Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
- Оглавление - ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава I
ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Темы для семинарских занятий
Детство как социально-исторический феномен.
Причины возникновения детской психологии как науки.
Исторические изменения предмета детской
(возрастной) психологии.
Понятие "развитие" и его критерии применительно к
развитию ребенка.
Стратегии, методы и методики исследования развития
ребенка.
Задания для самостоятельной работы
Подберите примеры специфики детства в отечественной
культуре.
Рассмотрите "Конвенцию о правах ребенка" с позиций
исторического подхода к анализу детства.
Приведите конкретные примеры использования
различных стратегий и методов в исследовании ребенка.
Литература
Аснин В.И. Об условиях надежности психологического
эксперимента. // Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии. Ч. I, M., 1980.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3, М., 1983,
с. 641.
Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного
формирования в исследовании детского мышления. // Вопросы
психологии, 1966, №4.
Конвенция о правах ребенка.
Ключевский В.О. Портреты исторических деятелей. М.,
1993.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. M.,
1995.
Глава II
ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА
Темы для семинарских занятий
Взаимосвязь концепций детского развития и методов
его исследования.
Закономерности развития ребенка, выявленные в
разных психологических учениях.
Проблема наследственности и среды в развитии
ребенка (критический анализ).
Специфика психического развития ребенка по
сравнению с развитием животных.
Задания для самостоятельной работы
Опишите ключевые проблемы понимания детского
развития в работах классиков психологии.
Объясните возможности применения теоретических
положений данной главы для практической и исследовательской
работы с детьми.
Литература
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1, М., 1983.
Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в
психологии. // Вопросы философии, 1981, №12.
Ривич-Щербо И.В. (ред.) Роль наследственности и
среды в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М.,
1977, гл. 16, 17.
Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М., 1946
(Биогенетическая проблема).
Глава III
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Темы для семинарских занятий
Динамическая структура личности и ее формирование в
онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.
Понятие социализации в психоаналитических учениях.
Периодизация полного жизненного пути развития
личности.
Закон биполярности в развитии.
Проблема ритуализаций в поведении человека.
Роль общества в развитии личности.
Понятие исторического времени.
Задания для самостоятельной работы
Посмотрите фильм Бергмана "Земляничная поляна",
опишите жизнь и проанализируйте образ доктора Борга.
Прочитайте главу 3 повести Л.Н.Толстого "Юность" и
сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста
концепции Э.Эриксона.
Литература
Бергман. Латерна-Магика.
Толстой Л.Н. Юность. М., 1983.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
Фрейд Л. Психология и защитные механизмы. М., 1993.
Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.
Глава IV
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
Темы для семинарских занятий
Понятие социализации в американской психологии
развития.
Механизмы приобретения нового опыта.
Поощрение и наказание в формировании поведения
ребенка,
Подражание как механизм приобретения нового опыта.
Роль среды в развитии ребенка и проблема
детско-родительских отношений.
Задания для самостоятельной работы
На основе материалов текущей периодики подберите
примеры влияния экологических условий на развитие ребенка.
Литература
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,
1990.
Ладгеймер И., Матейчик З. Психологическая
депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1980.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Скиннер Б. Оперантное поведение. // См. История
зарубежной психологии. 30-е 60-е годы XX века. М., 1986.
Глава V
УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Темы для семинарских занятий
Характеристика клинического метода.
Ключевые понятия концепции Пиаже.
Стадии интеллектуального развития ребенка.
Движущие причины интеллектуального развития
ребенка.
Задания для самостоятельной работы
"Работы Пиаже отмечены историческим значением"
(Выготский). Раскройте утверждение.
Познакомьтесь с критическим анализом взглядов Пиаже
в отечественной зарубежной психологии.
Литература
Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 2. Проблема речи
и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального
развития ребенка. // Вопросы психологии 1969, №1.
Донильдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.,
1985.
Перре-Клермон А. Роль социального взаимодействия в
развитии интеллекта детей. М., 1991.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия.
// Вопросы психологии, 1966, №4.
Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной
психологии. 30-е 60-е годы. Тексты. М., 1986.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М., 1994.
Глава VI
Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА
Темы для семинарских занятий
Необходимость смены научной парадигмы, связанная с
революционными переменами ХХ-го столетия.
Ключевые понятия культурноисторической теории
развития психики.
Проблема обучения и развития в работах
Л.С.Выготского.
Развитие идей Л.С.Выготского в советский период.
Зависимость психического развития от содержания и
структуры деятельности ребенка.
Закон периодичности развития ребенка.
Задания для самостоятельной работы
Познакомьтесь с основными фактами научной биографии
Л.С.Выготского.
Назовите различные подходы к проблеме развивающего
обучения в современной психологии и педагогике, отметьте
общее и различное в них.
Литература
Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4,
М., 1984.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного
развития в школьном возрасте. // Избр. психологические
исследования. М., 1956.
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном
возрасте. // Избр психологические исследования. М., 1956.
Возрастная и педагогическая психология. Сборник
статей. М., 1992.
Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М., 1990.
Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г.В.
Бурменской. М., 1996.
Глава VII
КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА
Темы для семинарских занятий
"Сущность и значение беспомощности" (Дж.Бруннер) в
развитии психики ребенка.
Критерии психического.
С чего начинается психическая жизнь ребенка.
Структура и динамика младенческого возраста.
Характеристика основных психологических
новообразований к концу первого жизни.
Проблема развития предметных действий в раннем
возрасте.
формирование символических процессов в раннем
возрасте.
Можно ли ранний возраст в развитии ребенка называть
"шимпанзеподобным"?
Задания для самостоятельной работы
Приведите примеры опережающего развития ориентировки
в формирована поведения ребенка.
Проведите наблюдения и опишите особенности
проявления кризисов одного и трех лет.
Дайте характеристику развития ребенка раннего
возраста, воспитывающегося условиях дефицита общения.
Литература
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.О. Вы и младенец. М.,
1991.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Лишенные родительского попечительства. //
Хрестоматия. Под ред В.С.Мухиной. М., 1991.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем
возрасте. М., 1978.
Глава VIII
КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА
Темы для семинарских занятий
Структура и динамика развития ребенка в дошкольном
возрасте.
Игра как ведущий тип деятельности ребенка
дошкольника.
Изобразительная деятельность и ее роль в развитии
ребенка.
Восприятие сказки и ее развивающее значение.
Показатели психологической зрелости ребенка и
проблема готовности к школьному обучению.
Младший школьный возраст, его структура и динамика.
Роль сверстника в психическом развитии младшего
школьника.
Задания для самостоятельной работы
Соберите детские рисунки и проанализируйте динамику
их развития на протяжении дошкольного возраста.
Сравните систему сенсорного воспитания дошкольника
М.Монтесори и А.В.Запорожца Л.А.Венгера.
Пронаблюдайте и опишите проблемы, возникающие в
первые дни пребывания ребенка в школе.
Литература
Генезис сенсорных способностей. // Под ред.
Л.А.Венгера. М., 1976.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.
М., 1996.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,
1986.
Дусавицкий А.К. Дважды два икс. М., 1985.
Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников.
М., 1996.
Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух
томах. М., 1986.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности
детей к обучению в школе. М., 1991.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка
как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7
лет. М., 1992.
Особенности психологического развития детей
6-7-летнего возраста. // Под. ред. Д.Б.Эльконина,
А.Л.Венгера. М., 1988.
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного
возраста. // Под. ред. А.В.Запорожца, Я.Э.Неверович. М., 1986.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных
действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
Сенсорное воспитание дошкольников. // Под ред.
А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М., 1961
Хрестоматия по детской психологии. // Под ред.
Г.В.Бурменской. М., 1996.
Цукерман Г.П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. М.,
1989.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического
развития детей, М., 1984.
Глава IX
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
Темы для семинарских занятий
Психологические теории подросткового возраста.
Структура и динамика подросткового возраста.
Условия кризисного характера перехода к взрослому
статусу в подростковом возрасте.
Понятие "чувство взрослости"
Задания для самостоятельной работы
Опишите и проанализируйте условия возникновения и
внешние признаки подростковых объединений.
Прочитайте романы Ф.М.Достоевского "Подросток" и
Дж.Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сравните проблемы
подростков в XIX и XX веках.
Литература
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М., 1968.
Возрастная и педагогическая психология. // Под ред.
А.В.Петровского. М., 1980.
Кле М. Психология подростка М., 1991.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в
школьном возрасте М., 1983.
Прихожан А.М., Толстых И.Н. Подросток в учебнике и
в жизни. М., 1990.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для
подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1995.
Глава X
НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ
Темы для семинарских занятий
Проблема обучения и развития ребенка в современной
психологии. Дискуссия Пиаже-Гальперин.
Движущие причины и механизмы детского развития как
актуальная проблема современной психологии.
Новые пути изучения детского развития.
Преимущества и ограниченность стратегии
формирования для изучения механизмов детского развития.
Что же представляет собой процесс детского
развития?
Литература
Выготский Л.С. Избранные психологические
исследования. М.-Л., 1956.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического
исследования. М., 1986.
Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза
психики. // См. Избранные психологические труды. Т.1.
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном
методе в психологии. // Вопросы философии, 1977, №1.
Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного
в "Капитале" Маркса. М., 1960.
Ильенков Э.В. Психика под "лупой" времени. //
Природа, 1970, №1.
Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.,
1972.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Просмотров:
3799 Категория:
Библиотека » Возрастная психология
Другие новости по теме:
А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | Послесловие После выхода книги Драма одаренного ребенка прошло А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I I I ПРЕЗРЕНИЕ КАК ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ К А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I I ДЕПРЕССИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ 150 А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА, ИЛИ КАК СТАНОВЯТСЯ ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | Обращение редактора к читателям Ну вот, 150 возможно А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 17. ОБ ЭВПСИХИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ Одним из основных вопросов А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 22. ТЕОРИЯ Z С недавнего времени я нахожу А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 16. СИНАНОН И ЭВПСИХИЯ Прежде всего, чтобы заранее А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 15. ВОПРОСЫ ДЛЯ НОРМАТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА 20 Заметьте, А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть V. ОБЩЕСТВО 14. СИНЕРГИЯ В ОБЩЕСТВЕ И А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 13. ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перед своей А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 12. ОБРАЗОВАНИЕ И ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Если обратиться к А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть IV. ОБРАЗОВАНИЕ 11. ПОЗНАЮЩИЙ И ПОЗНАВАЕМОЕ Мой А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 10. КОММЕНТАРИИ К СИМПОЗИУМУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ Эти А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 18. О НИЗКИХ ЖАЛОБАХ, ВЫСОКИХ ЖАЛОБАХ И МЕТАЖАЛОБАХ А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть VI. БЫТИЙНОЕ ПОЗНАНИЕ 19. ЗАМЕТКИ О НЕВИННОМ А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 20. НОВЫЕ ЗАМЕТКИ О ПОЗНАНИИ Характеристики бытийного познания А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть VII. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ 21. РАЗЛИЧНЫЕ А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ 1. К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть VIII. МЕТАМОТИВАЦИЯ 23.ТЕОРИЯ МЕТАМОТИВАЦИИ I Самоактуализирующиеся личности А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Ф.Гобл. ТРЕТЬЯ СИЛА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА Вплоть до А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2. ТРЕТЬЯ СИЛА Кто такой Абрахам Маслоу Абрахам А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 3. ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ Изучение выдающихся образцов душевного здоровья А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 4. ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Разработанная Абрахамом Маслоу теория А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть III. ЦЕННОСТИ 8. СЛИЯНИЕ ФАКТОВ И ЦЕННОСТЕЙ А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2. НЕВРОЗ КАК НЕУДАЧА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Не претендуя А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 3. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В этой главе А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть II. ТВОРЧЕСТВО 4. ТВОРЧЕСКАЯ УСТАНОВКА У меня А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Примечания В основу данной главы положенызаметки, составленные в А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Литература Abramson H. ed.. The Use of LSD
Л. Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
---
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.