И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Заключение

Проведенное нами исследование показывает, что в сфере образования и воспитания специфически проявляются общие законы формирования и функционирования капиталистических общественных отношений: антагонизм, неравенство, разобщенность, ориентированность на коммерческий интерес, стремление превратить другого человека в средство собственного эгоистического интереса, ограниченность классово обусловленных перспектив индивидуального развития и т.д. Негативное воздействие общественных отношений проникает и туда, где должны были бы царствовать гармония интересов, равенство, коллективизм, сплоченность, всесторонность личностного развития. Это свидетельствует о всеобщем характере отчуждения при капитализме, его всепроникающем воздействии на все стороны человеческих отношений, включая самые верхние – надстроечные – этажи общественного здания.

Система образования и воспитания в буржуазном обществе воспроизводит именно те социальные типы личности, которые заранее запрограммированы капиталистическими общественными отношениями. Функционируя таким образом, она соучаствует не только в отчуждении личности, но и в воспроизводстве необходимых условий капиталистического общественного производства. Иначе говоря, образование и воспитание, с одной стороны, отражают и выражают весь диапазон отчуждения при капитализме (отчуждение труда, быта, сознания, образа жизни и т.д.), а с другой – активно воздействуют на него, закрепляя его через личность и посредством личности как совокупности существующих общественных отношений.

Непосредственно в задачу обучения и воспитания входит воспроизводство идейно-психологических, культурно-идеологических и ценностно-ориентационных предпосылок капиталистического общественного производства. А значит, воспроизводство прежде всего типа личности господствующего класса. При этом "элитарный" облик индивида гоподствующего класса подается в качестве нормативного культурного "образца", модели личности более "высокого" ранга. Ее персонификация именно представителями правящего класса преподносится как результат спонтанного развертывания врожденных дарований и способностей.

Социальная роль буржуазной системы образования отражается в совокупности ее социальных функций (репродуктивная, селективная, социально-блокирующая, коммуникативная и т.п.), часть из которых возникает и существует исключительно в условиях антагонистических формаций (селективная, социально-блокирующая); другие же (репродуктивная, коммуникативная) ими искажаются и деформируются.

В данном контексте категория отчуждения позволяет раскрыть взаимосвязь капиталистического отчуждения труда во всех его проявлениях (отчуждение от средств производства, целеполагающей и творческой функции труда, контроля над процессом труда, от природы, от другого человека) с отчуждением человека в сфере быта и досуга (отчуждение от средств существования, от контроля над мерой потребления, от свободного времени и пр.), с отчуждением и самоотчуждением в процессе обучения и воспитания (отчуждение от всестороннего и гармонического развития, от своих способностей, от достижений культуры человечества и т.п.). Отчуждение отражается и в формах "ложного" сознания. Это неизбежно, ибо искаженное существование порождает "ложное" сознание. Свое специфическое воплощение "ложное" сознание находит в буржуазной массовой культуре, которая навязывается пролетариату и всем трудящимся средствами массовых коммуникаций, идеологии, рекламы. В этом сегодня – особая опасность, поскольку скрытно, через искусство, культуру, образование буржуазный образ жизни осуществляет свою экспансию на другие классы и социальные группы.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1028
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | Список использованной литературы Маркс К. Капитал. Т. 1
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ПРЕВРАЩЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДСТВО
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ОТЧУЖДЕНИЯ Отчужденные
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение Настоящее исследование механизмов отчуждения личностипри капитализме
  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Личностное Я В структуру настоящего Я включают то,
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Психологический подход к самосознанию. Общие теории самосознания Часто
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Личностные типы сознания Я 150 обществоЦенностиПроблемность социального мышленияОптимизм
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ Здесь мы находим еще
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Жизненное пространство в самосознании Прежде чем перейти к
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Жизненный путь Проблема психологического времени человека практическивсегда рассматривалась
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самореализация и самоактуализация Многими исследователями в связи со
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самопринятие. Структура феномена Принятие себя, по определению С.Л.Братченко
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Физическое Я Однако, имя как звено самосознания предполагаетобозначение
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Резюме Итак, самосознание личности является, безусловно,сложным по структуре,
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Примечания Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Смысл жизни Как считает В.Н Колесников, при отсутствии
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Имя собственное. Имя как знак Это звено структуры
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самосознание как предмет философского познания Проблема самосознания относится
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЧТО ТАКОЕ ВНУШЕНИЕ Печатается по: Вестник психологии, криминальнойантропологии
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ПАРАНОИК МАЛЁВАННЫЙ КАК ВИНОВНИК СВОЕОБРАЗНОЙПСИХОПАТИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИИ Об одной
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУШЕНИЯ Очевидно, что сущность внушения заключается не
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ДРУГИЕ ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА До сих пор
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЭПИДЕМИИ КЛИКУШЕСТВА И ПОРЧИ Наше современное кликушество в
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | Примечания Dr. L.Lefevre. Les phenomenes de suggestion et
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ Вера вообще играет необычайную роль как
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЭПИДЕМИИ КОЛДОВСТВА И БЕСООДЕРЖИМОСТИ Очевидно, подобным же образом
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | СУДОРОЖНЫЕ ЭПИДЕМИИ В ИСТОРИИ Не менее ярко сила



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь