, оно и есть не что иное, как аффект. Действие же разума бестелесно и не сопровождается аффектом, поскольку разум актуально обладает бестелесным эйдетическим бытием (tēn oysian en aylōi eidei cai energeiai cectēmenos). Между прочим, точно таким же образом мы даем определение эйдоса и сущности: одни для самого эйдоса, другие для эйдоса, смешанного с материей. Часто встречаются и определения материи, однако преимущественно с точки зрения ее способности воспринять эйдос и быть его вместилищем (decticon). Поэтому есть три вида определений: понятийные, относящиеся только к эйдосу их Аристотель называет наиболее существенными; материальные единственно важные с точки зрения стоиков; а также смешанного вида их предпочитал Архит. Все эти определения так или иначе суть определения эйдоса, но одни только эйдоса, другие эйдоса вместе с материей, а третьи материи как вместилища для эйдоса. Так, например, берется звук, называется шумом, его особенность воспринимается слухом, колебания воздуха воздействуют на слух, а само колебание есть движение воздуха. Как все эти определения относятся к эйдосу по-разному, так и естественные способности суждения: все они обращены на эйдос и им возбуждаются, но чувство [реагирует] на овеществленный эйдос, а разум отделяет его от материи. Поэтому некоторые считают, что разум судит о сущности (поскольку древние также понимали под эйдосами не сущности), а ощущение о том, что сущности причастно (oysiōmenōn), то есть об эйдосах вместе с материей или в материи; поэтому, по их мнению, чувство судит не о гармонии, а о том, что причастно гармонии. Действительно, причастное гармонии отличается от гармонии, как и счисляемое от числа: счисляемое есть число в материи или вместе с материей, а причастное гармонии гармония в материи или вместе с материей. Что же касается разума (logos), то это слово
употребляется в самых разных значениях, в том числе и как
разум естества (ho physicos logos), то есть разум семенных
потенций, а также разум проявляющийся в сочетании
естественных действий" (р. 11,1 12,8 Düring).
2. Иерархия познавательных способностей Здесь, однако, Порфирий считает необходимым привести замечания относительно общей теории познания. Мы читаем следующее рассуждение, непосредственно связанное с предыдущим. "Благодаря таким и такого рода рассуждениям, которыми полны сочинения древних, разум повсюду соотносится с эйдосом и причиной. Что же касается чувства, то оно, в соответствии со сказанным, [соотносится] с материей и тем, что претерпевает изменение; причем эта материя душа, поскольку вообще все воспринимающее (hypobebēcota) ближайшим образом оказывается материей привходящего (epanabebēcotōn); в этом смысле чувство можно назвать материальным умом хотя он и есть несмешанная телесная материя, поскольку оно оказывается материей для привходящего извне ума, когда действует свойственным ему образом. Достаточным подтверждением сказанному является процесс 73возникновения отчетливых суждений. Когда названный разум дает эйдос материи, оказывается, что душа соприкасается с сущими [предметами] и как бы опять отторгает эйдосы от материи, воспринимает их в себя и некоторым образом возвращает их нематериальному, и тогда возникает суждение. Начало ощущения восприятие, которое, соприкасаясь с существующим, пытается его вместить и передать о нем весть и ввести его в душу словно некий проводник и вожатый. А после этого то, что введено, подхватывается представляющим впечатлением и благодаря разуму записывается в душе как бы на некую дощечку, в ней находящуюся. Третья после них способность восприятия особенного, нечто вроде способностей живописца или ваятеля, воображение (phantasia), которое не довольствуется эйдосом наименования и записи, но оценивает точность уподобления наподобие тех, кто изображает ушедших в плавание, или тех, кто следует приметам (toys tois symbolois paracoloythoyntas). Как и они, воображением, оценившим облик предмета в целом и получившим таким образом отчетливое о нем представление (hopotan... acribōēi), откладывается в душе его эйдос. Это и есть мысль (ennoia), с возникновением и утверждением которой возникает определенный тип знания (hē tēs epistēmēs... diathesis), благодаря которому словно разгоревшийся свет от вспыхнувшего огня ум обнаруживается как бы в виде острого зрения, направленного на подлинное бытие. Итак, благодаря восприятию душа начинает опознавать
наличный в материи эйдос; благодаря впечатлению она
соотносит обозначенное с предметом обозначения; благодаря
воображению [она осознает], что созданное ею подобие
таково, каково и находящееся извне. Благодаря мысли,
переходящей ко всеобщему, происходит перевод эйдоса в
нематериальный план, после чего знание, получив опору в
восприятии, достигает степени чистого воспринимающего ума,
следующего за ступенью всеобщности. Поэтому и ум возникает
относительно того, о чем знание и мысль, связанная с
эйдосом, дающим целостный облик (morphēn) материи"
(13, 12 14, 14).
Возникновение в уме нематериального эйдоса Порфирий сравнивает с печатью, от которой получен оттиск, на основании которого сделана новая печать и могут быть получены оттиски на другом материале. Так же, согласно Порфирию, бестелесный и нематериальный эйдос, оставляя отпечаток в материи, становится телесным. Когда душа начинает воспринимать телесный образ, он в душе вновь становится бестелесным и нематериальным. Таким же образом происходит и суждение о сущем (р. 14, 14-22). Суждение на основании ощущения и суждение на основании разума Порфирий уподобляет царю и вестнику, когда один все выбирает, знает заранее и обсуждает это внутри сам с собой; а другой способен только воспринимать таблички, прочитывать их и возвещать о том, что прочел. Вестник возвещает то, о чем он прочел, тогда как царь, знающий все наперед, понимает не только то, что возвещено, но и то, что тот изложил неточно, и вообще смысл сообщения в целом. 74Так же разум и ощущение: разум знает то, что воспринято ощущением, и может точнее, чем оно, изложить чувственно-воспринимаемое. При этом в процессе познания существующего ощущение предшествует разуму, однако на основании этого оно не является сильнейшим, нежели разум, в суждении (р. 15, 10-22). 3. Необходимость сочетания двух основных критериев Продолжая рассуждение о различиях чувства и разума, Порфирий тем не менее требует их обязательного совмещения. Особенностью ощущения, по Порфирию, является постижение в целом (to holoscheres), что противоположно точному постижению (tōi acribei). Наоборот, разум обладает точностью, которой недостает ощущению, почему только из их сочетания и возникает совершенное суждение о чувственно-воспринимаемом (15, 32 16, 17). Это соотношение между ощущением и разумом соответствует соотношению между материей и эйдосом. "Материя сама по себе беспредельна и неопределенна,
поэтому связанные с ней аффекты так же беспредельны и
неопределенны. Эйдос же ограничивает и определяет материю,
а причины движения определяют аффекты. В какой степени
подвижно движущее, в такой же степени движется и
движущееся. Чувство есть нечто материальное и
претерпевающее, а разум нечто эйдетическое и
относящееся к причине движения. Поэтому естественно, что
рассмотрение и суждение на основании ощущений (haï
aisthēticai dialēpseis cai criseis), будучи в
себе неопределенными, получают определение и ограничение
благодаря разумному рассмотрению. А если это так, то
необходимо должно быть два критерия гармонии, слух и разум"
(р. 16, 23-31).
В связи с этим Порфирий приводит текст из сочинений некой Птолемаиды, придерживавшейся пифагорейской точки зрения на соотношение чувства и разума в оценке музыкальных произведений. "Какова разница между основными представителями
музыкальной теории? Одни предпочитают только сам разум,
другие ощущение, третьи и то и другое.
Предпочитают один только разум те из пифагорейцев, которые
наиболее остро выступали против музыкантов и хотели вообще
изгнать ощущение, а разум сделать самодовлеющим критерием.
А музыкантов они порицают за то, что те всячески принимают
ощущаемое в качестве начала и забывают [о разуме]. Ощущение
предпочитают исполнители, которые либо ничего не понимают в
теории, либо очень слабо. Те, кто выдвигают оба начала,
различаются между собой так. Одни считают, что оба начала
ощущение и разум равнозначны, Другие
предпочитают ощущение, третьи разум. О
равнозначности обоих говорит Аристоксен Тарентский,
поскольку как чувственно-воспринимаемое не может быть само
по себе отдельно от разума, так же и разум не в силах
представить что-либо, не получив предпосылок (tas archas)
от ощущения и не соотнеся с ощущением несомненный результат
созерцания. Однако в каком же смысле можно говорить о
превосходстве ощущения над разумом? В смысле порядка, а не
силы. В самом деле, рассуждает он, когда ощущением
определяется, каково чувственно-воспринимаемое, тогда для
его рассмотрения следует прибегать к разуму. Кто же
принимает оба начала в равной мере?
75Пифагор и его преемники. Они
считают ощущение проводником разума, который как бы
передает ему огненные искры, а разум под их влиянием
в себе рассматривает то, что уже отделилось от
ощущения, в результате чего аккорд, найденный разумом, не
соответствует ощущению... при этом они говорят, что
ощущение ошибается, а разум отыскивает истину в себе и
опровергает ощущение..." (р. 25, 9 26, 1).
4. Заключение Если миновать техническую теорию музыки, не составляющую предмет нашего исследования, то, подводя итог предыдущему, можно сказать следующее. По Порфирию, не только музыкальное восприятие, но и человеческое восприятие вообще было бы бессмысленным, если бы оно опиралось только на одну неопределенно-текучую чувственность. Чувственное восприятие возможно только потому, что бескачественная материя является вместилищем того или иного качества, или, говоря вообще, смысла, который у Порфирия носит традиционно-платоническое наименование эйдоса, то есть интуитивно-умственного смысла вещи. Но за этим резким и принципиальным разделением эйдоса и материи тут же следует у Порфирия и категорическое признание необходимости сливать то и другое в одну нераздельную цельность. Эйдос вещи сколько угодно можно рассматривать и без самой вещи. Но это уже будет созерцанием чисто умственных построений, которые тоже на свой манер реальны, но не являются картиной самих вещей, а только принципом построения такой картины. Материальная вещь тоже может рассматриваться сама по себе, без внимания к смыслу самой вещи, к тому, чем она по существу своему является. Такое познание вещей возможно. Но оно туманно и неопределенно, будучи далеким от всякой науки, а мы сейчас еще прибавили бы от себя, и от всякой эстетики. Это разделение эйдоса в себе, материи в себе и их объединенности в оформленной вещи, в осмысленно познаваемой вещи есть типично платоническое, и от него Порфирий не отступает ни на шаг в сторону. Специально мы обратили бы внимание на то, что если чувственная вещь отражается в человеческом уме как ее чувственный образ, то и осмысленная вещь тоже, по Порфирию, отражается в уме как некоторого рода образ, но уже специфический. Он не так пассивен и текуч, как чувственный образ, но и не так неподвижен, как отражается в уме чистый эйдос. Музыкальный аккорд, не будучи ни тем, ни другим, отражается в человеческой душе как наглядный и четкий, но в то же время и жизненно подвижный символ вещи. Этот момент очень важен, поскольку в античной литературе phantasma обычно выступает как обозначение пассивного и чувственно-текучего образа такой же вещи. Ввиду типичного платонизма всей этой теории ее можно было бы и не приводить в анализе философской эстетики Порфирия. Однако мы все же сочли необходимым это сделать ввиду того, что онтологически-гносеологическая теория дается здесь Порфирием не в чистом виде, но в применении к искусству, в данном случае к музыке. А это очень важно потому, что подобного рода теорию Порфирий применяет и вообще во всех областях человеческого творчества. И когда он будет говорить о мифе, то это тройное деление эйдос, материя и символ будут применяться им также и к мифологии. Тут, несомненно, перед 76нами именно введение в философскую эстетику и вообще в эстетику Порфирия. 5. Некоторые уточнения Издатель и комментатор как "Гармоники" Птолемея, так и комментария на нее у Порфирия И. Дюринг, вполне правильно формулирующий эстетику Порфирия в данном случае, вносит некоторые немаловажные разъяснения. То, что Птолемей и Порфирий исходят из противопоставления логоса и материи, это совершенно правильно. Но, по И. Дюрингу33, здесь надо различать три момента. Во-первых, это есть различие умопостигаемого и чувственно-постигаемого. Это соответствует аристотелевскому разделению эйдоса и материи. Во-вторых, подобного рода разделение; по И. Дюрингу, не является у Порфирия окончательным. Логос и эйдос оформляют материю, так что в конце концов получается как бы умопостигаемое понимание чувственности. Выражение "умопостигаемое через чувственное ощущение" (di'aisthēseōs noēta) принадлежит уже самому Порфирию. Поэтому, в-третьих, логос оказывается вообще способностью мыслительно охватывать все существующее. Кроме того, по И. Дюрингу, в этой эстетике Птолемея Порфирия можно узнать четыре источника. Противоположность эйдоса и материи имеется уже у Аристотеля и имеет свою длинную перипатетическую историю. Противоположение "слуха" (асоē) и "логоса" пифагорейское. Здесь, между прочим, интересно учение Пифагора, зафиксированное в теперешних фрагментах Аристотеля (207 Rose) и гласящее, что "материя текуча и всегда становится все другим и другим". В теории Птолемея Порфирия еще содержится момент противопоставления "претерпевания" (pathos) и его "причины". Это, по И. Дюрингу, пришло от стоиков. И, наконец, противоположность умопостигаемого и чувственно-постигаемого дана Платоном. Такое различение четырех источников эстетики Порфирия не лишено основания. Однако слишком уже ясно, что как противоположение идеального и материального, так и их отождествление есть типичный продукт неоплатонической эстетики, сам по себе единый, целостный и нераздельный. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, История Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|