Заключение
Детская психология молодая наука. На протяжении
одного столетия своего существования она создавалась
трудами выдающихся ученых, и ее современное состояние
отличает подлинная зрелость. Однако несмотря на большое
количество талантливых, творческих, самобытных ученых, тем
не менее людей масштаба З.Фрейда, Ж.Пиаже или
Л.С.Выготского сейчас нет. Во всяком случае всемирной
известности и признания вновь возникающие концепции
детского развития еще не получили. Но нельзя сказать, что
детская психология остановилась в своем развитии. В
настоящее время многие психологи заняты изучением и
описанием эмпирических фактов, которые не укладываются в
рамки классических концепций и побуждают к их пересмотру.
Все больше исследователей склоняются не к
противопоставлению различных подходов в исследовании
психики ребенка, а к их синтезу.
Выход за рамки лаборатории, многочисленные попытки
применить известные теории на практике сопровождаются
трудностями в решении жизненных вопросов, что влечет за
собой снижение интереса к теории. Общие тенденции
современной науки, когда сиюминутные, прагматические
вопросы отодвигают на второй план фундаментальные
исследования, не миновали и детскую психологию.
Классическую детскую психологию на протяжении всего
периода ее становления интересовали общие закономерности
психического развития любого ребенка, независимо от его
индивидуальности. Современные психологи обращаются к
изучению конкретного ребенка, а не усредненного субъекта и
проявляют особый интерес к различиям между детьми.
В то же время исследователи стремятся к изучению
целостного индивида, анализируя роль наследственности,
культуры, мотивации, познавательного развития и поведения.
Их интересует роль социальных отношении в семье, в
коллективе сверстников, в учебной и профессиональной
группах, их влияние на психическое развитие ребенка.
Возрастающий интерес к личности в современном обществе,
контроль за осуществлением прав личности поднимает новые
проблемы изучение обиженного ребенка и оказание
психолого-педагогической помощи детям-инвалидам.
Ни одна из практических задач не может быть решена без
хорошей теории. И здесь огромное поле деятельности для
новых поколений психологов.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>