Распределение ответственности между участниками коммуникации (треугольник Карпмана)

Автор: Институт социальных инициатив   

Один из ключевых пунктов человеческих взаимоотношений, а особенно профессиональных – это распределение ответственности между участниками коммуникации. Поэтому мы хотим рассказать о модели коммуникации, описанной в социальной психологии под названием «Треугольник Карпмана», которая наглядно и доходчиво раскрывает наиболее распространенные роли во взаимоотношениях: консультант –клиент, партнер – партнер, начальник – подчиненный и т.д. Эта модель часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту. Участникам семинара, чьей профессией стало общение с людьми, знание этой модели помогает избежать неприятных последствий.

Поясним на примерах, о чем идет речь. К врачу приходит пациент и жалуется на болезнь (роль жертвы). Врач, читая карту больного, говорит: «Тот, кто вам все это выписывал, ничего не смыслит в медицине (роль преследователя). Это не помогает от вашей болезни. Я-то точно знаю, что вам поможет (роль «избавителя»). Если вы спросите: «А может быть, предыдущий специалист действительно не компетентен?» – Мы ответим: может быть. Только речь идет не о компетенции специалиста, а об установленной модели взаимоотношений. Сформировалась модель с тремя ролями: «жертва», «преследователь» и «избавитель».

Треугольник Карпмана

Если вы включитесь в подобную модель отношений, то скорее всего, наступит момент, когда роли поменяются местами. И пациент, который не соблюдал режим и методику лечения, придя к заведующему отделением с жалобой на врача, выступит в роли преследователя. А заведующий, если ему важно мнение о клинике, отстаивая компетентность врача, выступит в роли избавителя. Или, пообещав решить этот вопрос, уволит врача, который выступит в роли жертвы. Этот треугольник будет вращаться, а конфликт – расти как снежный ком, вовлекая все новых и новых людей.

Порой очень непросто его остановить. Сложность состоит в том, что врач, не разделяя ответственности с пациентом, полностью берет ее на себя. Как же сделать так, чтобы избежать формирования такой модели? Это хорошо известно и чаще всего используется в бизнесе.

Заключается контракт или договор в различных формах, где распределяется ответственность. Если вы продаете товар и не предупреждаете покупателя о его качествах, есть опасность попасть в треугольник Карпмана. Клиент не доволен вашим товаром и может сообщить всем своим знакомым о том, что у вас плохой товар, лишив вас новых клиентов. Подумайте, насколько эффективнее, собирая информацию о том, что необходимо клиенту, и описывая преимущества и недостатки товара, оставлять выбор покупки за клиентом.

Еще один способ попасть в треугольник – дать человеку совет: поступай так-то так (это другой путь взять на себя чужую ответственность).

В данном случае можно поступить следующим образом:

  1. использовать косвенный способ. Например, сказать: «Я знаю одного очень талантливого человека, который в этой ситуации поступал так-то и так-то. Но я не уверен, насколько это вам может подойти». Такой совет не навязывается клиенту, а предлагается, остается выбор поступить по своему желанию;

  2. использовать метафоры, изречения знаменитых людей, анекдоты.
Техника выхода за пределы треугольника
  1. Контекст.

    Подумайте о взаимоотношениях, которые вас не устраивают. Это могут быть даже просто некие внутренние противоречия или внутренние представления о противоречиях.

  2. Ваша Роль.

    Определите, какую роль вы чаще всего играете в этой ситуации. Возможно, вы постоянно пытаетесь играть роль Жертвы, или постоянно вращаетесь в треугольнике – тогда просто попробуйте определить, кем вы бываете чаще всего.

    Какие чувства и убеждения наиболее характерны для вас в этой ситуации? Составьте их список.

  3. Выйти за пределы.

    А теперь выйдите за пределы треугольника и попробуйте найти место, чувства и убеждения, в котором по вашему мнению наиболее подходящие для этих ранее проблемных взаимоотношений.

    Это можно сделать вполне физически – мысленно обозначьте область на полу, которая для вас является треугольником. Попробуйте там вспомнить все основные чувства и переживания, соответствующие вашим отношениям. А потом просто физически шагните за его пределы и походите по комнате, в поисках более подходящего места.

  4. Переход.

    Отойдите в сторону и сравните ваши чувства в первом и втором случае. Определите, что вам нравится больше. Примите решение выйти за пределы треугольника (если хотите).

  5. Проверка результата и привязка к будущему.

    Подумайте, а как повлияет это изменение на вас и вашу жизнь. Не повредит ли это вам.

Источник:
Институт социальных инициатив
Просмотров: 704
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Ратнер Елена. Какова ваша роль?
  • Шипунов Сергей. Треугольник, в который лучше не попадать
  • Треугольник Карпмана, или драматический треугольник
  • Молярук Александр. Треугольник Карпмана. Или треугольник НЕ-счастья
  • Гуляева Инна «Треугольник Карпмана»: Тиран, Жертва и Спасатель
  • Вакуров Александр. Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение концепции
  • Далит Алла. Роль гнева в прохождении жизненных кризисов
  • Шитов Е. А., Шустов Д. И., Ховрачев А. П. Случай психотерапии симбиотических взаимоотношений в родительской семье больного алкоголизмом
  • Шумилов Вадим. Типичные роли в игровом поведении
  • Хлебова Вероника. Самые известные семейные роли
  • Козлов Николай. Треугольник Карпмана
  • Нарицын Н. Н. Треугольник Карпмана
  • Любимов Александр. Треугольник Карпмана
  • Прасс Михаил. Про «Треугольник Карпмана-Берна»
  • Михаил Прасс. Про «выход» из «треугольника Карпмана»
  • Юденкова О. С. Трансактный анализ ситуации общения «инспектор ОДН – подросток»
  • Бабич Роман. Чувства и стереотипы
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Инглиш Фанита. Различение Жертвы в драматическом треугольнике
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Панюкова Ксения. Выход из Драматического Треугольника – есть!
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Волохов Михаил Григорьевич. Сказка о рыбаке и рыбке. Стоит ли помогать семье которая ссорится?
  • Гейс Каталин. Модель процесса общения – полезный инструмент для развития международного менеджмента
  • Георгиевская Тина. Треугольник судьбы
  • Молярук Александр. Треугольник Счастья
  • Молярук Александр. Треугольник счастья-2
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь