Отмечая 200-летие со дня рождения удивительного сказочника Ганса Христиана Андерсона нельзя не вспомнить гения русской поэзии и сказки - Александра Сергеевича Пушкина. У этих гениальных сказочников есть одинаковые, очень важные точки в процессе раннего детского развития психических процессов и становления личности. И у Пушкина, и у Андерсена родители по определенным причинам не занимались воспитанием детей. У Пушкина маму заменила няня – известная всем Арина Родионовна, а у Андерсена – бабушка. Этих пожилых женщин кроме любви к детям, объединяла удивительная любовь к слову, а также умение и талант им пользоваться. Есть выражение: «Впитать с молоком матери». Эти дети вместо материнского молока получили уникальную возможность впитать неограниченную дозу любви, заботы и духовности, что для развития человека значительно важнее, чем питание, как показали позже многочисленные психологические исследования и эксперименты XX века.
Д. Боулби, автор современной теории привязанности, утверждает: « … я считаю желание любить и получать заботу интегральной частью человеческой природы на всем протяжении взрослой жизни, а так же ранее, и что выражение таких желаний должно ожидаться у каждого взрослого, особенно в периоды болезни или скорби».
Общение – вербальное и невербальное, несет как информацию, так и эмоциональное воздействие. Речь и письменный текст воздействуют на эмоциональную сферу личности и ее эмоциональные состояния при достаточном времени воздействия. Сказка – одно из первых вербальных воздействий на еще не сформированную психику ребенка. Это воздействие осуществляется посредством феномена суггестии через архетипы.
Наука сегодня ставит новые проблемы, как правило, на стыках двух или нескольких смежных отраслей знания. Вследствие этого, рассматривая вербальное воздействие сказки на психику ребенка, необходимо рассматривать несколько источников, из которых оно формируется. Проблема вербального воздействия имеет основные аспекты: лингвистический, медицинский, психологический. Каждый их этих аспектов представляет сложную систему, состоящую из не менее сложных подсистем.
В данной работе рассматривается психологический аспект воздействия сказки на психику ребенка, а также пути решения проблем, часто возникающих при этом.
Все сталкивались с явлением, когда ребенок просит много раз почитать «любимую сказку», даже зная ее наизусть. Или рассказать сказку, и именно теми же словами, что и ранее. Или играть в одни и те же игры. Повторение слов, информации, действий ребенку необходимо в этот период для нормального развития. И чем труднее эмоционально у малыша был день, нужнее ему «любимая сказка», тем настойчивее просьбы. Сказка необходима, чтобы с помощью повторения привычного, знакомого, приятного ее воздействия привести психику в равновесие.
Это происходит на втором году жизни ребенка. Здесь включается психологический механизм обсессивных тенденций (или навязчивостей). Обсессии являются очень важной защитой от эмоционального состояния ранней тревожности, а так же вины. Позднее обсессии сменяют процессы вытеснения, лидирующие среди защит. Поэтому взрослые часто не помнят событий своего детства, особенно, если события эмоционально тяжелы, астеничны. Но на уровне бессознательного весь этот грустный или страшный эмоциональный груз сохраняется, давая знать о себе только симптомами.
Схема бессознательного. 1. Эволюционное бессознательное. Опыт биологической эволюции. Мир инстинктов. 2. Филогенетическое бессознательное. Опыт предков. 3. Вытесненное бессознательное. Опыт инфантильного периода.
В процессе формирования Эго и его постоянной борьбы с тревогой, как результат, формируются символы. Общая теория интерпретации символизма проявляется в следующих сферах.
1.Символика проявления симптома. 2. Символика сновидений. 3. Символика мира культуры, массовых процессов. 4. Символика в произведениях художественного творчества. 5. Символика языка. 6. Символика быта людей. 7. Символика телесности.
Именно архетипическими символами, через структуру бессознательного влияющими на эмоциональные состояния, так богаты сказки.
Кузнецова Е. В. пишет: «Любой текст, независимо от его содержания, воздействует на личность читателя через определенные элементы языковой структуры, вызывая тем самым различные эмоци¬ональные состояния. Латентным языковым фактором воздействия на эмоциональное состояние личности является фоно-семантическая программа текста, которая представ¬ляет собой набор гласных звуков, встречающихся в тексте с определенной частотностью. Мы выяснили, что звуки че¬ловеческой речи и фонемы письменного текста несут опре¬деленное символическое значение. Психической основой этого явления выступает синестезия — глубинный механизм сознания, оперирующий на предметном уровне репрезентации объекта и осуществляющий закономерную трансформацию содержания одной перцептивной модаль¬ности в форму другой модальности». (Курсив мой – Жаркова Л.Г.)
В биологии есть понятие «импринтинг» - первое запечатление, т.е. « быстрое включение в работу врожденных, генетически запрограммированных, практически готовых форм поведения под влиянием соответствующих пусковых стимулов» . В детстве ребенок проходит через это явление. И встреча со сказкой подвержена тем же психологическим законам первого восприятия.
Важное условие заключается в том, на какую психологическую ткань ляжет конкретное первое восприятие, что обусловлено и подготовлено особенностями формирования во взаимоотношениях с первым ухаживающим объектом. От этого зависит, какая сказка станет для ребенка «синхронной» его эмоциональному состоянию, с какими героями он захочет идентифицироваться: с добрыми или злыми, благополучными и счастливыми или несчастными. В эту сказку, как правило, будучи уже взрослым человеком, он продолжает «уходить» в своих жизненных сценариях.
Эти сценарии самые невероятные. Например, женщина, которая не могла создать семью, чувствовала себя «летучим голландцем». Сказка «Золушка» являет собой классический вариант «жертв», ждущих чуда и принца. Это сказка о власти. Сказка «Три поросенка» - о желании иметь надежный дом и уничтожить врагов. Сказка «Кот-Котофей» - о желании признания и принятия. Этот список можно продолжить.
Сравним желания героев сказок и потребностей по А. Маслоу.
Классификация человеческих потребностей по иерархическому принципу А. Маслоу 1) Физиологические (органические). 2) Потребность в безопасности. 3) Потребность в принадлежности и любви. 4) Потребность в признании (уважении, уважении, почитании). 5) Потребность в самоактуализации.
Иметь материальные блага, не иметь врагов, быть любимым и принятым, признанным и уважаемым, и , наконец, символически прыгнув в котел с кипящей водой, превратиться, как Иванушка-дурачок, в прекрасного Царевича. Правда, на последнее решаются не все. Маслоу пишет, что за свою жизнь встретил всего 14 самоактуализировавшихся человек.
Часто приходится слышать, что дети сегодня не читают. Тем более стоит отметить огромный интерес к современным книгам-сказкам Ролинг и их герою Гарри Поттеру. Ролинг - хорошо знает психологию сегодняшних подростков, их эмоциональные проблемы. Ее герой востребован, т.к. дети в нем узнают себя.
Академик Иванов Е.С. отмечает: «Есть еще одна группа детей, которая не входит в статистику «сиротства». Это дети, живущие в кровных семьях, материально высоко обеспеченные, но фактически лишенные взаимодействия с родителями». И Гарри сирота. Родственники, с которыми он живет, «ненавидят и презирают» то, что любит он, а ему «рады… как жуку-древоточцу», «валили на него всю вину за все неполадки в доме. …Гарри никогда не испытывал к ним доверия и не рассказывал о своей жизни в волшебном мире. …На самом деле ему хотелось (в чем он стеснялся признаться даже самому себе) иметь хоть кого-то наподобие родителей – взрослого волшебника, у которого можно было бы спросить совета, не боясь при этом выглядеть идиотом, кого-то, кто поддержал бы его…»
Взрослые тоже с удовольствием читают эти книги. Идентифицируясь с героем, читатели получают прекрасную библиотерапию, переживая те чувства, которых им так порой не хватает.
Люди хотят не просто жить, а жить качественно. Многие школы и направления психологии и психотерапии предлагают действенные техники, чтобы обеспечить это качество.
Но особенность русских народных сказок состоит в том, что герой, как правило, получает все блага некоторым чудесным образом: находит клад, получает наследство, женится на царевне ( выходит замуж за принца), и т. д. Придя в психотерапию, клиенты зачастую не рассчитывают на свои силы, не настроены на работу, а ждут чуда. Не получив его, порой очень гневаются, в силу ригидных первичных, детских психологических защит. И идут за ним, за чудом, к магам и колдунам.
Процесс смены психологических защит, смены сценария (по Э. Берну) сопровождается не всегда приятными переживаниями и эмоциями. Это тяжелый труд трансформации, изменения, который необходимо прожить и выдержать и клиенту, и психологу. Но, вследствие замены сценария детской сказки, которая была выбрана очень давно, с позиции детского опыта и знаний, на новые установки, с позиции нового жизненного интеллектуального и эмоционального опыта, изменяется качество и количество взрослой жизни.
Еще труднее проходит терапия детей. Работа детских терапевтов значительно осложняется отношениями с родителями. В процессе смены психологических защит меняется поведение ребенка. Как правило, здоровье его улучшается. Но даже этот факт порой не останавливает родителей, если новое поведение ребенка их не устраивает. Такие родители видят в ребенке не отдельную личность, а продолжение себя. Симбиоз - это большая проблема для детей. Такие семьи бесконечно повторяют патологические паттерны в межличностных отношениях, передавая их из поколения в поколение.
В России говорят, что яблочко от яблони недалеко падает. О трагизме и и сложности детско-родительских отношениях нам рассказывают мифы ( Миф об Эдипе). Создатель онтопсихологии А.Менегетти отмечают чрезвычайную важность материнства. Он пишет: «Если мы хотим искоренить социальную болезнь или преступность, то должны изменить капиллярную психологию женщин, особенно пожилых и матерей. До тех пор, пока женщина остаётся прежней, бесполезны полиция, психологи, врачи, социальные работники, юристы, и т.д. .... Женщина находится под влиянием социальных схем, не понимая, что социальная игра берет начало в ее детстве, восходит к ее бессознательному».
Социальные схемы, о которых пишет Менегетти, хранятся в сказках и еще более глубоко - в мифах. Сказка – это очень серьезно.
Сказкотерапия: синтез науки и искусства в стратегиях психологической поддержки человека современной культуры: Материалы конференции. – СПб.: СПбГУКИ, 2006. – С. 70-76.
Источник: Сайт Санкт-Петербургской Организации Транзактного Анализа
|