В. М. Аллахвердов. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

- Оглавление -



Примечания


Глава I

  1. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб., 1993.

  2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологика). СПб., 2000; Психологика научного открытия // Актуальные проблемы развития высшей школы: проблемы норм и инновационного творчества в эдукологии и образовательной практике. СПб., 2000. С. 61-65; Пришла методологическая пора - психология, отворяй ворота // Вопросы психологии, 2002, №4. С. 154-158; Метафизические размышления над онтологической проблемой // Ананьевские чтения - 2002: Психология и политика. СПб., 2002. С. 19-25, и др.

  3. Фресс П. Развитие экспериментальной психологии // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 1-2. М., 1966. С. 27.

  4. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1972. С. 17.

  5. Большаков В. Ю. Психотренинг. СПб., 1996. С. 202.

  6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 118-119.

  7. Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999. С. 8.

  8. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003. С. 5.

  9. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Собр. соч. М., 1994. Т. 7. С. 144-145.

  10. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С. 76-77.

  11. Гурвич А. К. Постреанимационные нарушения сознания и некоторые морально-этические и правовые нормы реаниматологии // Мозг и разум. М., 1994. С. 165.

  12. Цит. по: Лебедев В. И. Раздвоение личности и бессознательное. М, 2002. С. 90.

  13. Бродский И. Поклониться тени. СПб., 2002. С. 12.

  14. Цит. по: Жан Пиаже. Теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001. С. 253.

  15. Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000. С. 444.

  16. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. СПб., М., 2002. С. 156.

  17. Фресс П. Развитие экспериментальной психологии // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. 1-2. М., 1966. С. 25-26.

  18. Poppel Е. Grenzen des BewuBtsein. Wie kommen wir zur Zeit und wie entsteht Wirklichkeit? Frankfurt a. M.; Leipzig, 2000. S. 20-23.

  19. См.: Леонов Ю. П. Статистическая теория решений в психофизике. М., 1977. С. 83.

  20. Marcel A. Conscious and unconscious perception: experiments on visual masking and word recognition // Cognitive psychology, 1983. V. 15. P. 197-237.

  21. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 182-183.

  22. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. С. 203-209.

  23. См.: Анциферова Л. И. Интроспективный эксперимент и исследования мышления в вюрцбургской школе // Основные направления исследования мышления в капиталистических странах. М., 1966. С. 17.

  24. Бассин ф. В., Прангишвили А. С., Шерозия А. Е. Основные критерии рассмотрения бессознательного в качестве своеобразной формой психической деятельности // Бессознательное. Т. 1, Тб., 1978. С. 77.

  25. См.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 10.

  26. 17 Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. С. 251-255.

  27. Джеймс У. Психология. М., 1911. С. 135.

  28. ЛурияА. Р. Психология памяти. М., 1970. С. 59.

  29. Глейтман Г., ФридлундА., РайсбергД. Основы психологии. СПб., 2001. С. 332.

  30. Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975. С. 149-174.

  31. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968. С. 32.

  32. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. С. 269.

  33. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М., 2001. С. 340-341.

  34. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993. С. 26-95.

  35. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997. С. 14-15. 2 В. М. Аллахвердов

  36. Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, телепатия. М., 1994. С. 333-354.

  37. Айзенк Г., Сарджент К. Объяснение необъяснимого. Тайны паранормальных явлений. М., 2002. С. 373-374.

  38. Глейтман Г. и др. Основы психологии. СПб., 2001. С. 396.

  39. Амахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. С. 120-252.

  40. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 245, 250.

  41. Джеймс У. Введение в философию. М., 2000. С. 62.

  42. Соловьев В. С. Соч. Т. 2. М., 1988. С. 216.

  43. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 36-45.

  44. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1998. С. 64.

  45. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 7-8.

  46. Полянский С., КалюжныйД. Другая история науки. М., 2002.

  47. Цит. по: Маничев С. А. Памяти В. А. Ганзена // Ананьевские чтения-2002. Психология и политика. СПб., 2002. С. 14.

  48. Любищев А. А. Наука и религия. СПб., 2000. С. 243.

  49. Дубнищева Т. Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. М., 1997. С. 78.

  50. Цит. по: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 10.

  51. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976. С. 8.

  52. Цит. по: Смит Н. Современные системы психологии. СПб.; М., 2003. С. 4.

  53. Якунин В. А. История психологии. СПб., 1998. С. 10.

  54. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 16-17.

  55. Котарбиньский Т. Лекции по истории логики. Биробиджан, 2000. С. 2.

  56. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 84.

  57. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997. С. 61.

  58. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002. С. 7.

  59. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 60.

  60. Розов М. А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977. С. 59.

  61. См.: Смит Н, Современные системы психологии. СПб.; М., 2003. С. 11.

  62. См.: Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998. С. 93.

  63. СерлДж. Открывая сознание заново. М., 2002. С. 3.

  64. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапия творчеством, духовной культурой // Московский психотерапевтический журнал, 1999. № 1. С. 1.

  65. Хофштадтер Д. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Метафизическая фуга о разуме и машинах в духе Льюиса Кэрролла. Самара, 2001. С. 7.

  66. См. подробный обзор в: Прист С. Теории сознания. М., 2000.

  67. Джеймс У. Введение в философию. М., 2000. С. 28-29.

  68. Цит по: Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001. С. 50-51.

  69. Молодцова Е. Н. Естественнонаучные представления эпохи Вед и Упанишад // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 43.

  70. Гудмен Н. Способы создания миров. М., 2001. С. 23.

  71. Курпатов А. В., Алехин А. Н, Психософия. Методология, развитие личности и психотерапия. СПб., 2002.

  72. Поппер К. Мир предрасположенностей // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000. С. 86.

  73. См.: Амахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.

  74. Johnson-Laird Ph. Mental models. Toward a cognitive science, inference and consciousness. Cambridge, Mass., 1983. P. 450.

  75. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001. С. 4.

  76. Гальперин П. Я. Предисловие // История психологии. Период открытого кризиса. Тексты. М., 1992. С. 3.

  77. Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002. С. 5.

  78. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 112.

  79. Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать. М., 1997. С. 224.

  80. Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 111.

  81. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 261.

  82. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., 1996. С. 103.

  83. Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов. СПб., 2000. С. 17.

  84. Ср.: Найссер У. Познание и реальность. М., 1982.

  85. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996. С. 215.

  86. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 43.

  87. См., например: Фабри К. Э. Научное наследие А. Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 104.

  88. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. М., 1972. С. 26.

  89. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1982. С. 164.

  90. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 41.

  91. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование вдетском возрасте. М., 1966. С. 194.

  92. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 367.

  93. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981. С. 147.

  94. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984. С. 106-107.

  95. Кругликов Р. И. Отражение и время // Вопросы философии, 1983. № 9. С. 23.

  96. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1966. С. 190.

  97. ЛоккДж. Соч. в 3 т. Т. 2. М., 1985-1988. С. 194.

  98. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 357.

  99. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999. С. 28.

  100. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 19.

  101. Джеймс У. Введение в философию. М., 2000. С. 59.

  102. См. обзор в: Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980. С. 47-50, 70-73.

  103. См.: ХиллманДж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997. С. 136-137.

  104. Забродин Ю. М. Очерки теории психической регуляции поведения. М., 1997. С. 31.

  105. Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного восприятия. М.; Воронеж, 2000. С. 68.

  106. Рубинштейн С. Л. Избр. философско-психол. труды. М., 1997. С. 45.

  107. Цит. по: Смит Н. Современные системы психологии. СПб.; М., 2003. С. 176.

  108. Чуприкова Н. И. Мозг, психика, сознание // Мир психологии, 1999. № 1. С. 92.

  109. Поппер К. К эволюционной теории познания // Эволюционная эпистемоло-гия и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М., 2000. С. 183-184.

  110. Костин А. Н. Парадокс недизъюнктивности психики и дискретности нейрофизиологических процессов // Психологический журнал, 2002. № 5. С. 14-23.

  111. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1998. С. 213.

  112. Петренко В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал, 2002. № 3. С. 113.

  113. Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург; Бишкек, 1997. С. 480.

  114. Рассел Б. История западной философии. Т. 2. М., 1993. С. 331-333.

  115. Шамаль Ф. Ф. Физико-математические истоки идеальности // Проблема идеальности в науке. М., 2000. С. 200.

  116. Ясперс К. Собр. соч. по психопатологии. Т. 2. М., 1996. С. 51, 64.

  117. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 35.

  118. Ср.:Агасси Дж. Наука в движении//Структура и развитие науки. М., 1978. С. 157.

  119. Цит. по: Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теория, эксперименты, упражнения. СПб.; М., 2001. С. 324.

  120. Бергсон А. Заметка о психологическом происхождении нашей веры в закон причинности // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999. С. 1095.

  121. Тарное Р. История западного мышления. М., 1995. С. 370.

  122. Лосский Н. О. Интуитивизм // Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992. С. 145.

  123. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 57.

  124. Цит. по: Смит Н. Современные системы психологии. СПб., 2003. С. 306.

  125. Мортиндейл К. Генеральная парадигма эмпирической эстетики // Творчество в искусстве - искусство творчества. М., 2000. С. 39.

  126. Пуанкаре А. О науке. М., 1990. С. 632.

  127. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Т. 1. М., 1994. С. 72-73.

  128. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981. С. 168-179.

  129. Декарт Р. Соч. Т. 1. М., 1989. С. 329-330.

  130. Лейбниц Г. В. Соч. Т. 4. М., 1989. С. 327.

  131. Кант И. Основоположения метафизики нравов// Собр. соч. Т. 4. М., 1994. С. 183.

  132. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 81.

  133. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 241.

  134. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000. С. 17.

  135. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001. С. 391-393.

  136. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996. С. 48,51,52.

  137. См.: ХорганДж. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб., 2001. С. 247, 248.

  138. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 118, 120.


Глава II

  1. Эйнштейн Л., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1948. С. 15.

  2. Миллер Дж. Магическое число семь (плюс или минус два): о некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию// Инженерная психология. М., 1964. С. 192-225.

  3. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. С. 179.

  4. Климов Е. А. Общая психология. М., 1999. С. 160.

  5. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2001. С. 35.

  6. Лаврова О. В. Глубинная топологическая психотерапия: идеи о трансформации. Введение в философскую психологию. СПб., 2001. С. 130.

  7. См.: Амахвердов В. М Опыт теоретической психологии. СПб., 1993. С. 190.

  8. Потемкина О. Ф. Объем кратковременной памяти человека при моно- и бимодальном способах предъявления информации // Системный подход к психофизиологической проблеме. М., 1982. С. 112-115.

  9. Ср.: Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. С. 33-52.

  10. Зитенко В, П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980. С. 147.

  11. Зитенко В, П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980. С. 153.

  12. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб., 2002. С. 174-177.

  13. Вундт В. Введение в психологию. М., 1912. С. 32.

  14. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология. М.,1964. С. 223-224.

  15. Исследования по проблемам заучивания и научения поддержаны Российским фондом фундаментальных исследований.

  16. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003. С. 56.

  17. Giordi A. Phenomenology and the foundations of psychology // Nebraska Symposium on Motivation - 1975. Vol. 23. 1976. P. 305-306.

  18. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992. С. 9-12.

  19. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001. С. 258.

  20. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значений // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII: "Когнитивные аспекты языка". М., 1988. С. 234.

  21. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998. С. 162.

  22. Горбов Ф.Д.Я - второе Я. М.; Воронеж, 2000. С. 25.

  23. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., 1969. С. 5.

  24. Данилова Н. Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М , 1989. С. 156.

  25. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. М., 1978. С. 86.

  26. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. С. 277.

  27. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб., 2002. С. 225-226.

  28. См.: Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 4. М., 1973. С. 304 и ел.

  29. Линдсей П., Норман Д. Процесс переработки информации человеком. М., 1974. С. 326.

  30. Клацки Р. Указ. соч. С. 111.

  31. Линдсей П., Норман Д. Процесс переработки информации человеком. М , 1974. С. 330.

  32. См. обзор в: Дружинин В. Н. (ред.). Современная психология. М., 1999. С. 192.

  33. Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. 4. М., 1973. С. 211.

  34. См., например: ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. С. 219.

  35. Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2.1951. С. 325.

  36. См.: Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности. М.,1979. С. 43-44.

  37. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1986.

  38. Цит. по: Лангер С. Философия в новом ключе. М., 2000. С. 108.

  39. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. С. 40.

  40. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. С. 241-251.

  41. БэдделиА. Ваша память. М., 2001. С. 83.

  42. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. С. 154-153.

  43. См.: Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. С. 111-112.

  44. См.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. С. 206-207.

  45. См.: Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека// История психологии. Тексты. М., 1992. С. 124-143.

  46. См.: Зинц Р. Обучение и память. Минск, 1982. С. 167.

  47. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. С. 56.

  48. См., например: Асратян Э. А. Очерки по высшей нервной деятельности. Ереван, 1977. С. 201.

  49. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 89-90.

  50. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 45, 52.

  51. Коффка К. Основы психического развития // Гештальт-психология. М., 1998. С. 488.

  52. См.: Толмен Э. Поведение как молярный феномен // История психологии. Тексты. М., 1992. С. 121.

  53. Монпылье Ж. де. Научение // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1973. Вып. 4. С. 114.

  54. Олерон Ж. Перенос // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1973. Вып. 4. С. 164-169.

  55. Клике Ф. Пробуждающее мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 94.

  56. Доллард Д., Милпер Н. Теория научения и неврозы // Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., 2000. С. 312.

  57. См. обсуждение в кн: Граштьян Е. Попытка разрешения временного парадокса при выработке условного рефлекса // Механизмы формирования и торможения условных рефлексов. М., 1973. С. 333 и сл.

  58. Горский Д. П. Познание и проблема отождествления нетождественного // Творческая природа научного познания. М., 1984. С. 49.

  59. См.: Норман Д. Память и научение. М, 1985. С. 90-92.

  60. Монпемье Ж. де. Научение // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1973. Вып. 4. С. 72.

  61. Исследование А. О. Долина. См.: Павловские среды. Вып. 3. М., 1949. С. 263.

  62. Психология спорта высших достижений. М., 1979. С. 90-91.

  63. Цит. по: Дружинин В. Н. (ред.). Современная психология. М., 1999. С. 205.

  64. Асратян Э. А. Указ. соч. С. 201-202

  65. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 46.

  66. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. С. 175.

  67. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. С. 174.

  68. См.: Разин М. И. Межсигнальные реакции и механизм условного рефлекса. Минск., 1972. С. 12-21.

  69. См.: Хоеланд К. Научение и сохранение заученного у человека // Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса. Т. 2. М., 1963. С. 141.

  70. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1970. С. 148; Норман Д. Память и научение. М., 1985. С. 108-109; Венда В. Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов // Психол. журнал, 1980. № 4. С. 48-63.

  71. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 139.

  72. Цит. по: Никифоров Г. С. Самоконтроль как механизм надежности челове-ки-oiicpuiopa. Л., 1977. С. 90.

  73. См.: Вудвартс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.

  74. Норман Д П.(мни. и научение. М., 1985.

  75. См.: Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. С. 37-38.

  76. Черниговская Н. В. Активное научение и переобучение мозга при некоторых патологических состояниях // Память в механизмах нормальных и патологических реакций. М., 1976. С. 332-346.

  77. Лингарт И. Указ. соч. С. 229-230. Другие примеры см. в: МонпелльеЖ. де. Научение // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1973. Вып. 4. С. 94-95.

  78. Костандов Э. А., Арзуманов Ю. Л. Вызванные корковые потенциалы на эмоционально неосознаваемые слова //Журнал высшей нервной деятельности, 1974. № 3. С. 465-472.

  79. Спенс К. Теоретический анализ процесса научения // Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса. Т. 2. М., 1963. С. 256.

  80. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000. С. 34-69.

  81. Anderson J. Methodologies for studying human knowledge // Behav. & Brain Sci., 1987. N 10. P. 467-505.

  82. Бернштейн И. А. Очередные проблемы физиологии активности // Проблемы кибернетики. Т. 6. М" 1961. С. 122.

  83. Норман Д. Память и научение. М., 1985. С. 90. См. также: Т. 1. С. 361-362.

  84. См. обсуждение в: Спенс К. Теоретический анализ процесса научения // Экспериментальная психология / Под ред. С. Сгивенса. Т. 2. М., 1963. С. 250.

  85. См.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. 1. С. 220-222.

  86. См.: Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека // Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса. Т. 2. М., 1963. С. 207.

  87. Кривцун О. А. Психология искусства. М., 2000. С. 17-25.

  88. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. С. 161.

  89. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977. С. 135.

  90. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. С. 475.

  91. Рубанов А. В. Механизмы массового поведения. Минск, 2000. С. 137-138.

  92. См.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 409-422.

  93. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., ЮревтА. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., 1998. С. 73.

  94. Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. М., 1967. С. 114-115.

  95. Пономарев Я. А. Основные звенья психологического механизма творчества// Интуиция, логика, творчество. М., 1385, С. 10.

  96. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 5.

  97. Цит. по: Тодоров Ц. Теории символа / Пер. Б. Нарумова. М., 1999. С. 4. Менее вразумительный перевод: Аристотель. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 93.

  98. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. Афоризм 6,41.

  99. Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни // Квинтэссенция. М., 1990. С. 438.

  100. Цит. по: Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996. С. 40.

  101. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Самара, 1998. С. 20.

  102. Bruner J. Acts of Meaning. Cambridge, Mass., 1990. P. 65.

  103. Ср.: Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления. М., 2001. С. 59.

  104. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999. С. 17.

  105. Гусев С. С. Смысл возможного. СПб., 2002. С. 153.

  106. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2001. С. 54.

  107. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997. С. 71.

  108. См., например: Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001. С. 43.

  109. Мандельштам О. Слово и культура// Собр. соч. в 4т. Т. 1. М., 1993. С. 215.

  110. Эткинд Е. Г. Материя стиха. СПб., 1998. С. 185-186.

  111. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб., 1993. С. 48-60.

  112. ЗалевскаяА. А. Введение в психолингвистику. М., 1999. С. 271-272.

  113. См.: Кифер Ф. О пресуппозициях // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. М., 1978. С. 367.

  114. Ср.: Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001. С. 85.

  115. Pinker S. The language instinct. N.Y., 1994. P. 23.

  116. Гордон С. Забытые письмена. СПб., 2002. С. 39-40.

  117. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984, С. 103.

  118. Курпатов А. В., Алехин А. Н. Психософия: методология, развитие личности и психотерапия. СПб., 2002. С. 101.

  119. Гарднер Р., Гарднер Б. Обучение шимпанзе жестовому языку в общении с людьми // Иностранная психология, 2000. Т. 13. С. 24.

  120. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997. С. 71-72.

  121. Гурееич А, Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

  122. Аристотель. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 94.

  123. См.: Рахштна Е. В. Когнитивная семантика: история, персоналки, идеи, результаты // Семиотика и информатика. Вып. 36. М., 1998. С. 283.

  124. Матурана У. Биология познания //Язык и интеллект. М., 1996. С. 95-142.

  125. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

  126. Блинов А. Л. Общение, звуки, смысл. Об одной проблеме аналитической философии языка. М., 1996. С. 9.

  127. Chomsky N. Reflection on language. N.Y., 1975. P. 4.

  128. Цит. по: Цопф Г. (мл.). Отношение и контекст // Принципы самоорганизации. М., 1966. С. 410.

  129. Искрин В. И. Новая психология. СПб., 1998. С. 14.

  130. Ср.: Прохоров А. О. Семантические пространства психических состояний. Дубка, 2002. С. 9.

  131. Райков В. Л. Сознание. М., 2000.

  132. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика // Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1. М., 1995. С. 56-57.

  133. Акопов Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара, 2002. С. 20.

  134. Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002. С. 103.

  135. См.: Блонский П. П. Избр. пед. и психол. соч. Т. 2. М., 1979. С. 143.

  136. Моррисон Э, Окно в спящий мозг // В мире науки, 1983. С. 62-71.

  137. См.: Зитенко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.; Воронеж, 2000. С. 108-111.

  138. Рубинштейн С. Л. Избр. философско-психологические труды. М., 1997. С. 49, 180.

  139. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999. С. 35.

  140. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. С. 72.

  141. БрунерДж. Психология познания. М., 1977. С. 13-16; ТхостовА. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 41.

  142. Эволюция психотерапии. Т. 2. М., 1998. С. 398.

  143. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996. С. 45.

  144. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. С. 122.

  145. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.; Томск, 1997. С. 103.

  146. Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. М.; СПб., 2002. С. 23.

  147. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Зарубежная лингвистика. Вып. 1. М., 1999. С. 71.

  148. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 370.

  149. Цит. по: Крылов А. А. О становлении отечественной психологии // Психология / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1998. С. 16.

  150. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 117.

  151. См. об этом: Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979; Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 76-77.

  152. Васильева Н. В. Пять видов чувств - миф или реальность // Ананьевские Чтения-99. СПб., 1999. С. 22.

  153. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., 1961. С. 122.

  154. Poppel Е. Grenzen des BewuBtsein. Wie kommen wir zur Zeit und wie entsteht Wirklichkeit? Frankfurt a. M.; Leipzig, 2000. S. 20-23

  155. Ухтомский А.А. Собр. Соч. Т 1., 1950. С. 194.

  156. Цит. по: Шулъц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 1998. С. 79.

  157. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 101 и др.

  158. См.: Коффка К. Основы психического развития // Гештальт-психология. М., 1998. С. 466.

  159. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. С. 101-102.

  160. Зелазо Ф. Различительные голосовые реакции детей трехмесячного возраста на пол незнакомых лиц//XIX Межд. психол. конгресс. Материалы. М.,1970. С. 177.

  161. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 76.

  162. Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. С. 51.

  163. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

  164. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 154.

  165. Никандров В. В. Метод моделирования в психологии. СПб., 2003. С. 20,25.


Глава III

  1. Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 57.

  2. Келли Дж, Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., 2000. С. 13-14.

  3. Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971. С. 183-184.

  4. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 55.

  5. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С, 10.

  6. См.: Порус В. Н. "Проблема демаркации" в культурном контексте эпохи // Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. С. 282.

  7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 162.

  8. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. С. 6.

  9. Волкова А, Н. Феноменология мистического опыта. СПб., 2002. С. 4.

  10. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 264-265.

  11. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. С. 262.

  12. См.: Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. С. 49-58.

  13. Фридлянд Ц. Жан-Поль Марат и гражданская война XVIII в. М., 1959. С. 112-113.

  14. Там же. С. 463.

  15. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб., 1991. С. 168.

  16. Перминов В. Я. Априорность и реальная значимость исходных представлений математики // Стили в математике: социокультурная философия математики. СПб., 1999. С. 86-91.

  17. Рейтинг А. Интуиционизм. М., 1965.

  18. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма, стиль, выражение. М., 1995. С. 405-602.

  19. Любищев А. А. Наука и религия. СПб., 2000. С. 238.

  20. Стили в математике: социокультурная философия математики. СПб., 1999. С. 256.

  21. Цит. по: Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М., 1990. С. 161.

  22. Вейль Г. Симметрия. М., 1968. С. 8.

  23. Эйнштейн А. Собр. соч. Т. 2. М., 1966. С. 84.

  24. Овчинников Н. Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М., 1997. С. 147-158.

  25. Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1938. С. 508.

  26. Ср.: Клайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978.

  27.  Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001. С. 480-481.

  28. Милль Дж. Система логики силлогистической и индуктивной. М, 1914. С. 644.

  29. Ср.: Гудмен Л. Способы создания миров. М., 2001. С. 289.

  30. Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986. С. 67.

  31. Ср.: Воронин Ю. А. Теория классифицирования и ее приложения. Новосибирск, 1985. С. 32-33.

  32. Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991. С. 55. 7 В. М. Аллахвердов

  33. Айзенк Г., Сарджент К. Объяснение необъяснимого. Тайны паранормальных явлений. М., 2002. С. 8.

  34. См.: Смит Н. Современные системы психологии. СПб.; М., 2003. С. 294.

  35. См.: КемпбеллД. Модели экспериментов в социальной психологии и в прикладных исследованиях. М., 1980.

  36. Цит. по: Смит Н. Современные системы психологии. СПб.; М., 2003. С. 199.

  37. Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. С. 130.

  38. Любищев А. А. Наука и религия. СПб., 2000. С. 219.

  39. Джинер С. Сомнительная победа: социологическое познание // Социология. Хрестоматия / Сост. А. И. Кравченко. М., 1997. С. 25.

  40. Ульдалль X. Основы глоссематики. Исследование методологии гуманитарных наук со специальным приложением к лингвистике // Зарубежная лингвистика. Вып. 1. М., 1999. С. 257.

  41. Ерасов Б. А. Социальная культурология. М., 1996. С. 24.

  42. Поппер К. Историческое объяснение // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М, 2000. С. 331.

  43. Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998. С. 26-27.

  44. Петренко В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал, 2002. № 3. С. 113-121.

  45. Рассел Б. Поклонение свободного человека // Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С. 16.

  46. См.: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М" 1994. С. 31.

  47. Гадамер Г. О круге понимания // Щцамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 78.

  48. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Зарубежная лингвистика. Вып. 1.М., 1999. С. 139.

  49. Щеглов Ю. К. Комментарии к роману "Двенадцать стульев". М., 1995. С. 604-609.

  50. Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград, 1999. С. 243.

  51. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2003. С. 15-16.

  52. Евлахов А. М. Конституциональные особенности психики Л. Н. Толстого. М., 1995.

  53. Петренко В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал, 2002. № 3. С. 120.

  54. Розов Н. С. Метод теоретической истории // Разработка и апробация метода теоретической истории. Новосибирск, 2001. С. 251.

  55. Цит. по: Пиаже Ж. О природе креативности // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001. С. 244.

  56. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. М., 2002. С. 6.

  57. Кузнецова Н. И. Статус и проблемы истории науки // Философия и методология науки. М" 1996. С. 343-344.

  58. См.: Полами М. Личностное знание. М., 1985.

  59. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 34.

  60. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1995. С. 210.

  61. Макаров В. В. Будущее психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 1999. № 1. С. 9.

  62. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 60.

  63. Гриндер Дж., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. СПб., 1992. С. 19.

  64. См.: Морли С., ШеффердДж., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. СПб., 1996. С. 30-31.

  65. Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? //Теория общества. М., 1999. С. 50.

  66. Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, телепатия. М., 1994. С. 288.

  67. Курпатов А. В., Алехин А. Н. Психософия: методология, развитие личности и психотерапия. СПб., 2002. С. 31.

  68. Петренко В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал, 2002. № 3. С. 117.

  69. Эволюция психотерапии. Вып. 3. М., 1998. С. 86.

  70. Цит. по: Богданов В. А. Самость и ноосфера. СПб., 2003. С. 17.

  71. Ясперс К. Философская автобиография // Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург; Бишкек, 1997. С. 36.

  72. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 247 и др.

  73. ЮревичА. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. № 5. 2001.

  74. Мак-Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001. С. 22.

  75. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 124.

  76. Там же. С. 115,125.

  77. Сосланд А. С. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или Как создать свою школу в психотерапии. М., 1999. С. 20.

  78. КурпатовА. В., Алехин А. Н. Психософия: методология, развитие личности и психотерапия. СПб., 2002. С. 36.

  79. Носов Н. А. Не-виртуалистика. Современная философия психологии. М., 2001. С. 33.

  80. Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. СПб., 1998. С. 14.

  81. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2. С. 10.

  82. Цит. по: Вавилов С. И. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 129.

  83. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989. С. 662.

  84. Ньютон И. Оптика^ или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М., 1954. С. 306.

  85. Цит. по: Романовская Т. Б. Иная реальность и проблемы интерпретации в физике // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000. С. 124.

  86. Дайсон Ф. Новаторство в физике // Над чем думают физики. Вып. 2. Элементарные частицы. М., 1963. С. 92-94.

  87. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М.; Киев, 1994. С. 64.

  88. Вундт В. Основания физиологической психологии. М., 1880. С. 1011.

  89. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001. С. 31.

  90. Цит. по: Парус В. Н. Альтернативы научного разума // Альтернативные миры знания. СПб., 2000. С. 60.

  91. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989. С. 660.

  92. Джеймс У. Психология. М., 1991. С. 23.

  93. См.: Богданов В. А. Самость и ноосфера. СПб., С. 12.

  94. Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996. С. 11.

  95. Юревич А. В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии, 1999. № 2. С. 4.

  96. Шульц Д., Шулъц С. История современной психологии. М., 1998. С. 33.

  97. Мазилов В. А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. Ярославль, 2001. С. 69.

  98. Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии // Вопросы философии. № 4. 1997. С. 90.

  99. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. № 2. 1996. С. 27.

  100. Мазилов В. А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. Ярославль, 2001. С. 55.

  101. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.; Минск, 2000. С. 32.

  102. Юлина Н. С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. Долгопрудный, 1998. С. 15.

  103. Пископпелъ А. А. Научная концепция: структура, генезис (историко-мето-дологические очерки научного знания). М., 1999. С. 189.

  104. Мендель Г., Нодэн Ш., Сажре О. Избранные работы. М., 1968. С. 89.

  105. Там же. С. 105, 136.

  106. Юревич А. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. № 5. 2001.

  107. Эйнштейн А. Собр, научных трудов. Т. 1. М, 1965. С. 7.

  108. См.: Разин В. М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2000. С. 60.

  109. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.; Минск, 2000. С. 30, 46.

  110. Галилей Г. Соч. Т. 1. М.; Л., 1934. С. 431.

  111. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993. С. 308.

  112. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. С. 291.

  113. Ср.: Перминов В. Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979. С. 36.

  114. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. С. 21.

  115. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982. С. 231.

  116. Например: Шеырев В. С. Об отношении теоретического и эмпирического в научном познании // Методология и методы в социальной психологии М , 1977. С. 5-23.

  117. Цит. по: Ньютон Р. Преступление Клавдия Птолемея. М., 1985. С. 14.

  118. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989. С. 502.

  119. См.: Овчинников Н. Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М., 1997. С. 252.

  120. Эйнштейн А. Собр. соч. Т. 4. М., 1967. С. 493.

  121. Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 50.

  122. Бэкон Ф. Соч. Т. 2. М., 1972. С. 16.

  123. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М" 1977. С. 372.

  124. Поппер К. Логика социальных наук // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М., 2000. С. 299.

  125. Лакатос И. Бесконечный регресс и основания математики // Современная философия науки. М., 1996. С. 115.

  126. Ср. с текстом Кеплера, например, в: Полони М. Личностное знание. М., 1985. С. 25-26.

  127. Пермтов В. Я. Развитие представлений о надежности математического доказательства. М., 1986. С. 51.

  128. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967. С. 43.

  129. Никитин Е. П. Природа обоснования. Субстратный анализ. М., 1981. С. 98.

  130. Цит по: Цопф Г. (мл.). Отношение и контекст // Принципы самоорганизации. М., 1966. С. 399.

  131. Вайятт Г. Когда информация становится знанием // Коммуникация в современной науке. М., 1976. С. 374.

  132. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 298.

  133. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2001. С. 27.

  134. Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках// Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1972. С. 185.

  135. Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. С. 66.

  136. Кузнецов И. В. Принцип соответствия в истории науки // Принцип соответствия. М., 1979. С. 187.

  137. Перминов В. Я. Развитие представлений о надежности математического доказательства. М., 1986. С. 51.

  138. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 331.

  139. Фейерабенд П. Избранные труды по методологам науки. М., 1986. С. 497-498.

  140. Юревич А. В. Психология и методология // Психологический журнал, 2000. № 5. С. 35-47.

  141. Петренко В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал, 2002. № 3. С. 120.

  142. Никандров В. В. Метод моделирования в психологии. СПб., 2003. С. 28.

  143. Дудина В. И. Сравнительная эпистемология социального знания // Рабочие тетради по компаративистике. Сравнительные исследования в социальных и гуманитарных науках: методология и история. СПб., 2001. С. 15.

  144. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 418.

  145. Там же. С. 450.

  146. Ср.: Знаков В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытии // Психол. журнал, 2003. № 2. С. 100.


Глава IV

  1. Леонтъев А. Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии, 1966. № 12. С. 43.

  2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 61.

  3. Цит. по: Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. С. 12.

  4. Амахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воз-дейЦствия художественных произведений. СПб., 2001.

  5. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 106.

  6. См., например: ГлейтманГ. и др. Основы психологии. СПб., 2001. С. 386-387.

  7. Климов Е. А. Общая психология. М., 1999. С. 294-295.

  8. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 78.

  9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 112.

  10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 148.

  11. Ср.: Куницыш В. Н. Личность как социальный феномен // Психология / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1998. С. 256.

  12. См.: Баженов Л. Б. Структура и функции естественнонаучной теории. М., 1978; Диалектика познания / Под ред. А. С. Кармина. Л., 1988. С. 286-288 и др.

  13. Амахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993. С. 235-247.

  14. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. С. 134.

  15. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983. С. 127, 152.

  16. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982. С. 121-169.

  17. Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М., 1949. С. 170.

  18. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.

  19. См.: Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979. С. 46,150,199,204.

  20. См. об этом: Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979; Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 76-77.

  21. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. С. 36.

  22. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003. С. 230.

  23. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. С. 282-283.

  24. Куайн У. Слово и объект. М., 2000. С. 46-47.

  25. Зельдович Я. Б. Рождение Вселенной из "ничего" // Вселенная, астрономия, философия. М., 1988. С. 39-40.

  26. Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988. С. 269.

  27. Бир С. Кибернетика и управление производством. М., 1965. С. 285.

  28. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология и футурология). М., 2001. С. 158.

  29. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология и футурология). М., 2001. С. 162.

  30. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб., 2001. С. 104-105.

  31. Романовская Т. Б. Иная реальность и проблемы интерпретации в физике // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000. С. 130-132.

  32. Поппер К. Мир предрасположенностей: два новых взгляда на причинность // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000. С. 183-184.

  33. Поппер К. Мир предраслоложенностей: два новых взгляда на причинность // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000. С. 193.

  34. Колмогоров А. Н. Основные понятия теории вероятностей. М., 1974. С. 17-19.

  35. Хинтикка Я. О подобающих и неподобающих способах употребления понятия информации в эпистемологии // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000. С. 293.

  36. См.: Клайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978. С. 71.

  37. Чайковский Ю. В. Будущая наука алеатика // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в. СПб., 1999. С. 44-68.
Просмотров: 905
Категория: Библиотека » Методология


Другие новости по теме:

  • ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ (2000) – ПРИМЕЧАНИЯ | ПРИМЕЧАНИЯ Палийское слово iddhi 150 синоним санскритского сиддхи,т.
  • Е. П. Блаватская. ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ (2000) | ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ СЕМЬ ВРАТ ДВА ПУТИобнародовано Е.П.Блаватской перевод
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1959 Принцип 1 Ребенку должны
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Конвенцию о правах ребенка
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Заключение Детская психология 150 молодая наука. На протяженииодного
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава X НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ 1. П.Я.Гальперин и Ж.Пиаже
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава IX ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава VIII КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА ПЕРИОД ДЕТСТВА 1. Дошкольный
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава VII КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА 1.
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава V УЧЕНИЕ Ж.ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Предисловие В настоящее время в мире существует множество
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава I ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава II ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава III ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ 1. Теория
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава IV ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ 1. Отход от
  • Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ | Глава VI Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА 1. Смена
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Глава 5 КАТЕГОРИЯ ДЕЙСТВИЯ Общее понятие о действии
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Глава 6 КАТЕГОРИЯ МОТИВА Прежде чем войти в
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Глава 7 КАТЕГОРИЯ ОТНОШЕНИЯ Многообразие типов отношений Термин
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Глава 8 КАТЕГОРИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ Рубеж XIX и XX
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Глава 4 КАТЕГОРИЯ ОБРАЗА Категория психического образа изначально
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Часть Вторая БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ Глава 3 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Глава 2 ИСТОРИЗМ ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Эволюция теорий как
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Часть Третья МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ Глава 9 КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ107
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Часть Первая ПРОЛЕГОМЕНЫ К ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ Глава 1
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Глава 10 КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ125 Активность как субстанция деятельности
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Глава 16 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Отношение психики души к
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | От авторов В книге предлагается читателям студентам старших
  • А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | Часть Пятая КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ Глава 15 ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь