Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности

Автор: Александр Молярук   

Итак, мы рассмотрели структуру личности, познакомились с эго-состояниями Взрослый, Родитель и Дитя, научились строить эгограмму, отражающую на какие Вашей части личности приходится больше энергии. Как позитивной, так и негативной. Теперь научимся энергизировать и развивать самостоятельно те эго-состояния, которые не развиты, тем самым, гармонизируем структуру своей личности.

Эгограмма Ваших эго-состояний


Распределение энергии между 5 эго-состояниями личности.

Допустим, Вы составили эгограмму эго-состояний Вашей личности и у Вас получилась, подобная той, которая изображена на рисунке.

Подобную работу мы недавно проделали совместно с участниками субботней группы по изменению Сценария Жизни. Каждый участник группы  составил под руководством 2-х психологов собственную эгограмму.

Мы видим, что в этой структуре личности наибольшее количество энергии приходится на эго-состояния: Контролирующий (Критикующий) Родитель (КР),  Адаптивное (Приспосабливающееся) Дитя (АД) и Воспитывающий (Заботливый) Родитель (ВР).

А такие эго-состояния структуры личности, как Свободное (Естественное) Дитя (СД) и Взрослый (В) энергезированны меньше.

Это означает, что в этой структуре личности наиболее развит Родитель, который часто зашумляет Взрослое начало (высокие требования к себе и людям, критика), Дитя подавлено и подчиняется правилам (неуверенность), творческая часть личности (СД).

Конечно, данная эгограмма не учитывает позитивные и негативные аспекты эго-состояний – тогда столбиков гистограммы было бы не 5 а 9. Такую работу я делаю, как правило, совместно с моими клиентами, если в этом есть необходимость.

У участников группы возник закономерный вопрос, как можно изменить структуру личности, не прибегая к глубинным психотерапевтическим техникам, основанным на терапии новых решений.

Развитие и гармонизация структуры личности.

Немалых изменений в жизни можно добиться самостоятельно, сознательно перераспределяя психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на «недоразвитые» части Вашей личности.

Стратегия гармонизации – это стратегия осознанного культивирования ранее игнорируемых эго-состояний, ориентированная на решение проблем.

Развиваем эго-состояния личности

Ниже приведу ряд упражнений, способствующих увеличению позитивной энергии развиваемого эго-состояния.

Включите воображение, чтобы применить их к Вашей личной ситуации.

Контролирующий Родитель

1. Практикуйте конструктивную критику.

Как можно чаще практикуйте «конструктивную критику», тщательно анализируя и оценивая свое собственное поведение и поступки окружающих.

Правила конструктивной критики:

  • всегда быть конкретным;
  • предлагать альтернативные варианты решений проблем и вопросов;
  • указывать на имеющиеся возможности и исследовать их;
  • не претендовать на то, что Вы истина в последней инстанции.

Благодаря этому Вы сможете избежать активизации негативной части своего Контролирующего Родителя, использующего осуждающую критику и реплики наподобие: «Ну я же Вам говорил…» или «Ты все делаешь неправильно…».

2. Устанавливайте границы.

Учитесь четко и сразу расставлять психологические границы для себя во взаимоотношениях с другими людьми: чего Вы НЕ хотите для себя и что для Вас неприемлемо. Тогда Вам не придется играть роль Преследователя и Обвинителя, защищающего свои границы, нападая уже тогда, когда они нарушены.

Воспитывающий Родитель

1. Давайте позитивные поглаживания.

Практикуйтесь в раздаче позитивных поглаживаний (поддержка, похвала) при любой возможности! И делайте это искренне!

2.  Учитесь заботиться о других.

Дарите людям как можно больше подарков, уделяя больше времени поиску именно тех гостинцев, которые действительно будут с радостью приняты ими.

Готовьте близким еду и угощения, приглашайте в гости, спрашивайте у них в какой поддержке и заботе они нуждаются, тем самым энергезируя заботливое начало своей личности.

Взрослый

1. Стройте планы.

Напишите свои идеи и планы, прежде чем предпринимать любые действия, что, как правило, является функцией Взрослого. Нередко особенно ощутимый эффект удается получить, записывая свои мысли в перекидной блокнот, специальный Дневник или на доске.

2.  Занимайтесь постоянным самообучением.

Приучите себя получать новую информацию и проверять факты – посещайте лекции и семинары, читайте книги и газеты. Регулярно обращайтесь к энциклопедиям и словарям.

Свободное Дитя

1.  Развивайте воображение и творчество.

В свободное время мечтайте, фантазируйте и экспериментируйте со «свободными ассоциациями». Почаще шутите и смейтесь над юморными высказываниями людей.

Всякий раз, когда Вы почувствуете  усталость, смущение или депрессию, можете дать волю «исподним фантазиям». Рисуйте перед своим взором формы, узоры, цветные пятна и дыры. Представляйте нелепости.

2. Играйте в настольные игры и больше двигайтесь.

Подойдут занятия и игры, которые задействуют Ваше воображение и требуют взаимодествия с другими «детьми». От прогулок на лошадях и настольного тенниса, до «Мафии», «Крокодила», «Угадай кто ты».

Пробуйте и осваивайте новые виды деятельности: танцы, гимнастику, цигун, йогу, пение, рисование и пластику.

Адаптивное Дитя

1. Принимайте заботу окружающих.

Возьмите за правило открыто принимать поглаживания со стороны других людей и благодарить их за это.

Говорите прямо и конкретно о том, чего Вы хотите. Просите о помощи и внимании со стороны близких Вам людей.

2.  Ориентируйтесь на свои желания.

Учет желаний и требований других людей – это конечно же хорошо, однако учитесь открыто заявлять о своих «хочу» и «не хочу». Разрешите себе желать.

Научитесь выяснять, что хотят от Вас окружающие, и конструктивно реагируйте на них.

Отвергайте негативные поглаживания и неконструктивную критику.

Наша цель – гармонично развитая структура личности

В комментариях к статье приведите другие примеры развития и энергетизации эго-состояний личности. Давайте наберем банк идей гармонизации личности.

Просмотров: 623
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Мансуров Руслан. Ребенок, Взрослый, Родитель: управляем организационными конфликтами
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Хлебова Вероника. Раненый Ребенок больше не одинок
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Борисов Д. Е. Игры, в которые играют кодированные алкоголики
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Распределение ответственности между участниками коммуникации (треугольник Карпмана)
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Андреева Ольга. Умеете ли Вы заботиться о себе?
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Русецкая Жанна. Взрослый доволен свой жизнью
  • Андреева Ольга. Жить: хочу или надо?
  • Панюкова Ксения. Сила Контролирующего Родителя
  • Барановская М. С. Тест «Личная эгограмма»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь