|
И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Заключение Проведенное нами исследование показывает, что в сфере образования и воспитания специфически проявляются общие законы формирования и функционирования капиталистических общественных отношений: антагонизм, неравенство, разобщенность, ориентированность на коммерческий интерес, стремление превратить другого человека в средство собственного эгоистического интереса, ограниченность классово обусловленных перспектив индивидуального развития и т.д. Негативное воздействие общественных отношений проникает и туда, где должны были бы царствовать гармония интересов, равенство, коллективизм, сплоченность, всесторонность личностного развития. Это свидетельствует о всеобщем характере отчуждения при капитализме, его всепроникающем воздействии на все стороны человеческих отношений, включая самые верхние надстроечные этажи общественного здания. Система образования и воспитания в буржуазном обществе воспроизводит именно те социальные типы личности, которые заранее запрограммированы капиталистическими общественными отношениями. Функционируя таким образом, она соучаствует не только в отчуждении личности, но и в воспроизводстве необходимых условий капиталистического общественного производства. Иначе говоря, образование и воспитание, с одной стороны, отражают и выражают весь диапазон отчуждения при капитализме (отчуждение труда, быта, сознания, образа жизни и т.д.), а с другой активно воздействуют на него, закрепляя его через личность и посредством личности как совокупности существующих общественных отношений. Непосредственно в задачу обучения и воспитания входит воспроизводство идейно-психологических, культурно-идеологических и ценностно-ориентационных предпосылок капиталистического общественного производства. А значит, воспроизводство прежде всего типа личности господствующего класса. При этом "элитарный" облик индивида гоподствующего класса подается в качестве нормативного культурного "образца", модели личности более "высокого" ранга. Ее персонификация именно представителями правящего класса преподносится как результат спонтанного развертывания врожденных дарований и способностей. Социальная роль буржуазной системы образования отражается в совокупности ее социальных функций (репродуктивная, селективная, социально-блокирующая, коммуникативная и т.п.), часть из которых возникает и существует исключительно в условиях антагонистических формаций (селективная, социально-блокирующая); другие же (репродуктивная, коммуникативная) ими искажаются и деформируются. В данном контексте категория отчуждения позволяет раскрыть взаимосвязь капиталистического отчуждения труда во всех его проявлениях (отчуждение от средств производства, целеполагающей и творческой функции труда, контроля над процессом труда, от природы, от другого человека) с отчуждением человека в сфере быта и досуга (отчуждение от средств существования, от контроля над мерой потребления, от свободного времени и пр.), с отчуждением и самоотчуждением в процессе обучения и воспитания (отчуждение от всестороннего и гармонического развития, от своих способностей, от достижений культуры человечества и т.п.). Отчуждение отражается и в формах "ложного" сознания. Это неизбежно, ибо искаженное существование порождает "ложное" сознание. Свое специфическое воплощение "ложное" сознание находит в буржуазной массовой культуре, которая навязывается пролетариату и всем трудящимся средствами массовых коммуникаций, идеологии, рекламы. В этом сегодня особая опасность, поскольку скрытно, через искусство, культуру, образование буржуазный образ жизни осуществляет свою экспансию на другие классы и социальные группы. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Критика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|