Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ

- Оглавление -



ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Глава I
ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Детство как социально-исторический феномен.
  • Причины возникновения детской психологии как науки.
  • Исторические изменения предмета детской (возрастной) психологии.
  • Понятие "развитие" и его критерии применительно к развитию ребенка.
  • Стратегии, методы и методики исследования развития ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.
  • Рассмотрите "Конвенцию о правах ребенка" с позиций исторического подхода к анализу детства.
  • Приведите конкретные примеры использования различных стратегий и методов в исследовании ребенка.

Литература

  • Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. I, M., 1980.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3, М., 1983, с. 641.
  • Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. // Вопросы психологии, 1966, №4.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Ключевский В.О. Портреты исторических деятелей. М., 1993.
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. M., 1995.

 

Глава II
ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Темы для семинарских занятий

  • Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.
  • Закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях.
  • Проблема наследственности и среды в развитии ребенка (критический анализ).
  • Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных.

Задания для самостоятельной работы

  • Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.
  • Объясните возможности применения теоретических положений данной главы для практической и исследовательской работы с детьми.

Литература

  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1, М., 1983.
  • Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. // Вопросы философии, 1981, №12.
  • Ривич-Щербо И.В. (ред.) Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
  • Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М., 1977, гл. 16, 17.
  • Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М., 1946 – (Биогенетическая проблема).

 

Глава III
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.
  • Понятие социализации в психоаналитических учениях.
  • Периодизация полного жизненного пути развития личности.
  • Закон биполярности в развитии.
  • Проблема ритуализаций в поведении человека.
  • Роль общества в развитии личности.
  • Понятие исторического времени.

Задания для самостоятельной работы

  • Посмотрите фильм Бергмана "Земляничная поляна", опишите жизнь и проанализируйте образ доктора Борга.
  • Прочитайте главу 3 повести Л.Н.Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э.Эриксона.

Литература

  • Бергман. Латерна-Магика.
  • Толстой Л.Н. Юность. М., 1983.
  • Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
  • Фрейд Л. Психология и защитные механизмы. М., 1993.
  • Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
  • Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

 

Глава IV
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Понятие социализации в американской психологии развития.
  • Механизмы приобретения нового опыта.
  • Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка,
  • Подражание как механизм приобретения нового опыта.
  • Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.

Задания для самостоятельной работы

  • На основе материалов текущей периодики подберите примеры влияния экологических условий на развитие ребенка.

Литература

  • Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990.
  • Ладгеймер И., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  • Мид М. Культура и мир детства. М., 1980.
  • Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  • Скиннер Б. Оперантное поведение. // См. История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века. М., 1986.

 

Глава V
УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Темы для семинарских занятий

  • Характеристика клинического метода.
  • Ключевые понятия концепции Пиаже.
  • Стадии интеллектуального развития ребенка.
  • Движущие причины интеллектуального развития ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • "Работы Пиаже отмечены историческим значением" (Выготский). Раскройте утверждение.
  • Познакомьтесь с критическим анализом взглядов Пиаже в отечественной зарубежной психологии.

Литература

  • Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 2. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже.
  • Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопросы психологии 1969, №1.
  • Донильдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  • Перре-Клермон А. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  • Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. // Вопросы психологии, 1966, №4.
  • Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы. Тексты. М., 1986.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М., 1994.

 

Глава VI
Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА

Темы для семинарских занятий

  • Необходимость смены научной парадигмы, связанная с революционными переменами ХХ-го столетия.
  • Ключевые понятия культурноисторической теории развития психики.
  • Проблема обучения и развития в работах Л.С.Выготского.
  • Развитие идей Л.С.Выготского в советский период.
  • Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка.
  • Закон периодичности развития ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • Познакомьтесь с основными фактами научной биографии Л.С.Выготского.
  • Назовите различные подходы к проблеме развивающего обучения в современной психологии и педагогике, отметьте общее и различное в них.

Литература

  • Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4, М., 1984.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Избр. психологические исследования. М., 1956.
  • Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Избр психологические исследования. М., 1956.
  • Возрастная и педагогическая психология. Сборник статей. М., 1992.
  • Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М., 1990.
  • Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.

 

Глава VII
КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

Темы для семинарских занятий

  • "Сущность и значение беспомощности" (Дж.Бруннер) в развитии психики ребенка.
  • Критерии психического.
  • С чего начинается психическая жизнь ребенка.
  • Структура и динамика младенческого возраста.
  • Характеристика основных психологических новообразований к концу первого жизни.
  • Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.
  • формирование символических процессов в раннем возрасте.
  • Можно ли ранний возраст в развитии ребенка называть "шимпанзеподобным"?

Задания для самостоятельной работы

  • Приведите примеры опережающего развития ориентировки в формирована поведения ребенка.
  • Проведите наблюдения и опишите особенности проявления кризисов одного и трех лет.
  • Дайте характеристику развития ребенка раннего возраста, воспитывающегося условиях дефицита общения.

Литература

  • Авдеева Н.Н., Мещерякова С.О. Вы и младенец. М., 1991.
  • Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  • Лишенные родительского попечительства. // Хрестоматия. Под ред В.С.Мухиной. М., 1991.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  • Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.

 

Глава VIII
КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА

Темы для семинарских занятий

  • Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте.
  • Игра как ведущий тип деятельности ребенка дошкольника.
  • Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка.
  • Восприятие сказки и ее развивающее значение.
  • Показатели психологической зрелости ребенка и проблема готовности к школьному обучению.
  • Младший школьный возраст, его структура и динамика.
  • Роль сверстника в психическом развитии младшего школьника.

Задания для самостоятельной работы

  • Соберите детские рисунки и проанализируйте динамику их развития на протяжении дошкольного возраста.
  • Сравните систему сенсорного воспитания дошкольника М.Монтесори и А.В.Запорожца – Л.А.Венгера.
  • Пронаблюдайте и опишите проблемы, возникающие в первые дни пребывания ребенка в школе.

Литература

  • Генезис сенсорных способностей. // Под ред. Л.А.Венгера. М., 1976.
  • Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
  • Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  • Дусавицкий А.К. Дважды два – икс. М., 1985.
  • Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.
  • Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух томах. М., 1986.
  • Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  • Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  • Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
  • Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. // Под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988.
  • Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  • Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. // Под. ред. А.В.Запорожца, Я.Э.Неверович. М., 1986.
  • Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  • Сенсорное воспитание дошкольников. // Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М., 1961
  • Хрестоматия по детской психологии. // Под ред. Г.В.Бурменской. М., 1996.
  • Цукерман Г.П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  • Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. М., 1989.
  • Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей, М., 1984.

 

Глава IX
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Темы для семинарских занятий

  • Психологические теории подросткового возраста.
  • Структура и динамика подросткового возраста.
  • Условия кризисного характера перехода к взрослому статусу в подростковом возрасте.
  • Понятие "чувство взрослости"

Задания для самостоятельной работы

  • Опишите и проанализируйте условия возникновения и внешние признаки подростковых объединений.
  • Прочитайте романы Ф.М.Достоевского "Подросток" и Дж.Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сравните проблемы подростков в XIX и XX веках.

Литература

  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В.Петровского. М., 1980.
  • Кле М. Психология подростка М., 1991.
  • Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М., 1983.
  • Прихожан А.М., Толстых И.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  • Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1995.

 

Глава X
НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ

Темы для семинарских занятий

  • Проблема обучения и развития ребенка в современной психологии. Дискуссия Пиаже-Гальперин.
  • Движущие причины и механизмы детского развития как актуальная проблема современной психологии.
  • Новые пути изучения детского развития.
  • Преимущества и ограниченность стратегии формирования для изучения механизмов детского развития.
  • Что же представляет собой процесс детского развития?

Литература

  • Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1956.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  • Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. // См. Избранные психологические труды. Т.1.
  • Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии. // Вопросы философии, 1977, №1.
  • Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. М., 1960.
  • Ильенков Э.В. Психика под "лупой" времени. // Природа, 1970, №1.
  • Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.
  • Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 3738
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА, ИЛИ КАК СТАНОВЯТСЯ ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | Обращение редактора к читателям Ну вот, 150 возможно
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I I ДЕПРЕССИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ 150
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I I I ПРЕЗРЕНИЕ КАК ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ К
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | Послесловие После выхода книги Драма одаренного ребенка прошло
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 5. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНСТИ ЧЕЛОВЕКА В самом начале XX
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 4. ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Разработанная Абрахамом Маслоу теория
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2. ТРЕТЬЯ СИЛА Кто такой Абрахам Маслоу Абрахам
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 9. ЗАМЕТКИ ПО ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ 13 I. Определение
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Ф.Гобл. ТРЕТЬЯ СИЛА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА Вплоть до
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ С идеями Абрахама Маслоу о
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 7. ВОСПИТАНИЕ С ПОЗИЦИЙ ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ Учитывая интерес
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Генри Гейгер ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Литература Abramson H. ed.. The Use of LSD
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Примечания В основу данной главы положенызаметки, составленные в
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 3. ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ Изучение выдающихся образцов душевного здоровья
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть VIII. МЕТАМОТИВАЦИЯ 23.ТЕОРИЯ МЕТАМОТИВАЦИИ I Самоактуализирующиеся личности
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ 1. К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 10. КОММЕНТАРИИ К СИМПОЗИУМУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ Эти
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть III. ЦЕННОСТИ 8. СЛИЯНИЕ ФАКТОВ И ЦЕННОСТЕЙ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 7. ПОТРЕБНОСТЬ В ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЯХ Зададим себе вопрос:
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОМЕХИ ТВОРЧЕСТВУ Когда я начинал исследования
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 5. ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ТВОРЧЕСТВУ Интересно сравнить нынешнюю
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть II. ТВОРЧЕСТВО 4. ТВОРЧЕСКАЯ УСТАНОВКА У меня
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 3. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В этой главе
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2. НЕВРОЗ КАК НЕУДАЧА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Не претендуя
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть IV. ОБРАЗОВАНИЕ 11. ПОЗНАЮЩИЙ И ПОЗНАВАЕМОЕ Мой
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 12. ОБРАЗОВАНИЕ И ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Если обратиться к
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 13. ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перед своей
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 22. ТЕОРИЯ Z С недавнего времени я нахожу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь