Ф. В. Константинов и др. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



ЗАКОН ПЕРЕХОДА
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ



1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ПЕРЕХОД ИХ ДРУГ В ДРУГА

При изучении природы перед нашим взором раскрывается великое качественное многообразие ее явлений, процессов, предметов.

Уже издавна философия и естественные науки пытались дать ответ на вопрос о том, чем объясняется это качественное многообразие природы, как связаны между собой такие качественно различные явления, как, скажем, неорганическая и органическая (живая) природа, одни виды растений и животных с другими, животные и человек и т.д. Но правильный ответ на этот вопрос не сразу был получен. И это не удивительно, так как неразвитое состояние науки, а также и практической деятельности человека долго не позволяло найти истинный подход к столь сложной и трудной проблеме.

Одни философы и ученые считали, что качественное разнообразие природы есть нечто само собой разумеющееся и его нужно принять как факт. Они или не пытались объяснить этот факт, или полагали, что мир был создан в таком виде высшей "творческой" силой – богом – либо каким-то другим сверхъестественным путем. Другие философы и ученые стали на путь отрицания качественного различия между явлениями природы и сводили все к чисто количественному различию. Они признавали развитие, но понимали его как количественные изменения, как количественную группировку и комбинацию каких-то качественно неизменных тел. Этот взгляд на мир возник еще в древности и наиболее широкое распространение получил в XVII и XVIII вв.

Так, древнегреческий философ Анаксагор (V в. до н. э.) учил, что природа состоит из бесконечного количества качественно различных "семян" (гомеомерий). Развитие он представлял как количественно различное соединение и разъединение гомеомерий. Один предмет отличается от другого тем, что в нем скапливается больше или меньше однокачественных "семян" вещей. Этот наивный взгляд обосновывался тем, что, например, у человека, употребляющего пищу, растут кости, волосы, ногти и т.п.; следовательно, в пище уже в готовом, но малом виде содержатся кости, волосы, ногти и пр.

Французский философ XVIII в. Робинэ, в силу слабого развития биологии не имея возможности научно объяснить переход от неживой материи к жизни, объявил все существующее проявлением органичности, т.е. живого. Он полагал, что между камнем, дубом, лошадью и человеком нет качественного различия. "В камне и в растении, – писал он, – можно найти те же самые существенные для жизни принципы, что и в человеческом организме; вся разница заключается в комбинациях этих признаков, в числе, пропорции, порядке к форме органов"81.

Несомненно, у названных Робинэ предметов есть общее, однако общие свойства не снимают глубокого качественного различия и тех особых законов по которым каждый из этих предметов возникает и существует. Мы ничего не поймем, например, в человеке, в его жизни и деятельности, если возьмем лишь то общее, что объединяет его с камнем или деревом (что они состоят из некоторых общих химических элементов, существуют в пространстве и времени и т.д.). Только выяснение качественных отличий человека от камня, от растения и животного может помочь нам понять его место и роль в общей цепи развития природы.

Количественная теория развития имела свое историческое оправдание в том что в XVII-XVIII вв. из всех наук наиболее разработаны были механика и математика. Механический, количественный подход к природе неизбежно приводил философов, естествоиспытателей К пренебрежению качественными различиями предметов, к сведению всего богатства форм движения к простейшей механической форме, к пониманию развития как чисто количественной комбинации каких-то качественно неизменных "кирпичей" мироздания. Количественная теория тогда имела прогрессивное значение в борьбе с религией, так как в противоположность последней стремилась найти естественное объяснение многообразия мира. Однако сведение качественного разнообразия предметов и развития к чисто количественным различиям и изменениям глубоко ошибочно.

Сложным и противоречивым путем, медленно, но верно шла наука к истине, подготовляя возникновение единственно правильного объяснения качественного многообразия мира, устанавливая действительное отношение между количественной и качественной сторонами явлений, процессов. Развитие физики, химии, биологии и других наук помогло человеку проникнуть в сущность явлений, понять развитие как качественные превращения одних предметов в другие в результате количественных изменений. Особенно большое значение имели в этом отношении успехи химии. Энгельс указывал, что "химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава"82.

Развитие физики за последние десятилетия и открытие превращения элементов, радиоактивности, превращения одних "элементарных" частиц в другие снова и снова подтверждают диалектическое понимание развития в природе и вместе с тем обогащают это понимание новыми знаниями.

Учение марксистской диалектики о переходе количественных изменений в качественные есть обобщение данных наук о природе, обобщение опыта мировой истории человечества, раскрывающее один из важнейших объективных законов развития.

Чтобы лучше понять закон перехода количественных изменений в качественные, необходимо прежде всего разобраться в понятиях качество и количество. Когда мы исследуем какой-нибудь предмет, нам прежде всего бросается в глаза определенность предмета, отличающая его от других предметов. Эта определенность и составляет его качество. Природа представляет собой единство многообразных предметов, явлений, процессов. Это многообразие природы есть выражение качественного различия между предметами. Например, имеется качественное различие между неорганической природой и органической: живое может существовать лишь при условии специфического обмена веществ с окружающей его средой, неживое не нуждается в таком обмене. В свою очередь между различными частями органической природы, например растениями и животными, имеются также качественные различия. А человек по сравнению с ними есть уже иное качество.

Качественная определенность присуща и всем общественным явлениям. Капитализм, например, есть определенное качество, совокупность ряда существенных для него признаков, черт и сторон: наличие класса владельцев средств производства и класса наемных рабочих, эксплуатация капиталистами рабочих и т.д. Социализму как качественно новой общественной формации свойственны другие черты: общественная собственность на средства производства, отсутствие наемного труда и эксплуатации человека человеком.

Приведенные примеры позволяют понять, что качество – это прежде всего определенность предметов и явлений, единство их существенных черт, сторон, делающих их данными предметами и явлениями. Нет явлений и предметов, которые были бы лишены качественной определенности. Бытие, лишенное качественной определенности, невозможно. Луг, озеро, скала, дерево, звезда, животное и т.п. – все это разные явления и предметы благодаря своей качественной определенности.

Но качество есть не просто определенность. Это определенность, внутренне присущая предмету, в силу чего изменение качества означает изменение данного предмета. Если живой организм перестанет осуществлять обмен веществ с окружающей средой, то он погибнет, утратит качество живого организма, так как в обмене веществ состоит сущность его бытия, жизни.

Качество обнаруживается через свойства. Хотя понятия "качество" и "свойство" употребляются часто как равнозначные, между ними имеется различие. Свойство – это качество в одном из его внешних выражений, в отношении данного предмета к другим предметам. О качестве, т.е. о внутренней определенности предмета, мы можем узнать только по тому, как оно проявляется в присущих ему свойствах. Так, о том или ином человеке, о его человеческих качествах мы можем судить лишь на основании его отношения к другим людям, к обществу.

Качественно определенная вещь проявляется во многих свойствах. Например, химический элемент находит свое выражение в таких свойствах, как принадлежность к группе металлов или металлоидов, определенный атомный вес, валентность и т.п. Металл проявляется в таких свойствах, как плотность, сжимаемость, температура плавления, теплопроводность, электропроводность и др.

Вещь характеризуется не одним каким-нибудь свойством, а множеством свойств; однако качество неправильно было бы сводить к простой сумме свойств; качество есть то, что связывает все свойства вещи воедино, что выражает целостность вещи. Различая качество и свойство, было бы неправильно вместе с тем разделять их абсолютной гранью. Качеством вещи можно считать ее наиболее существенные свойства, которые определяют все остальные ее свойства и без которых вещь перестает быть самой собой.

Не все свойства предмета проявляются одновременно. Какие из множества его свойств выступают на первый план, зависит от его конкретных связей с другими предметами. В одних связях проявляются одни свойства предмета, в других связях – иные свойства. Свойства предмета могут меняться в зависимости от изменения его связей с окружающим миром.

Отдельные свойства предмета могут возникать и исчезать без того, чтобы изменилась вещь, ее коренное качество. Изменение отдельных свойств вещи, конечно, означает, что она претерпевает какие-то качественные изменения, но изменения эти не касаются ее коренной качественной определенности, в силу которой она есть данная, а не иная вещь. Это следует иметь в виду, чтобы, с одной стороны, не сложилось неправильное представление, будто на всем протяжении своего существования вещь остается тождественной, не испытывает абсолютно никаких качественных изменений, и, с другой стороны, чтобы изменение отдельных сторон, свойств предмета не принимать за коренное изменение его существа, его качественной определенности. Например, некоторые свойства капитализма на высшей, империалистической стадии его развития изменились: свободная конкуренция превратилась в свою противоположность – в монополию. Без учета этого важнейшего изменения невозможно понять современный капитализм. Но коренное, существенное качество капиталистического строя, в силу которого он является капитализмом, не исчезло, хотя идеологи империализма и ревизионисты стараются выдать современный капитализм за некое новое, не буржуазное общество. Только ликвидация тех главных черт, которые определяют капитализм как определенное социально-экономическое качество (частная собственность на средства производства, система наемного труда, эксплуатация рабочих), может означать его уничтожение, переход в новое качество.

В отличие от свойств, которые в рамках данного предмета могут изменяться, не будучи постоянными, качество выражает относительную устойчивость, постоянство предмета. Благодаря качеству предмет есть то, что он есть. Время существования предмета определяется его бытием как определенного качества. Качественное изменение означает прекращение существования данного предмета, превращение его в иной предмет.

Качество есть, употребляя выражение Гегеля, граница, благодаря которой одни предметы отличаются от других; это граница не внешняя, не пространственная, а внутренняя, выражающая специфику, своеобразие предметов, Эта граница не навязана предметам человеческим сознанием, а объективно присуща самим предметам. Если бы ее не существовало, все слилось бы в одну неразличимую массу.

Таким образом, понятие качества отражает чрезвычайно важную сторону всех предметов, явлений и процессов объективного мира. Подытоживая сказанное, качество можно выразить как неразрывно связанную с самим предметом определенность, как совокупность всех существенных черт, признаков, придающих предмету относительную устойчивость и отличающих его от других предметов.

Качество предметов не существует вне связи с их количественной стороной. Понятие количества есть также всеобщая категория, отражающая одну из важных сторон любого предмета, явления или процесса. Количество также выступает как определенность предмета, но в отличие от качества оно характеризует предмет со стороны степени развития его свойств: величины, объема, числа, скорости движения, интенсивности цвета и т.д. Например, стол может быть большой или маленький, звук может быть продолжительный или короткий, высокий или низкий и т.д.

Количественная определенность общественных явлений не всегда выразима в столь точных величинах, как у явлений неорганической природы, но и здесь каждое явление, каждый процесс имеет не только качественную, но и количественную сторону. Например, уровень развития производительности труда, производительных сил, темпы развития производства и других сторон общественной жизни, количество людей, занятых производительным трудом, степень эксплуатации рабочих капиталистами, размеры национального дохода, его распределение и т.д.

Количество, количественная определенность предмета имеет по сравнению с качеством ряд особенностей, которые очень важно знать, чтобы понять сущность закона перехода количественных изменений в качественные. Предмет перестает быть тем, чем он был, когда он теряет свое качество; следовательно, качество тождественно, т.е. как бы сливается, совпадает с самим предметом. Этого нельзя сказать о количественной стороне предмета. Количество можно увеличивать или уменьшать, но при этом предмет не утрачивает своего качественного состояния. Так, твердая медь не перестанет быть самой собой, если ее температура повысится до 600° или даже до 1000°С. Количество есть более внешняя, на первый взгляд как бы безразличная к качеству предмета определенность, не столь тесно связанная с предметом, как качество. Предмет, количественно изменяясь, до известного предела не перестает быть самим собой.

Но присмотримся ближе к количественным изменениям и их значению в процессе развития. Когда мы утверждали, что нечто можно увеличивать или уменьшать без того, чтобы оно утратило свое качество, то мы не принимали во внимание границы, пределы этого количественного изменения. В действительности же, рассматривая приведенный выше пример, если температуру меди повысить до 1083°, то медь начнет плавиться. Это показывает, что безразличие предмета к количественным изменениям имеет место лишь до известного предела: наступает такой момент, когда дальнейшее изменение числа, величины, объема или иного количества становится совсем небезразличным для судьбы предмета.

Выходит, таким образом, что количество, количественные изменения внутренне связаны с качеством, с предметом, но эта связь не сразу проявляется и обнаруживается. Количественные изменения также имеют определенные границы, пределы. Однако, если "нарушение" качественной границы предмета влечет за собой изменение самого предмета, границы количественных изменений предмета более эластичны: количественные изменения могут колебаться, быть большими или меньшими, и это не сразу влечет за собой изменение качества предмета. Но то, что количественные изменения не столь невинны для предмета, становится очевидно при их нарастании. В процессе количественных изменений закономерно наступает такой момент, когда малейшее изменение количества ведет к коренному, качественному изменению, к возникновению нового качества. Иначе говоря, количественные изменения имеют предел, выход за который уже не остается безнаказанным для предмета, для его качественной определенности.

Таким образом, количество есть такая сторона предметов, явлений, процессов, которая характеризует степень, объем, интенсивность их развития, имеет численное выражение и особенность которой состоит в том, что ее изменения, достигнув известного предела, воздействует на качество предметов.

Наука о природе дает массу доказательств этой взаимосвязи количественных и качественных изменений. Если делить неживое тело на все меньшие частицы, то неизбежно достигается граница, за которой количественные изменения вызывают качественные. Тело делится на молекулы, молекулы – на атомы. Атомы по своему качеству и свойствам отличаются от молекул, а молекулы – от физического тела. Атомы тоже не есть предел делимости, они состоят из других, более малых частиц – протонов, нейтронов и электронов, имеющих свои специфические законы движения. При взаимодействии и столкновении атомов, движущихся с энергией в несколько электроновольт, атомы остаются теми же, не утрачивают своего качества; можно увеличить энергию в тысячи раз – результат будет тот же. Но когда энергия вырастает до миллионов электроновольт, тогда происходят уже качественные изменения ядер атомов, одни атомы превращаются в другие.

Для того чтобы стала возможна цепная реакция расщепления ядер с целью атомного взрыва, требуется количественно определенная масса урана. Минимальное количество урана, необходимое для нормального протекания цепной реакции (около килограмма), называется критической массой. Если количество урана меньше критической массы, то цепной реакции, а стало быть, и взрыва не произойдет.

Яркие примеры того, как количественные изменения, достигая известной границы, превращаются в изменения качественные, дает и химия. Соединяя одни и те же элементы в разных количественных пропорциях, мы получаем качественно различные вещества. На переходе количественных изменений в качественные основан открытый Д. И. Менделеевым периодический закон. Менделеев считал, что свойства химических элементов зависят от величины их атомного веса. Достижения современной науки позволили уточнить это положение и доказать, что место каждого химического элемента в таблице Менделеева определяется величиной заряда его ядра. Количественное изменение этой величины ведет к качественным превращениям элементов. Подобные примеры можно найти в любой области науки.

В этой зависимости качественных изменений предметов от количественных изменений нет ничего таинственного. Количественная сторона вещи не отделена от ее качества. Количество – это количество данного качества: величина, объем, интенсивность, степень развития предмета. Количественные изменения – это лишь относительно самостоятельный процесс: продолжаясь далее определенной для каждого предмета границы, количественные изменения вступают в резкое противоречие с качеством, становятся несовместимыми с ним. И тогда изменяется предмет, его качество.

Итак, качественная и количественная определенности предметов находятся в тесной связи между собой. Изменения одной вызывают закономерные изменения другой. Количественные изменения, достигая определенной для каждой вещи границы, вызывают качественные изменения. Но связь между количеством и качеством не односторонняя. Не только количественные изменения переходят в качественные, но и наоборот. Каждый процесс перехода количественных изменений в качественные означает одновременно и переход качественных изменений в новые количественные изменения. Это и естественно, ибо новое качество органически сочетается с новым количеством, с новыми количественными пропорциями. Проиллюстрируем это на примерах.

Кооперация труда, т.е. объединение разрозненных производителей, есть качественно новая форма производства. Количественные изменения здесь переходят в новое качество. В свою очередь это новое качество, т.е. кооперация труда, создает более высокую производительность труда, чем способны развивать разрозненные работники. Благодаря кооперированию труда повышается также производительная сила каждого отдельного работника, труд которого составляет часть целого. Это значит, что качественные изменения вызывают новые количественные изменения.

Известно, что социалистическая экономика развивается такими темпами, которые не под силу капитализму даже в лучшую пору его истории. Это объясняется преимуществами социализма перед капитализмом. Иначе говоря, переход к качественно новой, социалистической системе хозяйства порождает новые темпы развития: качество переходит в количество.

Значит, не только качественная определенность предметов зависит от количества, но и, напротив, количество, количественная определенность предметов обусловлена их качественной спецификой. Единство, взаимосвязь и взаимозависимость качества и количества выражаются в понятии мера. Каждый предмет есть мера в том смысле, что в основе его качественной особенности лежит определенное количество и, наоборот, его количественная определенность зависит от качественной сущности предмета. Гегель называл меру "качественным количеством". С равным правом меру можно назвать и "количественным качеством". Мера есть единство и взаимодействие качества и количества. Предмет как качественная определенность может существовать в связи не со всяким, а с известным, хотя и колеблющимся в известных границах, количеством, а количественные границы его изменений обусловлены качественной определенностью предмета.

Мера – одна из важных категорий материалистической диалектики. С ее помощью мы схватываем предмет в единстве, синтезе его качества и количества. Мера есть граница бытия предмета. Нарушение меры делает невозможным данное бытие, данный предмет. Поскольку предмет существует, ему присуща своя мера.

Очень важна мера в искусстве. Вне меры невозможно выразить красоту природы и человека. Это относится и к моральным понятиям и принципам. Безобидные в начале проступки против принципов социалистического общежития могут за известной границей перерасти в преступление. Басня Крылова "Демьянова уха" хорошо иллюстрирует необходимость меры и в гостеприимстве.

Из сказанного, однако, не следует, что естественный выход за меру есть нечто противное природе вещей. Речь шла лишь о том, что каждый предмет имеет свои границы связи и взаимообусловленности качественной и количественной определенности, которые нельзя нарушать безболезненно для предмета, ибо за пределами этой границы, за пределами меры он перестает быть данным предметом, превращается в нечто иное. Мера как раз и определяет, до каких пор, до какого предела количественные изменения не ведут к качественным изменениям. Когда же количественные изменения переступают этот предел, мера перестает быть мерой данного предмета, происходит его качественное изменение.

Выход количественных изменений за меру предмета есть закономерное явление и условие развития объективного мира. В силу выхода за меру количественные изменения приводят к коренным, качественным изменениям. Старое качество исчезает, возникает новое качество. Вместе с этим возникает и новая мера. В рамках новой меры опять-таки будут совершаться количественные изменения, которые на определенной ступени приведут к новым качественным изменениям, к смене старых, отживших форм новыми формами. Так происходит бесконечное развитие.

Сказанное выше позволяет сформулировать сущность рассматриваемого закона. Закон перехода количественных изменений в качественные есть закон, в силу которого мелкие, вначале незаметные, количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения, вследствие чего предметы изменяются, старое качество исчезает, возникает новое качество.

Будучи одним из важнейших законов развития и изменения объективного мира, этот закон имеет большое значение для познания. Выше было уже сказано, что законы диалектики являются как законами бытия, так и законами познания. Закон перехода количественных изменений в качественные требует прежде всего изучения качественной специфики, определенности вещей, без чего нельзя ничего узнать о вещи. Изучение качественной определенности той или иной группы или класса явлений есть единственно правильный путь, позволяющий установить особые закономерности развития этих явлений, не сводимые к законам других явлений. Так, только приняв во внимание качественную специфику микрообъектов (протонов, электронов, нейтронов и т.д.), можно понять, почему законы классической механики Ньютона непригодны для объяснения их движения. Здесь действуют законы квантовой механики. Живая природа существует и развивается по своим законам, отличным от законов неорганической природы. Человеческим обществом управляют иные законы, нежели законы природы. Вот почему марксизм ведет борьбу против теорий, стирающих качественное различие между законами общества и законами природы и пытающихся свести первые ко вторым, объяснить жизнь общества биологическими особенностями человеческих рас, борьбой за существование и т.п.

Современные ревизионисты, например, стараются стереть коренное качественное различие между социализмом и капитализмом, чтобы приукрасить капитализм, навязать трудящимся ложный взгляд, будто можно без революционного преобразования капиталистического строя изменить его природу.

Но качество вещи, как мы видели, не существует вне ее количественной стороны. Поэтому изучению количества, количественных отношений вещей диалектика также придает большое значение. Предмет, качество, не может быть понят без учета его количественной определенности.

Изучение количественной определенности вещей – сложный процесс, предполагающий способность абстрагирования от качественной пестроты предметов. Исследование количественной стороны явлений есть ступень углубления познания, способствующая раскрытию их законов. Например, когда физики, разложив белый свет на его составные части, установили, что в основе качественного различия между разными цветами – красным, фиолетовым, зеленым и т.п. – лежат электромагнитные волны разной длины, стал возможным научный анализ света. Выдающийся советский физик С.И.Вавилов писал по этому поводу:

"Прихотливая, субъективная область цветовых явлений, в течение тысячелетий ускользавшая от упорядочивающегося стремления ученых, вдруг обнаружила свою количественную сущность и отныне стала вполне подчиненной точному научному анализу"83.

Известно также, что химия стала прочно на ноги благодаря введению количественного метода изучения вещества; это позволило установить такие важные химические законы, как закон постоянства состава, закон кратных отношений и др. Не случайно в современной науке и общественной практике все большее значение приобретает математический метод познания.

Вместе с тем закон перехода количественных изменений в качественные как закон познания предостерегает от абсолютизирования количественного способа изучения, требует видеть его ограниченность и исследовать количественные процессы в их тесной связи с качественной определенностью вещей. Конечно, в Разных сферах познания дело обстоит по-разному. Например, в математике, имеющей дело с чисто количественными отношениями, мы правомерно отвлекаемся от качества предметов. Но, чем сложнее изучаемая форма материального движения, чем выше на лестнице природы она находится, тем более важно при исследовании количественных отношений не упускать из виду качественной специфики вещей и процессов, брать их в неразрывной связи и взаимодействии. Особенно важное значение это имеет при изучении общественных явлений.

Ленин неоднократно показывал, как буржуазные социологи и экономисты в целях искажения действительности использовали, например, статистику. Статистика изучает количественную сторону общественных процессов. Без нее невозможно исследовать, скажем, экономические явления. Но так как она оперирует количественной стороной сложных общественных явлений, ее при желании можно из орудия научного исследования превратить в орудие доказательства ложных идей. Так, для того, чтобы опровергнуть марксистское положение о том, что и в земледелии при капитализме происходит процесс вытеснения мелких производителей и рост крупного капиталистического хозяйства, чтобы защитить ложную идею об устойчивости мелких хозяйств, буржуазные экономисты и социологи сознательно в своих статистических выкладках классифицировали хозяйства по одному лишь признаку – по количеству земли. При этом они игнорировали такие качественные процессы, как применение наемного труда в земледелии, вложение капиталов в землю и т.п., т.е. то, что характеризует развитие капиталистического по своему качеству земледелия. "Одним учетом количества земли, – писал В.И.Ленин, – всех этих, сложных и разнообразных, процессов нельзя выразить, а именно из этих процессов и складывается общий процесс развития капитализма а земледелии"84.

Руководствуясь диалектическим законом перехода количества в качество и обратно, мы должны в своем познании учитывать как качественные, так и количественные процессы, видеть их связь и взаимообусловленность, их единство и противоречие, переходы друг в друга. Только такой подход составляет одно из важнейших условий истинного познания.

2. ЕДИНСТВО ЭВОЛЮЦИОННОЙ И РЕВОЛЮЦИОННОЙ ФОРМ РАЗВИТИЯ. СКАЧКИ

Анализ количественных и качественных изменений предметов показывает, что это два хотя и связанных между собой, но все же различных вида движения, каждый из которых имеет свои особенности. Количественные изменения есть эволюционная85 форма развития. Качественные изменения, напротив, представляют собой революционную форму развития. А так как количественные и качественные изменения взаимно связаны между собой, то необходимо сделать вывод, что развитие есть единство эволюционного и революционного изменения. Это имеет большое принципиальное значение и составляет одну из важнейших сторон диалектической теории развития.

Эволюционным называется такое изменение, при котором происходит постепенное количественное изменение существующего. Революционным считается коренное, качественное изменение существующего. Революционное изменение есть скачок, перерыв в постепенности количественных изменений, переход от одного качества к другому. Всякое качественное изменение осуществляется в форме скачка.

Поскольку развитие, как мы установили, есть переход количественных изменений в качественные и наоборот, оно не может протекать лишь эволюционно или лишь революционно. Между тем в истории философии и науки существовали теории, односторонне признававшие или эволюционную форму развития, или скачкообразную. Такие теории существуют и ныне. Согласно вульгарно-эволюционистской точке зрения, развитие имеет вид сплошной непрерывной линии постепенных количественных изменений без всяких качественных изменений, скачков. Преформистская теория в биологии выражает эту точку зрения. Своеобразным выражением преформизма в современной биологии является вейсманистская теория.

Хорошо показал несостоятельность этого взгляда Г. В. Плеханов. Когда метафизики, писал он,

"говорят о возникновении какого-нибудь явления или общественного учреждения, они представляют дело так, как будто это явление или учреждение было когда-то очень маленьким, совсем незаметным, а потом постепенно подрастало. Когда речь идет об уничтожении того же явления и учреждения, предполагается, наоборот, постепенное его уменьшение, продолжающееся до тех пор, пока явление станет совсем незаметным в силу своих микроскопических размеров. Понимаемое таким образом развитие ровно ничего не объясняет; оно предполагает существование тех самых явлений, которые оно должно объяснить, и считается лишь с совершающимися в них количественными изменениями"86.

Особенно широкое распространение вульгарно-эволюционистские взгляды получили в объяснении общественной жизни. Буржуазная философия использует эти взгляды для защиты капиталистического строя. Она утверждает, что общество развивается лишь эволюционно, без коренных изменений, без революционных потрясений и переворотов. Революционные скачки в развитии она считает противоестественными, нарушениями "нормального" и плавного движения.

На этой же метафизической теории основывается реформизм в рабочем движении, ревизующий марксистский научный социализм. Реформисты считают, что переход от капитализма к социализму может быть достигнут без революции, лишь в результате мелких реформ, не выходя за рамки буржуазного общества и без завоевания пролетариатом политической власти.

"Ревизионисты, – писал Ленин, имея в виду реформистов, – считают фразами все рассуждения о "скачках" и о принципиальной противоположности рабочего движения всему старому обществу. Они принимают реформы за частичное осуществление социализма"87.

Современные ревизионисты, как и во времена Бернштейна, утверждают, что социализм или элементы социализма будто бы растут всюду, в том числе и в капиталистических странах. И эти повторения бернштейнианства они пытаются выдать за новый вклад в марксизм. Ревизионисты смешивают материальные предпосылки социализма, создаваемые и созданные современным капитализмом, с самим социализмом. Реформисты и ревизионисты ведут борьбу против революционного марксизма, раскалывают рабочее движение и сбивают его на путь примирения с буржуазией, с капиталистическим строем.

Таким образом, суть вульгарно-эволюционистской точки зрения заключается в одностороннем выпячивании постепенности, плавности развития и в отказе от признания революционных скачков и их значения в развитии.

Менее широкое распространение получил другой, столь же односторонний и ошибочный взгляд, согласно которому развитие есть цепь одних скачков, переворотов без всякой постепенности. Известное отражение он нашел как в естествознании, так и в общественных теориях. Были, например, попытки объяснить изменения органического мира внезапными катастрофами, время от времени возникавшими и приводившими к изменению флоры и фауны. Такова теория катаклизмов известного французского ученого XIX в. Кювье. Подобных взглядов придерживались и некоторые другие естествоиспытатели. Голландский биолог Гуго де Фриз считал, что растения существуют столетия и тысячелетия в абсолютно неизменном виде, но вдруг благодаря действию какой-то "творческой силы" происходит, как он выражается, "толчок": растение качественно изменяется. Развитие живой природы имеет, с его точки зрения, "толчкообразный" характер. Но откуда эти толчки, чем, какими процессами они подготовлены? Гуго де Фриз отвечает, что они чисто случайны.

Представителями подобного взгляда на развитие общественной жизни являются анархисты, анархо-синдикалисты. Они полагают, что общественные перевороты совершаются неожиданно, без подготовительного периода, без постепенного собирания сил, без медленной эволюции, создающей предпосылки для революции.

Оба эти взгляда односторонни и не соответствуют действительному развитию объективного мира. "Жизнь и развитие в природе, – указывает Ленин, – включают в себя и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности"88. Каждый из этих видов движения есть закономерная и необходимая стадия в развитии всего существующего.

Эволюционное развитие – та стадия, на которой предмет претерпевает постепенные количественные изменения. Эти изменения сами по себе не могут дать нового качества, а лишь подготовляют качественное изменение. Чтобы последнее произошло, требуется перерыв постепенных количественных изменений, скачок, посредством которого и осуществляется переход от старого к новому. Качественные изменения, скачки играют большую роль в развитии. Поэтому необходимо подробнее рассмотреть эту философскую категорию.

Понятие скачок выражает закономерную стадию в процессе развития – стадию перелома в постепенных количественных изменениях, наступление качественных перемен. Скачок завершает эволюционную стадию.

По сравнению с постепенным, эволюционным движением скачок, революционное изменение отличается рядом важных черт. В то время как эволюция вносит в предмет лишь частные изменения, оставляя нетронутыми его качество, его основу, скачок – это форма коренных изменений предмета, переход предмета из одного качества в другое. Конечно, и эволюция есть форма изменений предмета, но это изменения не коренные, хотя они могут быть и важными. Например, развитие капитализма, особенно в период империализма, подготовляет материальные предпосылки для перехода к социализму. Однако количественный, эволюционный рост этих предпосылок сам по себе не означает перехода к новому обществу, к уничтожению буржуазного строя. К этому может привести только социалистическая революция, революционный скачок.

"Капитализм, – писал Ленин, – сам создает своего могильщика, сам творит элементы нового строя, и в то же время, без "скачка", эти отдельные элементы ничего не изменяют в общем положении вещей, не затрагивают господства капитала"89.

Огромное общественное значение учения диалектики о переходе количественных изменений в качественные состоит в том, что оно обосновывает закономерность, необходимость социальных революций при переходе от отжившего общественного строя к новому, более прогрессивному, например от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму.

Скачок, далее, означает перерыв постепенности количественных изменений, перерыв непрерывности развития. Перерыв непрерывности нужно понимать, конечно, не в том смысле, что прекращается развитие. Прекращается на определенной ступени лишь один вид изменений данного предмета – эволюционный, характеризующийся постепенностью, непрерывностью количественных изменений в пределах старого качества. Скачок есть переход от одного качества к другому. Это и означает, что в развитии произошел "перерыв": возникло нечто новое, старое ушло в небытие, в процессе движения завязался новый "узел", возникла новая веха, новая мера. Скачок поэтому не только не прекращает развития, а, напротив, является формой наиболее интенсивного изменения, высшим, кульминационным моментом развития, когда происходит ломка отжившего, тормозящего дальнейшее движение и расчищается путь более прогрессивным и жизнеспособным формам. Ярким подтверждением великого значения скачка в развитии общества служат социальные революции.

Скачок отличается от постепенности количественных изменений как форма сравнительно более быстрого изменения предметов. Количественные изменения обычно протекают медленно, в то время как скачок осуществляется в значительно более короткие промежутки времени.

Это не означает, будто скачки всегда и во всех случаях происходят мгновенно. Бывают скачки, совершающиеся в течение длительного времени; они могут составлять целую эпоху в развитии общества (например, мировая социалистическая революция).

В отличие от постепенных количественных изменений, часто незаметных, неуловимых и скрытых от взора, скачок – форма открытых изменений.

Но при всех различиях эволюционного и революционного, непрерывного и скачкообразного движения они друг друга обусловливают и представляют собой моменты единого процесса развития: количественные изменения подготовляют скачок, перерыв постепенности количественных изменений, этот последний создает условия для дальнейших количественных изменений.

Вот почему развитие природы, общества и человеческого мышления имеет вид не сплошной непрерывной линии, где одно незаметно, нечувствительно переходит в другое, а линии, в которой постепенные количественные изменения прерываются скачками, узлами, переходами от старого к новому, возникновением качественно новых образований. Крупнейшими скачками, перерывами постепенности в истории развития природы были возникновение жизни, возникновение сознания как свойства высокоорганизованной материи. Периодическая система элементов – яркий пример единства непрерывности и прерывности в развитии природы. Качественное различие между атомами элементов основано на количественном различии зарядов их ядер. Переход от одного элемента к другому совершается скачкообразно. Каждый новый элемент есть качественный узел в цепи развития, качественно новое звено, новая мера. Гегель образно назвал развитие, в процессе которого совершается переход от одной меры к другой, "узловой линией мер". Каждая новая мера представляет собой как бы "узел", новое качественное образование, созданное природой на бесконечном пути ее развития.

Такой же "узловой линией мер", где постепенные изменения прерываются скачком, возникновением качественно новых форм, является органическая жизнь. Когда совершился великий скачок и из неживой материи естественно возникла жизнь, то дальнейшее развитие живой материи не было постепенным количественным нарастанием возникших первоначальных форм. Хорошо по этому поводу писал советский биолог академик В.Л.Комаров:

"Если бы жизнь на земле, раз возникнув, возрастала затем только количественно, то поверхность земли покрылась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амёбы и другие близкие к ним организмы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы вещества, находящиеся в различных взаимоотношениях (химических, физических и пр.) с внешней средой, приобретают различные качества или, как говорят, дифференцируются. Однообразная масса становится разнородной"90.

Виды растений и животных – это и есть качественно различные "узлы", выражающие дифференциацию органической материи, превращение однородного в разнородное, разнообразное. Линия развития растений и животных – не непрерывная цепь, а непрерывность, скачкообразно прерываемая возникновением новых органических форм, видов.

Сказанное о единстве количественной постепенности и качественных скачков в природе целиком относится и к развитию общества. Каждая новая общественно-экономическая формация рождалась в результате предшествующего постепенного количественного развития старой формации и знаменовала собой крупный скачок, перелом в развитии общества.

Развитие человеческих знаний также совершается через перерывы постепенности. Великим открытиям в науке предшествуют периоды медленного накопления фактов, наблюдении, формулирования отдельных частных положений и принципов; все это затем позволяет "вдруг", "внезапно" совершить быстрый скачок вперед. Примером таких скачков в развитии науки являются обоснование Коперником гелиоцентрической системы, открытие законов механики Галилеем и Ньютоном, открытие Ломоносовым закона сохранения вещества и движения, теория происхождения видов Дарвина, возникновение марксизма, явившееся величайшим революционным переворотом в истории человеческого мышления, дальнейшее развитие Лениным марксизма, разработка им теории империализма, новой теории социалистической революции, теории строительства коммунистического общества, многочисленные открытия науки XX в. (теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, мичуринское учение в биологии, открытие эры освоения космоса и т.д.).

Не только вся история мышления, но любой процесс познания является единством непрерывности и прерывности, постепенности и скачков. Требуется постепенное количественное накопление фактов, наблюдений на ступени чувственного познания, чтобы перейти к обобщениям, означающим скачок от одной ступени познания к другой – от живого созерцания к абстрактному мышлению. Этот скачок означает углубление познания, переход от изучения внешних проявлений предметов к их сущности.

Вся система многочисленных наук отражает единство непрерывности и прерывности природы. Каждая из наук – физика, химия, биология, общественные науки – изучает отдельные формы движения, качественно отличающиеся друг от друга. Все науки вместе с тем связаны между собой в единую систему наук, ибо они отражают отдельные стороны единой, бесконечно разнообразной природы, движущейся материи. Подобно тому как природа и непрерывна и дискретна (т.е. прерывна), так и науки едины, непрерывны (т.е. связаны друг с другом) и дискретны (т.е. разделены).

3. О МНОГООБРАЗИИ ФОРМ ПЕРЕХОДА ОТ СТАРОГО КАЧЕСТВА К НОВОМУ

Материалистическая диалектика не ограничивается положением о том, что переход от одного качества к другому совершается посредством скачка. Понятие "скачок" дает только общее указание, как осуществляются качественные превращения. Диалектика требует учитывать многообразие форм перехода одного в другое, разнообразные формы скачков. Это требование диалектики имеет огромное методологическое значение. Оно ориентирует на конкретный анализ конкретных форм переходов, проявляющихся по-разному в разных явлениях и процессах в зависимости от разных обстоятельств.

В этом отношении показателен подход Ленина к вопросу о скачках в обществе. Он подверг критике тех социалистов, которые, зная, что переход от одной формации к другой совершается скачкообразно, глубокомысленно заявляли, что между капитализмом и социализмом находится "скачок", и дальше этого не шли. Главное же, по Ленину, состоит в том, чтобы найти, схватить, выразить конкретную форму скачка, перехода, и в зависимости от этого действовать.

Формы скачков, переходов от старого качества к новому определяются природой развивающихся предметов и явлений и конкретными условиями, в которых они развиваются. Втиснуть эти многообразные формы в какую-нибудь схему невозможно. Задача состоит в том, чтобы, руководствуясь общим законом диалектики, что всякий переход от одного качественного состояния к другому есть скачок, выяснить конкретные формы этого перехода в каждом данном случае. Приведем примеры, показывающие, сколь многообразны формы качественных превращений.

Есть объекты, качественные изменения которых происходят лишь в форме такого скачка, который сразу, целиком меняет объект. Именно так качественно изменяются химические элементы, что нашло научное выражение в таблице Менделеева. Кстати отметим, что и количественные изменения, вызывающие качественные превращения элементов, протекают своеобразно. При переходе от одного элемента к другому, скажем от кислорода к фтору, нет постепенного нарастания количественных изменений в заряде ядра: последний увеличивается сразу на единицу, и это порождает скачок, переход к новому элементу. Заряд ядра кислорода равен 8, фтора – 9. Следовательно, не только качественные изменения, скачки, но и количественные изменения протекают своеобразно, в зависимости от характера явлений и процессов.

На это обращал внимание Энгельс, отмечая своеобразие перехода одной формы энергии в другую, например теплоты в механическое движение и наоборот. При этом переходе нет количественного уменьшения или увеличения энергии; количество энергии остается одним и тем же, а качество тем не менее изменяется. Значит ли это, что в данном примере нарушается закон перехода количественных изменений в качественные и последние возникают без предварительных количественных изменений? Нет, и здесь количественные изменения вызывают качественные, но своеобразно. Как показал Энгельс, переход из одной формы движения в другую всегда является процессом, "происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например, теплоту), а другое получает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение)"91. Значит, и в данном случае количественные и качественные изменения взаимно связаны между собой.

Как бы ни отличались скачки (переходы от одного качества к другому) по своей форме, сущность их одна: в любой форме они выступают как перелом в развитии, как коренное изменение, преобразование предмета, как уничтожение старого и возникновение нового. Говоря о форме постепенного перехода от одного качества к другому, Энгельс подчеркивал: "При всей постепенности, переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком, решающим поворотом"92.

Иногда думают, что скачок обязательно совершается в виде мгновенного акта. Как уже было сказано, по сравнению с периодами эволюционного развития скачки, несомненно, являются формой более быстрого и интенсивного развития. Но отсюда не следует, что скачки связаны с какими-то точно фиксированными сроками. Ленин в статье "Очередные задачи Советской власти" (1918 г.), указывая на задачу строительства новой, социалистической жизни, советского демократизма и вовлечения широчайших масс в управление государством, предупреждал, что ее невозможно решить мгновенно. Критикуя тех, кто думал, что скачки такого рода могут осуществиться в один присест, Ленин писал:

"О том, что "скачком" учителя социализма называли перелом под углом зрения поворотов всемирной истории и что скачки такого рода обнимают периоды лет по 10, а то и больше, об этом не умеет подумать большинство так называемых социалистов, которые про социализм "читали в книжке", но никогда серьезно в дело не вникали"93.

Называя весь период социалистического преобразования общества эпохой "больших скачков", Ленин показал, что в рамках этого большого скачка совершается целый ряд скачков в разных сферах общественной жизни, причем одни скачки могут быть осуществлены быстро, другие же требуют терпеливой и кропотливой работы, значительного времени. Таким образом, сроки, время протекания того или иного скачка определяются особенностями процесса, сущностью совершаемых изменений, и здесь невозможен никакой шаблон.

Вопрос о многообразии форм перехода от старого к новому приобрел в современных условиях большое теоретическое и практическое значение. На путь строительства социализма встал уже целый ряд стран с различным уровнем экономического, политического и культурного развития, с разнообразными историческими традициями. На этот путь рано или поздно встанут и остальные страны мира. Положение марксистской диалектики о скачке как обязательном этапе, необходимом моменте всякого развития философски обосновывает закономерность, необходимость социальных революций. Марксистская философия вооружила пролетариат и его партию сознанием необходимости подготовки и осуществления социалистической революции, без которой невозможен переход от капитализма к социализму. Но каковы конкретные формы осуществления этого величайшего революционного скачка, это зависит от совокупности многих обстоятельств. XX съезд КПСС в 1956 г. указал на закономерность многообразных форм революционного перехода от капитализма к социализму.

При социализме скачки, переходы количественных изменений в качественные, соотношение между эволюционной и революционной формой развития имеют ряд важных особенностей, отличающих их от развития в условиях антагонистического общества. Самой важной особенностью является то, что в отличие от антагонистических формаций, где революционные скачки, крупные переломы в развитии общества имеют форму политических революций, резких социальных конфликтов и столкновений классов, в социалистическом обществе политические революции навсегда исчезают. Здесь уже нет враждебных общественному прогрессу классов, и для того, чтобы проложить путь новым, более прогрессивным формам нет уже необходимости в свержении существующей политической власти. Социалистическое государство, будучи действительным представителем всего общества, "общенародной организацией", как указывается в Программе КПСС, в силу этого кровно заинтересовано во всестороннем развитии общества, в строительстве коммунизма.

Далее, в старом обществе периоды эволюции, в которые вызревали условия для революционного скачка, обнимали, как правило, большие, нередко очень длительные промежутки времени. Это объяснялось стихийностью развития общества в прошлом, а также тем, что господствующие классы оказывали яростное сопротивление социальным изменениям, в которых были заинтересованы новые, передовые общественные силы. В социалистическом обществе развитие, переход от социализма к коммунизму совершается в результате сознательной деятельности масс под руководством коммунистической партии, в соответствии с осознанными объективными законами. Вследствие этого темпы, периоды эволюционного развития, подготовка крупных изменений становятся короче, ход общественного развития убыстряется.

В силу того, что в антагонистическом обществе господствующие классы сопротивляются назревшим переменам в общественных порядках, периоды эволюции и периоды революции резко разделены. До какого-то времени идет накопление сил нового, способных сломить сопротивление реакционных сил, отстаивающих отжившее, и только тогда, когда этот процесс завершается, наступает момент уничтожения старого, скачок, революция, осуществляющая качественное изменение.

Напротив, в социалистическом обществе уже нет такого резкого разделения периодов постепенных и скачкообразных форм развития. И здесь, как уже было сказано выше, количественное изменение подготовляет своеобразный качественный скачок, и здесь качественные изменения невозможны без подготовительных количественных изменений. Но так как здесь уже нет тех преград на пути назревающих качественных изменений, как в антагонистическом обществе, то эти изменения осуществляются по мере возникновения предпосылок, в порядке постепенного перерастания прежнего качественного состояния в новое. Вследствие этого наиболее типичным для социалистического общества (как и для будущего коммунистического общества) является постепенность качественных изменений, что не исключает, конечно, резких, одноразовых изменений, например в области науки, техники и т.п.

В новой Программе КПСС, в которой дано научное обоснование перехода от социализма к коммунизму, говорится: "Постепенное перерастание социализма в коммунизм – объективная закономерность..."94. Все основные процессы этого перерастания будут протекать в порядке постепенности, по мере созревания необходимых материальных и духовных предпосылок. Например, по мере дальнейшего развития социалистической демократии "произойдет постепенное превращение государственной власти в органы общественного самоуправления". В процессе решения задачи создания материально-технической базы коммунизма, роста общественного богатства "произойдет постепенный переход к единой общенародной собственности" и т.д.

Вместе с тем нужно учитывать, что возникновение ростков нового качества и процесс постепенного их накопления еще не означает качественного изменения явления в целом, а лишь подготовляет его. Чтобы такое изменение произошло, требуется определенное время. Например, Программа КПСС определяет, что необходим двадцатилетний период всестороннего экономического и культурного развития нашей страны, по истечении которого "в СССР будет в основном построено коммунистическое общество". Это время и будет эпохой скачка, перехода от социализма к коммунизму. Коммунистическое общество родится в итоге этого огромного скачка. Постепенность качественных изменений означает, что недопустимо перепрыгивать через не-пройденные этапы, ступени развития и что новые формы жизни возникают лишь в меру подготовки и созревания предпосылок.

Далее, было бы упрощением представлять постепенность качественных изменений как простое арифметическое суммирование растущих элементов нового качества. В действительности это более сложный процесс, в котором ростки нового качества не только суммируются, но и совершенствуются, поднимаются на новую, более высокую ступень, развиваются на беспрерывно изменяющейся основе. Поэтому в ходе постепенных качественных изменений происходят структурные изменения явлений. Так, постепенное перерастание социалистической государственности в коммунистическое самоуправление будет требовать совершенствования организационных форм руководства хозяйственным и культурным развитием, смены отживших форм новыми и т.д. – весь механизм управления будет претерпевать структурные изменения. Это же усложнение, совершенствование качественных форм можно видеть и на примере постепенного развития коммунистического отношения к труду. Дело здесь не только в том, что нарастают, расширяются элементы нового отношения к труду, а и в том, что рождаются все более совершенные формы, выражающие высшие ступени, этапы этого процесса. Достаточно сравнить формы социалистического соревнования, характерные для первого периода социалистического строительства, с современным движением коммунистических бригад, чтобы убедиться в этом. Нет сомнения, что в дальнейшем творческая инициатива масс создаст новые, еще более высокие формы коммунистического труда.

Эта черта развития – одна из важнейших особенностей постепенности как своеобразной формы качественных изменений в условиях социализма и строительства коммунизма.

Как видим, закон перехода количественных изменений в качественные проявляется своеобразно в различных процессах и в разных исторических условиях, и его методологическое значение состоит в том, что он, во-первых, указывает общий для всех явлений объективного мира путь развития и, во-вторых, требует это общее найти в конкретном, уловить, понять в каждом отдельном случае особые, специфические формы перехода, чтобы действовать наиболее успешно.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 6073
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО В юности я работал в торговле,
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Заключение Каждая глава этой книги начиналась с историихристианина,
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 16 КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ВЗРОСЛЫМ Научиться тому,
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 15 КОГДА НАМ НЕ УДАЕТСЯ ПОВЗРОСЛЕТЬ У
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПРОЦЕСС ВЗРОСЛЕНИЯ Глава 14 ЧТО ТАКОЕ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 13 КАК НАУЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 12 КОГДА МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ ХОРОШЕЕ И
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА Глава 11
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 10 КАК НАУЧИТЬСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ Мы говорили
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 9 КОГДА МЫ ТЕРПИМ НЕУДАЧУ В СОЗДАНИИ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 7 КАК МЫ СОЗДАЕМ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ Джейн
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Введение ПРЕОБРАЖАЯСЬ В ЕГО ОБРАЗ Каждую неделю я
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ РОСТА Глава 1 БЛАГОДАТЬ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 2 ВРЕМЯ У человека была смоковница, которая
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СОЕДИНЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ Глава 3
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 4 КОГДА МЫ ТЕРПИМ НЕУДАЧУ Люди, которые
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 5 КАК НАУЧИТЬСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ Хорошие эмоциональные
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ОТДЕЛЕНИЕ ОТ ДРУГИХ Глава 6 ЧТО
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 8 НАРУШЕНИЕ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ Суть границ и
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ 1. К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Примечания В основу данной главы положенызаметки, составленные в
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Литература Abramson H. ed.. The Use of LSD
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Генри Гейгер ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 7. ВОСПИТАНИЕ С ПОЗИЦИЙ ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ Учитывая интерес
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ С идеями Абрахама Маслоу о
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 5. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНСТИ ЧЕЛОВЕКА В самом начале XX
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 3. ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ Изучение выдающихся образцов душевного здоровья
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 4. ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Разработанная Абрахамом Маслоу теория
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2. НЕВРОЗ КАК НЕУДАЧА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Не претендуя
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 3. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В этой главе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь