«Треугольник Карпмана»: Тиран, Жертва и Спасатель

Автор: Инна Гуляева   

Распределение ответственности между участниками коммуникации – один из ключевых пунктов человеческих взаимоотношений.

«Треугольник Карпмана» – это модель коммуникации, которая наглядно и раскрывает наиболее распространенные роли во взаимоотношениях: консультант-клиент, партнер–партнер,начальник–подчиненный и т.д.

Эта модель часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту.

Роли: «Жертва», «Преследователь» и «Спаситель».

Суть такая: изначально есть тиран, преследующий жертву.  Потом появляется спасатель, который «заступается» за жертву. И всё бы ничего, если бы не одно «но»…

Самая большая опасность треугольника заключается в его динамичности. Практически всегда после прихода спасателя роли меняются. Причём спасатель обязательно станет жертвой по одному из сценариев:

1. Тиран переключает свою агрессию на спасателя (неприятно, но терпимо)

2. Жертва становится тираном и преследует спасателя (да-да, именно так)

Как ни парадоксально это звучит, но чаще всего спасатель получает по заслугам не от тирана, а от жертвы (второй сценарий). Более того, для образования треугольника тиран изначально не нужен. Нужна только жертва и спасатель.

Проследите конфликтные ситуации в своей жизни — и станет понятно, что многие неприятности образуются именно по этому принципу.

Как же сделать так, чтобы избежать формирования такой модели? Это хорошо известно и чаще всего используется в бизнесе.

Заключается контракт или договор в различных формах, где распределяется ответственность. Если вы продаете товар и не предупреждаете покупателя о его качествах, есть опасность попасть в треугольник Карпмана. Клиент не доволен вашим товаром и может сообщить всем своим знакомым о том, что у вас плохой товар, лишив вас новых клиентов. Подумайте, насколько эффективнее, собирая информацию о том, что необходимо клиенту, и описывая преимущества и недостатки товара, оставлять выбор покупки за клиентом.

Еще один способ попасть в треугольник – дать человеку совет: поступай так-то так (это другой путь взять на себя чужую ответственность).

Техника выхода за пределы треугольника

Контекст

Подумайте о взаимоотношениях, которые вас не устраивают. Это могут быть даже просто некие внутренние противоречия или внутренние представления о противоречиях.

Ваша Роль

Определите, какую роль вы чаще всего играете в этой ситуации. Возможно, вы постоянно пытаетесь играть роль Жертвы, или постоянно вращаетесь в треугольнике – тогда просто попробуйте определить, кем вы бываете чаще всего.

Какие чувства и убеждения наиболее характерны для вас в этой ситуации? Составьте их список.

Выйти за пределы

А теперь выйдите за пределы треугольника и попробуйте найти место, чувства и убеждения, в котором, по вашему мнению, наиболее подходящие для этих ранее проблемных взаимоотношений.

Это можно сделать вполне физически – мысленно обозначьте область на полу, которая для вас является треугольником. Попробуйте там вспомнить все основные чувства и переживания, соответствующие вашим отношениям. А потом просто физически шагните за его пределы и походите по комнате, в поисках более подходящего места.

Переход

Отойдите в сторону и сравните ваши чувства в первом и втором случае. Определите, что вам нравится больше. Примите решение выйти за пределы треугольника (если хотите).

Проверка результата и привязка к будущему.

Подумайте, а как повлияет это изменение на вас и вашу жизнь. Не повредит ли это вам.


Источник:
Академия Арткоучинга

Просмотров: 3459
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Распределение ответственности между участниками коммуникации (треугольник Карпмана)
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Вакуров Александр. Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение концепции
  • Панюкова Ксения. Выход из Драматического Треугольника – есть!
  • Михаил Прасс. Про «выход» из «треугольника Карпмана»
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Треугольник Карпмана, или драматический треугольник
  • Молярук Александр. Треугольник Карпмана. Или треугольник НЕ-счастья
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Любимов Александр. Треугольник Карпмана
  • Козлов Николай. Треугольник Карпмана
  • Нарицын Н. Н. Треугольник Карпмана
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Прасс Михаил. Про «Треугольник Карпмана-Берна»
  • Юденкова О. С. Трансактный анализ ситуации общения «инспектор ОДН – подросток»
  • Бабич Роман. Чувства и стереотипы
  • Серга Татьяна. "Жертва" в драматическом треугольнике - сладкие бонусы беспомощности
  • Ратнер Елена. Какова ваша роль?
  • Шипунов Сергей. Треугольник, в который лучше не попадать
  • Дыбова Ирина. «Ловушка для спасателя». Обидная сторона заботы о наших близких
  • Шитов Е. А., Шустов Д. И., Ховрачев А. П. Случай психотерапии симбиотических взаимоотношений в родительской семье больного алкоголизмом
  • Волохов Михаил Григорьевич. Сказка о рыбаке и рыбке. Стоит ли помогать семье которая ссорится?
  • Хлебова Вероника. Самые известные семейные роли
  • Шумилов Вадим. Типичные роли в игровом поведении
  • Инглиш Фанита. Различение Жертвы в драматическом треугольнике
  • Далит Алла. Роль гнева в прохождении жизненных кризисов
  • Молярук Александр. Треугольник счастья-2
  • Молярук Александр. Треугольник Счастья
  • Георгиевская Тина. Треугольник судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь