Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа

Автор: Туровец А. А.   

Развитие семейной терапии и обнадёживающие результаты, полученные при использовании ёё различных форм и моделей, свидетельствуют о том, что данный вид психологической помощи имеет большое будущее.

В Государственном учреждении Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей с 2001 года стали использоваться классические модели семейной терапии – структурная, стратегическая, трансгенерационная.

Вместе с тем, специалисты центра в индивидуальном консультировании активно использовали психодинамические модели, в том числе транзактный анализ (ТА). Транзактный анализ использовался и как целостная модель и как набор удобных и практичных инструментов. Как известно, ТА состоит из структурного анализа (собственно РВД – концепции), транзактного анализа как инструмента анализа парных и групповых взаимоотношений и сценарного анализа, изучающего сценарную матрицу (сценарий, скрипт) личности, условия её формирования и возможные варианты коррекции.

Сочетание (интеграция) этих двух направлений психотерапии, при дополнительном использовании инструментария нейро-лингвистического программирования и отдельных техник гештальт-терапии, позволили достигать выраженного терапевтического эффекта в работе с семьёй и её членами в большинстве случаев консультирования.

Богатство арсенала техник, содержащихся в указанных подходах, гибкость объяснительных моделей, основанных на их методологической базе, позволяют использовать интегративную модель, названную нами ТАСТ (транзактно - аналитическая семейная терапия) практически во всех возрастных и социальных группах, в работе с семьёй и её членами, в индивидуальном консультировании и в групповой работе.

На наш взгляд, ТАСТ – это универсальный, удобный, богатый инструментально-методологический интегративный подход, обеспечивающий высокоэффективную психотерапию для клиента и удобство использования для психолога.

Основными отличительными особенностями модели ТАСТ являются:

1. Описание психического органа Ребёнка (Дитя) как 4-х компонентной археопсихической структуры, содержащей основные эмоциональные паттерны жизненного сценария. Эта детально проработанная модель позволяет легко определить ведущие субличностные образования, вносящие искажения в жизнедеятельность личности и в процесс её общения с членами семьи и социумом. Знакомство клиента с данными субличностными структурами в ходе терапии способствует наступлению быстрой гармонизации глубинных структур психики, появлению новых, адекватных реакций на стимулы окружающего мира, способствует угасанию неадекватных, сценарных реакций, приводящих к конфликтам и напряжённости. Особенно выраженный позитивный эффект при использовании данной модели достигается в супружеской терапии, когда пара, пришедшая на приём, заинтересована в налаживании отношений.

2. Описание взаимодействия психического органа Родитель (его компонентная структура определяется с помощью анализа семейной истории клиента) и 4-х компонентного органа Дитя на основе сценарной матрицы, что приводит к быстрому и эффективному преобразованию убеждений и ценностей, не соответствующих актуальной фазе психического развития клиента и сдерживающих личностный рост.

3. Ролевой анализ жизненного сценария на основе индивидуального сценарного произведения (сказки, книги, фильма) с использованием значимой психологической информации, полученной при реализации пп.1 и 2.

4. Исследование дополняющих сценарных линий в супружеской паре, семейной группе, в социальной группе с определением сценарных ролевых фиксаций, создающих общий неблагоприятный психологический сценарий жизни.

5. Поиск и использование новых сценарных ролей, ведущих к изменению негативного типа жизненного сценария на позитивный.

6. Закрепление новых сценарных ролей с помощью техник ТА, НЛП и гештальт-терапии.

7. Создание «открытой», внесценарной, роли Взрослого - «внутреннего аналитика» или «сценариста», которая позволяет человеку  эффективно управлять собственной жизнью с помощью достижения нового уровня понимания и прочувствования механистичности работы сценарного аппарата и умения своевременно выходить из автоматических сценарных паттернов взаимодействия, создавая новые спонтанные эффективные модели общения.

Использование принципов системного подхода, работа с семьёй в полном составе, с подсистемами, с членами семьи требует от психолога умения свободно ориентироваться в теоретических основах данного направления и обладать достаточным личным и профессиональным опытом. Как показал опыт подготовки и дальнейшей профессиональной супервизии специалистов, прошедших семинары и тренинги, теоретический и практический материал ТАСТ усваивается эффективно и служит надёжным инструментом при работе с семьёй и её членами.

В результате использования ТАСТ достигается новый этап личностного роста членов семьи, что приводит к изменениям в системных семейных процессах и способствует успешному переходу на тот этап жизненного цикла семьи, которому она хотела бы соответствовать. В большинстве случаев наблюдается полное и устойчивое исчезновение симптома, с которым семья обратилась к психологу.

В современной теоретической и практической психологии, благодаря влиянию философии постмодернизма и технических научных подходов,  устойчиво закрепилось понятие «объяснительной модели». Объяснительная модель – сочетание знаний, навыков, представлений, убеждений, которым человек пользуется в своей ежедневной практической деятельности. В теории НЛП, например, объяснительная модель человека именуется «картой местности». Считается, что совпадение объяснительной модели (карты) личности с набором социальных объяснительных моделей, разделяемых обществом (территорией) является залогом успешного функционирования личности в социуме.

Однако можно предположить, что существуют объяснительные модели более высокого порядка – философские, религиозные, эзотерические, которые могут быть согласованы, а могут вступать в противоречие с нормами конкретного социума в конкретном историческом периоде. Это означает, что любые объяснительные модели так или иначе ограничены и их полезность и эффективность определяется успешностью практического применения в данное время и в данном месте. С течением времени эффективность объяснительной модели может снижаться и ей на смену приходят новые, чаще всего интегративные модели, акцентирующие внимание на иных значимых параметрах, соответствующих современному этапу развития общества.

Ставшие классическими объяснительные модели, такие как ТА, например, не утрачивают своего значения, обеспечивая преемственность научных парадигм в теории и практике и обретают новое дыхание в сочетании с более современными подходами.

Предлагаемая специалистам и клиентам объяснительная модель ТАСТ взгляд позволяет эффективно, с использованием принципов гуманистической психологии и понятий современной науки, теоретически описать сложные психические процессы в семье и найти практические терапевтические решения для каждой конкретной семьи и её членов.

 

Просмотров: 1787
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Гейс Каталин. Модель процесса общения – полезный инструмент для развития международного менеджмента
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Макарова Г. А. Консультирование в концепции трансактного анализа при переживании горя
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Сказки для девочек, девушек, женщин. Сценарий любви и создания семьи в любимых сказках
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Упражнения для выявления жизненного сценария
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Назаренко Елена. Упражнение «Папа Римский» (самотерапия по методу «терапии нового решения»)
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Смыслова Г. А. Проявления сценарных процессов в почерке
  • Михель И. Трансактный анализ и Веллспрингская модель культовой травмы и выздоровления
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Панюкова Ксения. Терапия нового решения: вся сила у клиента!
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Гудкова Н.С. Личностная переориентация педагогов колледжа с использованием трансактного анализа
  • Морозова Марина. Сценарий алкогольной семьи. Алкогольная зависимость



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь