Конспект НОД в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Праздник Первой косички»
Автор: Дриллер Наталья Григорьевна, воспитатель первой категории БДОУ «Детский сад №56 комбинированного вида», г. Омск
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с русскими народными традициями, сплочение коллектива воспитанников и родителей, сплочение семей.
Задачи:
- Формировать представления детей о традициях русского народа на примере праздника первой косички, понимание красоты женственности.
- Развивать у детей коммуникативные навыки межличностного общения детей со сверстниками и взрослыми людьми. Активизировать словарь словами: одинаково, короче, длиннее, гребень деревянный, костяной.
- Воспитывать интерес к истории русского народа через изучение народных традиций, праздников, фольклора, желание участвовать в общих играх.
Материал:
- стенгазета «Наши бабушки и мамы»;
- мерки для измерения кос;
- подарочные ленты;
- расческа;
- фонограммы: русские народные мелодия «Веселая кадриль», «Во саду ли в огороде» в исп. оркестра народных инструментов, песня «Разбросала косы русые береза» (многоголосие, сл. и муз. А. Волкова).
Подготовка:
- Беседа о русской традиционной прическе «Длинная коса – девичья краса» с использованием мультимедийной презентации;
- Чтение рассказа Татьяны Кирюшатовой «Праздник первой косички»;
- Сбор фото и совместное изготовление с родителями и детьми стенгазеты «Наши бабушки и мамы»;
- Разучивание с родителями песни «Разбросала косы русые береза» (сл. и муз. А. Волкова);
- Отгадывание загадок, чтение стихотворений о волосах, косах;
- Разучивание игр «Ворон», «Жмурки».
Интеграция с другими областями: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Содержание образовательной деятельности:
Звучит русская народная мелодия. Входят гости, дети их встречают, приглашают присесть.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня день? (Среда, Праздник первой косички).
Ребята, помните, мы с вами решили узнать, как можно больше о косичках? Что вы хотели узнать? Как вы искали ответы на эти вопросы? (Спрашивали у родителей, узнавали у воспитателя, читали книги.)
Раздается стук, входят родители под фонограмму «Веселая кадриль».
- Мама: Здравствуйте, дети! У вас сегодня необычный день — Праздник первой косички, но мы про такой праздник никогда не слышали.
- Мама: И мы не знаем, как его надо отмечать.
Воспитатель: Ребята, расскажите мамам, что вы узнали о Празднике первой косички.
Беседа «Что мы узнали о Празднике первой косички»
Ребята, почему этот день назывался «Праздник первой косички»? (Потому что в этот день девочке заплетали первую косичку.)
Посмотрите на нашу выставку фотографий. Кого мы видим на фотографиях? (На фотографиях наши мамы и бабушки.)
Какие ваши бабушки на фотографиях? (Наши бабушки молодые, а мамы маленькие.)
Есть ли здесь красавицы со стрижками?
А вы знаете почему у них волосы длинные? (Раньше девочкам не принято было стричь волосы.) Правильно, считалось, что чем длиннее коса – тем больше силы, доброты, любви и мудрости у нее в душе.
Давайте вспомним: как в старину стригли волосы мальчикам и девочкам? (Мальчикам и девочкам волосы стригли одинаково, покороче, чтобы не лезли в глаза, не болтались по спине.)
Когда первый раз стригли детей? (Детей стригли после первого дня рождения, когда исполнится один год. Девочкам волосы больше не подстригали.)
Правильно, когда девочкам заплеталась первая косичка – это значит, что они становятся девочками, мамиными помощницами.
Ведь каждая мама хотела, чтобы у ее дочери была самая длинная и густая коса. Каждый день она брала деревянный или костяной гребень и расчесывала волосы, приговаривая особые слова.
Знаете, что означает слово «гребень»? (Расческа.)
Какой гребень брала мама? (Деревянный, костяной.)
Давайте мы проговорим те особые слова:
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся, Дочка, маму слушайся.
В день, когда девочке заплетали первую косичку, в семье устраивали праздник, приглашали своих родственников и детей. И такой праздник был у каждой девочки один раз в жизни.
Мама: Я поняла, что первую косичку старались заплетать при гостях. И только с этого момента мама доверяла дочке нянчить младших братьев и сестер, показывала, как надо шить, вышивать и вязать. Когда заплетали косу, приговаривали.
Выходит мама с дочкой, заплетает косу и приговаривает:
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся, Дочка, маму слушайся.
Воспитатель предлагает девочке пройтись и показать свою косу.
Воспитатель: На празднике первой косички дети играли в разные игры, давайте и мы поиграем в старинную русскую игру «Ворон».
Девочка: Давайте в «Ворона» играть!
Хороводная игра «Ворон»
Ой, ребята, та-ра-ра, (ходьба по кругу, взявшись за руки) На горе стоит гора. А на той горе дубок, А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, (движение ногами вперед) В позолоченных серьгах. (показывают серьги) Черный ворон на дубу (показывают крылья) Он играет во трубу. (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная. (хлопки в ладоши) Труба ладная, песня складная. (хлопки в ладоши) Да! (поднимают и опускают руки)
Воспитатель: Мальчики, присядьте на скамейку, а девочки останьтесь в кругу. Матвей, ты сможешь узнать кого-нибудь из девочек с закрытыми глазами? Ну, попробуй угадать, закрывай глаза, не подсматривай!
Игра «Угадай девицу»
- Где стоишь? - На мосту. - Что пьешь? - Квас. - Ищи три года нас!
Мальчик с закрытыми глазами подходит к девочке и пытается узнать ее. Воспитатель: в России всегда любили петь и на Празднике первой косички тоже пели песни.
Звучит фонограмма песни «Разбросала косы русые береза» (поют мамы)
Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, у кого из девочек самая длинная коса? Как узнать? (Надо сравнить.) С помощью чего можно измерить косу? Дети предполагают: поставить рядом, измерить линейкой, меркой, лентой.
Конкурс «Краса — длинная коса»
Мальчикам предложить мерки, с помощью которых они измеряют косы и выбирают девочку с самой длинной косой.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы отрастить такую косу? (Ухаживать за волосами: постоянно мыть, аккуратно расчесывать, рано вставать.)
Воспитатель: В этот день девочкам дарили подарками. Мальчики, вы приготовили подарки для девочек? Мальчики дарят девочкам атласные ленты для косичек. Девочки благодарят.
Какой праздник мы сегодня отмечали? (Праздник первой косички.)
Как мы отмечали этот праздник? (Ире заплели косичку. Мы играли, мальчики поздравили девочек с праздником и подарили ленты, мамы пели.)
Праздник был скучный? (Праздник был веселый.)
Рефлексия
Ребята, кому понравился «Праздник первой косички», покажите большой палец вверх, кому не понравился — опустите палец вниз.
Список использованной литературы
- Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 416 с.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб., 2010. -106 с.
|